Вопросы для самоконтроля

1. Каково соотношение понятий “инвалиды”, “нетипичные люди”, ”пенсионеры”?

2. Осуществите сравнительный анализ моделей инвалидности в контексте практики социальной работы.

3. Назовите главные отличия социальной реабилитации нетипичных людей от психологической реабилитации этой категории клиентов социальных служб.

4. Проанализируйте сложившуюся отечественную практику социальной работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья в контексте “Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов”.

5. Что общего и в чем отличие во взаимопомощи людей с инвалидностью и пожилых людей? 

Задачи и упражнения

 

1. Он страдал дислексией, нарушением слуха, цветовой слепотой. В семнадцать лет парнишка с фермы в штате Висконсии заболел полиомиелитом, повторно – редчайший случай – поразившем его в возрасте пятидесяти одного года.

Первый приступ полиомиелита привел почти к полному параличу. Однако будущий крупнейший и известнейший создатель семейной терапии отнесся к своей болезни с удивительным присутствием духа и непреклонной решимостью одолеть ее. Он не был раздавлен, наоборот, физическая немощность стала для него теми “лабораторными условиями”, в которых он и развил свои способности, сделавшие его несравненным психотерапевтом: необычайную наблюдательность, глубокое проникновение в микропроцессы, из которых складывается навык, волевое “включение” запасной, обычно недооцениваемой энергии организма.

Позабыв обо всем на свете, он следил за своей крохотной сестренкой, только начинавшей ходить. Много лет спустя он рассказывал об этих часах усердного наблюдения: “Я научился вставать, видя, как моя малышка-сестренка этому училась: надо опереться обеими руками, развести ноги, делая упор на коленки и на ту руку, которая помогает выпрямиться”. Наконец, ему удалось справиться с недугом настолько, что он мог передвигаться на костылях, а потом - опираясь на палку.

Назовите имя этого специалиста и расскажите о разработанных и используемых им приемах социальной реабилитации людей с инвалидностью.

2.”Отправляйтесь на поиски своих людей: любите их; учитесь у них; стройте планы вместе с ними; служите им; начинайте с того, что они имеют; основывайтесь на том, что они знают. Но о лучших руководителях, когда их задача выполнена, а их работа сделана, люди говорят: ”Мы сделали это сами!”

Кредо какой модели инвалидности могли бы стать эти слова, взятые из старого китайского изречения?

3. В 2004 г. в ходе осуществления в Санкт-Петербурге социального проекта “Информационная поддержка людей с нарушением интеллектуального развития” был издан сборник стихов этих людей. Ниже приведены фрагменты одного из стихотворений, автор которого - Ольга Чобур:

“Моя мама – борец с “сюси-пуси”,

Но трещит уже по всем швам

От общественной работы и борьбы.

Любовь – прекрасное чувство,

Но и у любви есть свои изъяны.

Любовь тогда хороша, когда она в меру,

А когда она переходит в опеку,

Начинаются “сюси-пуси”…

Детям уже за 20-25 лет,

А мать все за них делает.

Это все очень плохо.

И надо всем бороться против “сюси-пуси”.

Конечно, наши родители

Нам не вредители”.

Проанализируйте возможные способы и формы социальной реабилитации людей с инвалидностью, где уместно было использование данного стихотворения, как, впрочем, и самой книги, откуда взято это стихотворение (Другов и другие. - СПб., 2004. - С.35).

4. Проанализируйте в контексте понятия “социальная реабилитация” приложение 7. Что бы Вы - эксперт - наверняка оставили в данном документе как его основу, а что подвергли бы существенной корректировке?

5. Компоненты успешной социальной работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья включают в себя[86]:

 

  - Регулярный контакт - Акцент на способностях инвалидов, а не на их отсутствии - Использование вспомогательных материалов, пособий для людей с инвалидностью и их окружением - Семья – в центре внимания - Внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только об инвалиде, но и его ближайшем окружении - Организация групп поддержки, где обсуждаются успехи и проблемы  

 

Разделяете ли Вы данную точку зрения? Какая модель инвалидности лежит в ее основе?

6. Один человек просит сшить костюм по мерке. Костюм, наконец, готов. Заказчик примеряет его и оказывается недовольным работой. Он говорит портному, что рукава слишком длинны. Портной: “Но это только сейчас. Когда-нибудь Вы выступите с речью и пожелаете сделать выразительный жест, например такой”.

При этом портной высоко поднимает руку над головой и просит клиента сделать то же самое. “Вот видите! Рукава в самый раз”.

“Ну ладно. А как быть со штанинами, которые болтаются?”

“Ну, это только сейчас. Согните-ка немного правую ногу! Еще немного, как если бы Вы на приеме стояли, небрежно прислонившись к стене. Вот так! Отлично!”

