Где найти добровольцев?

  Вопросы 1 2 3 4 5 6
    Кто может  помочь найти единомышленников Семья Друзья Соседи Участковый врач или медсестра Другой специалист Работники общ. организаций
  Где разместить объявление В СМИ В поликлинике, больнице На остановке общ. транспорта В магазине В библиотеке В социальной службе

 

Размещать объявления важно там, где бывают потенциальные участники группы, в тех СМИ, которые востребованы потенциальными участниками формируемого объединения. Способы размещения этих объявлений, как и типы набора добровольцев - разные.

Собеседование с потенциальными участниками группы как технологический процесс включает в себя ряд этапов. Для начального этапа характерно использование следующих приемов: поприветствовать потенциального участника взаимопомощи, поблагодарить за встречу; познакомиться, объяснить, что ожидается от собеседника и как он может помочь; дать понять, что решение можно принять во время собеседования; настроить собеседника на деловой тон; дать информацию об уже существующих объединениях взаимопомощи, их деятельности.

Определяясь с вопросом, подходит ли собеседник на роль участника формируемой группы, можно воспользоваться, например, серией вопросов типа:

1.Что бы Вы хотели знать для начала разговора?

2. Что побудило Вас согласиться на нашу встречу?

3. Какими навыками оказания помощи Вы владеете?

4. Опишите, пожалуйста, идеального участника группы взаимопомощи[165].

По окончании собеседования, в зависимости от его результатов, специалист рекомендует будущему участнику группы определенный участок работы или вежливо объясняет, что сейчас для него работы нет. Отобранные в группу люди информируются о предстоящих встречах с другими активистами, где будут обсуждаться цели, направления, философия совместной деятельности, и что ожидается от потенциальных участников группы.

Прежде чем начать собеседование с потенциальным участником группы взаимопомощи, специалист призван определиться с целями собеседования. Ими могут быть следующие: определить, подходит ли данный человек на роль участника группы взаимопомощи; осуществить набор этих участников.

При наборе добровольцев важно помнить, что одного желания работать недостаточно. Необходимо наличие способностей к недирективному стилю общения, оказанию помощи людям разного социального статуса.

Собеседование – тщательно подготовленный процесс. Продумывается место (доступность, дружеская атмосфера, конфиденциальность), время и даже тон голоса. Голос может быть приятным или раздражающим, четким или невнятным, ясным или резким. Он может быть уверенным или неуверенным. Уверенный – показатель знания дела, один из навыков решения проблем (Ф.Шарп). Звучание голоса зависит от следующих факторов: энергия (отражает отношение к собеседнику или к тому, что Вы говорите, а также настроение); скорость речи (обычная – 125 слов в минуту; если говорите быстрее, Вас трудно понять); тональность голоса (голос может быть монотонным, высоким или низким; значимо умение менять тональность голоса и интонацию); качество (зависит от сочетания перечисленных выше факторов)[166].

Собеседование с потенциальным участником группы включает в себя, в т.ч., план, перечень вопросов и возможных направлений деятельности как группы в целом, так и ее участников в частности, информационные материалы, например, об уже существующих объединениях взаимопомощи.

При организации рекламы создаваемой группы возможно использование разных ее видов, форм и методов. Цель – убедить людей в необходимости определенного поведения: присоединиться к создаваемой группе, с одной стороны, с другой, – способствовать утверждению позитивного имиджа:

а) клиентов социальной службы – пребывающих в трудной жизненной ситуации людей - как достойных сограждан, способных к самостоятельному решению своих проблем;

б) социальных служб как посредников в процессе самоорганизации этих людей.

К видам рекламы отнесем пригласительные билеты на организационные собрания групп, бланки писем, вывески на здании социальной службы, газетную рекламу, рекламу-открытку, сувенир-рекламу, рекламную листовку (см. тему “Работа с общественностью в социономической деятельности”).

Резюмируя сказанное относительно организации рекламы взаимопомощи, подчеркнем, что устная реклама – наилучший способ набора добровольцев[167]. При ее подготовке стоит определиться с целями соответствующей деятельности, объектом вмешательства, способами, местом и временем ее осуществления.

Клиенту - активисту или специалисту, которым поручен поиск соратников, целесообразно помнить, что одно дело заниматься этим на подготовительном этапе, другое – на последующих. В первом случае потенциальных участников группы, как правило, поддерживает социальная служба, организуя "чаепития", вручение символических сувениров (например, сделанных руками клиентов этой организации). Другое дело – организация мероприятий и поиск пожертвований на последующих этапах ее функционирования. Здесь придется осуществить поиск источников финансирования деятельности группы от имени социальной службы, на базе которой осуществляется эта деятельность, или конкретных людей. Это порождает ряд проблем, связанных с доверием спонсора, с отношениями внутри группы и особенностями социальной политики в целом. Данные проблемы гораздо реже возникают в случае организационного оформления группы.

Организация взаимопомощи зависит и от особенностей помещения, в котором проходят собрания. Занимаясь поиском данного помещения, необходимо помнить, что оно должно быть доступным и удобным для участников группы (территория, этаж, освещенность, мебель и т.п.), обеспечивать конфиденциальность общения. Заметим, что первые встречи организаторов группы, предваряющие практическую работу, могут проходить дома у одного из будущих участников группы или в помещении социальной службы. Но в любом случае место встречи должно быть доступным и удобным для всех приглашенных.

Для начального этапа становления и развития группы характерен также ряд особенностей. Во-первых, имеет смысл