Клиент расплачивается, надевает новый костюм и выходит из мастерской. Руку он держит поднятой в выразительном жесте, а правую ногу при ходьбе сильно сгибает в колене. Навстречу идут две дамы. Одна из них шепчет: “Посмотри на этого калеку!”

Другая: “Бедняга. Но костюм он шьет у первоклассного портного”.

Проанализируйте этот анекдот, рассказанный Б.Тренкле (Тренкле Б. Учебник психо-хо-терапии. Вполне серьезные анекдоты. М., 1998. С.59-60), в контексте изученной темы.

Тема 19. Социальная работа

С переживающими утрату

 

                                                       Лечение помогает нам умирать

                                                  продолжительнее и мучительнее

                                              Плутарх

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие “переживание утраты”.

2. Теоретическая база социальной работы с переживающими утрату.

3. Способы социальной работы с переживающими утрату.

4. Хоспис как многопрофильная программа помощи переживающим утрату.

5. Взаимопомощь в социальной работе с переживающими утрату

Литература

Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь / Под ред.О.В. Красновой. - М.: МПГУ; Обнинск: ”Принтер”, 2002. – 336 с.

Белоусов, С.А. Духовная зрелость личности и отношение к смерти) / С.А. Белоусов // Психология зрелости и старения. - 1998. - №4. - С.47-64..

Геневей, Б. Потеря матери: личные впечатления (Реферативный обзор) / Б. Генвей // Психология зрелости и старения. - 1998. - №2. - С.69-72.

Derek, D. Caring for a dying relative. A guide for families / D. Derek. - New York-Tokio, 1994. - 106 p.

Калиш, Р. Пожилые люди и горе / Р. Калиш // Психология зрелости и старения. - 1997. - №4. - С.38-42.

Краснова, О.В. Пожилые люди, умирание и механизмы переноса / О.В. Краснова // Психология зрелости и старения. - 1998. - №4. - С.65-70.

Кюблер-Росс, Э. О смерти и умирании: Пер. с англ. / Э. Кюблер-Росс. - К.: “София”, 2001. – 320 с.

Линдеманн, Э. Клиника острого горя / Э. Линдеманн // Психология зрелости и старения. - 1998. - №2. - С.61-68.

Лунев, Д.Н. По ту сторону смерти / Д.Н. Лунев. // Психология зрелости и старения. - 1998. - №2. - С.78-81.

Pinkus, L. Death and the Family. The Importance of Mourning / L. Pinkus, London–Boston: Faber and Faber, 1997. - P.278.

Рекомендации по работе с человеком, перенесшим тяжелую потерю // Психология зрелости и старения. - 1998. - №2. - С.73-77.

Сандерс, С. Помощь умирающим / С. Сандерс // Здоровье мира. - 1982. - №11. - С.16-19.

Уорнер, У. Живые и мертвые / У. Уорнер. - М.–СПб.: Университетская книга, 2000. - 671 с.

Фонтана, Д. Как справиться со стрессом. – Пери, Г. Как справиться с кризисом. – Брум, А., Джеллико, Х. Как жить с вашей болью: Пер с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 1995. – 352 с.

 

I. Никто не может предотвратить уход из жизни. Поэтому признание неизбежности смерти и тяжелой утраты не как страшной угрозы, нависшей над человеком, но как важной части его жизни, к которой можно самостоятельно подготовиться, могло бы стать одной из самых важных мер. Платона как-то попросили кратко выразить самую суть “Диалогов”, и он, пребывая на смертном одре, ответил: “Учиться умирать”.[87] Однако в современной культуре фактически отсутствуют даже попытки подготовиться к большинству жизненных ситуаций: к отцовству, материнству, раннему пребыванию в детских учреждениях при подготовке к школе, ко всем видам подготовки к профессиональной деятельности, к примирению к сокращению и пребыванию на больничной койке и, возможно, многому другому. Но все это ничего не значит по сравнению с подготовкой к основному испытанию, с которым сталкиваются люди в любом возрасте: смерти и переживанию утраты.

Неведение и страх смерти затемняют жизнь. Знание же об этом и принятие смерти стирают эту тень и делают жизнь свободнее от страхов и тревог. Чем полнее и богаче восприятие жизни, тем меньше смерть значит для них, ибо любовь к жизни изгоняет страх смерти. Детский терапевт как-то в общении с Л.Пинкус сказал: ”Дети родителей, которые не боятся смерти, не боятся жизни”[88]. В этом смысле обучение смерти есть обучение жизни, и это должно быть одной из основ образования, включая социономическое, а также и полем деятельности всех СМИ.

Утрата (или потеря) и горе долгое время не признавались специалистами в области социальной работы важными моментами, определяющими состояние личности. Лишь в 60-х гг. ХХ в. потеря и утрата и их спутники – горе, траур и реабилитация – начали привлекать внимание тех, кто посвятил себя облегчению человеческих страданий.

Утрату будем определять как “лишение человека чего-то близкого и ценного для него”[89]. Утрата близкого и дорогого человека – одно из самых болезненных переживаний в жизни. Она приводит к чувству пустоты, которое люди стараются изжить, к душевной боли, называемой горем.

Утраты могут быть разделены на четыре категории: утрата близкого человека, частичная потеря своей личности, потеря материальных предметов, и потеря в процессе развития. Так, например, развитие как таковое предполагает отрицание предыдущего его этапа – скажем, начало обучения в школе, выход на пенсию, старение. Эти потери более или менее предсказуемы. Другие потери менее предсказуемы, это - развод, смерть в молодом возрасте, самоубийство.

Утрата может быть реальной или символической, перманентной или временной, легкой или травмирующей, и даже катастрофической. Она может быть единичной или волнообразной, очевидной или незаметной, внезапной или предвидимой, полной или частичной. Одни женщины воспринимают как утрату отсутствие детей, другие – материнство. Утрата отрицательно влияет на самоуважение, которое всегда остается хрупким и уязвимым[90].

II. Процесс, через который проходят переживающие утрату люди, описан был Э.Кюблер-Росс (1969), работавшей психиатром в больнице общего профиля г.Чикаго[91]. Наблюдая общие процессы умирания, она пришла к выводу о необходимости создания научного подхода к умиранию и смерти. До этого приходившие родственники, знакомые не могли помочь умирающим: они избегали тему смерти, боясь затронуть то, о чем, по их мнению, больные не хотели говорить. Они сами не знали смерти, прятались от нее и замалчивали, считая, что так лучше самому больному. Выразить горе, даже плакать, родственники не могли, не желая беспокоить больного.

Э.Кюблер-Росс интервьюировала умирающих больных (большей частью онкологических). Однако врачи, к которым она обращалась за разрешением, ей не позволяли этого делать. С некоторыми из больных она, тем не менее, начала работать, замечая, что больные, участвовавшие в этой работе, становились спокойнее.

Э.Кюблер-Росс нашла простой и честный способ разговаривать с безнадежно больными. Она сообщала больному человеку, что ведется научная работа по изучению смерти для помощи тяжело больным, и что нужна помощь самих больных, чтобы они рассказали о своих чувствах, мыслях, переживаниях. При этом разговор велся только с теми, кто знал о своей болезни. Большинство выражало удовлетворение по поводу того, что в своем плачевном состоянии они могут быть полезными другим. За два с половиной года Э.Кюблер-Росс проинтервьюировала более двухсот умирающих людей, что позволило ей выделить стадии тех переживаний, через которые проходят люди, находящиеся в тяжелом горе.

1) Шок – обычен в начальных стадиях, следующих за утратой. Чувства на этой стадии: оцепенение и неверие, реакция – плач, дрожь и т.д. Шок дает время, в которое требуется делать что-то конкретное. Тем самым шок имеет практическую ценность.

2) Отрицание – неприятие трудного факта, протест или злоба по отношению к смерти. Обычно в таких случаях говорят или думают: ”нет, не я/он/она”, “я не могу в это поверить” или “этого не могло случиться”. Эта стадия смягчает шок. Без нее страх и горе были бы слишком тяжелыми. Следует заметить, что поведение на этой стадии нерациональное, у людей часто сохраняется вера в то, что все вернется на круги своя.

3) Злоба – возникает тогда, когда стихает первый шок, появляется гнев, возмущение: “Почему я?”, “Почему другие, старше меня, будут жить, а я должен умереть?” Люди испытывают это чувство иногда по отношению к умершему человеку: “Как он мог сделать это?”, или по отношению к самому себе: ”Если бы я только не сказал (не сделал) того в тот день, когда он умер”. Часто сопровождается чувством вины. Гнев может быть направлен даже на нейтральный объект, например, на врачей, социономов.

4) Торг или сделка – больше относится к тем случаям, когда человек при смерти или его близкие надеются, что каким-то образом, при условии, что они будут делать что-то особенное, например, больше молиться, соблюдать диету, перестанут ругаться с детьми, изменится диагноз. Для людей, переживающих тяжелую утрату, не является чем-то необычным иметь верования, представления, что если они будут думать или вести себя особым образом, то изменится реальность. Они обещают стать лучше, жить лучше, если им дадут больше времени. Эта стадия обусловлена чувством вины или страха. Поэтому задачей специалиста является вернуть клиента на реальную почву, чтобы избавить их от этих чувств. Например, “Вы действительно думаете, что она заболела потому, что Вы ходили на футбол?”[92].

5) Депрессия – становится уже невозможно отрицать реальность случившегося. Больной слабеет и видит это: ”да, я умираю” или ”он/она умирает”. Протеста больше нет, а есть слабость и горе, сожаление о своих плохих поступках, огорчениях, причиненных другим. Возможны попытки исправить что-то.

6) Принятие – относится к тому, когда человек смирился с фактом утраты и может продолжать свою жизнь, не забывая умершего, но уже не сокрушаясь, не горюя, или человек смиряется со своим возможным концом: ”теперь уже скоро и пусть будет”. Утрата уже не воспринимается как трагедия. Возможно появление новых увлечений, новых знакомств и т.п. Это – спокойствие, принятие. Это не состояние счастья, но и несчастья здесь тоже нет. По сути, это его победа.

Специалисту важно иметь в виду, что на стадии отрицания переживающие утрату могут иметь самые различные реакции иррационального поведения: плакать, испытывать кошмары, искать умершего. Они испытывают физическое истощение, апатию, бессонницу. Они теряют идентичность (вдова – “не жена” такого-то человека, безработный – не сотрудник такой-то фирмы и т.д.). Поэтому следует поговорить с клиентом о перенесенных ранее утратах, памятуя о том, что каждый проходит через этот процесс в своем собственном режиме.

Теория Э.Кюблер-Росс является, как, впрочем, и любой другой научный подход, объектом критики ее оппонентов, постулирующих, что эта теория отличается излишней жесткостью предписания стадий переживания утраты. Но, практика свидетельствует, что некоторые люди могут от “шока” перейти сразу к “принятию”. Возможно и непоследовательное прохождение этих стадий. Процесс переживания утраты имеет большие индивидуальные различия, и его целесообразнее рассматривать, с точки зрения оппонентов теории Э.Кюблер-Росс, не как прямую линию, а как круг, через который люди могут проходить снова и снова. Например, увидев случайно фотографию умершего, человек может снова пережить сильные чувства, несмотря на продолжительное время, прошедшее со дня смерти близкого человека.

Широко распространена и психодинамическая модель терапии тяжелой утраты, разработанная на основе трудов З.Фрейда и его учеников[93]. Согласно данной модели, формирование первых и наиболее важных отношений происходит в первые годы жизни индивида, когда возникает привязанность к людям, обеспечивающим уход и заботу, чаще всего к родителям. Позднее человек тратит свою эмоциональную и физическую энергию на попытки найти еще кого-то, кто может его понять, дать то, что ему не хватало в детстве, установить отношения. Поэтому, когда умирает кто-то близкий, особенно если в отношениях был конфликт, человек чувствует себя обездоленным. В эмоциональном смысле он чувствует, что как бы “отрезали” часть его.

Несмотря на то, что нет “правильного” образа горевания, различают нормальное и патологическое горе. Орденс описал задачи горюющего в нормальном процессе горевания:

- Примите, что горе – это тяжелая работа.

- Примите реальность утраты.

- Примите и переживите боль утраты.

- Адаптируйтесь к среде, в которой больше нет умершего человека.

- Заберите эмоциональную энергию из этих отношений и начните ее “вкладывать” в новые.

Большинство людей проходят через горе, не испытывая непреодолимых трудностей с переживанием утраты. Они переживают элементы процесса, описанные Э.Кюблер-Росс, хотя необязательно в таком же порядке. В нормальном ходе переживания утраты люди не впадают в депрессию, не становятся дезорганизованными. Они способны интегрировать пережитое в свою жизнь. В этой связи, продолжая анализ теоретической базы социальной работы со скорбящими, крайне важно рассмотреть нормальную модель переживания горя, автор которой - Крайтэк[94]. Согласно данной модели, в процессе переживания утраты необходимо выделять следующие фазы:

От одного до трех месяцев:

- тоска,слезы, глубокие вздохи, сильная физическая и душевная боль, страдания; отсутствие интереса к чему-либо, идеализация умершего;

- поиски: беспокойство, отсутствие удовольствия от чего-либо;

- тревога: страхи, чувство безнадежности;

- злоба: обида на умершего, другие делают все неправильно;

- вина: самообвинения;

- одиночество: чувство отверженности.

От трех до девяти месяцев:

- депрессия: отчаяние, тревога, чувство вины;

- апатия: отсутствие воли, безразличие;

- потеря личности: потеря супружеского или социального статуса, потеря сексуального чувства;

- смягчение: обретение себя вновь, нахождение смысла в потере;

- стигма: потеря друзей, избегание семейных пар.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: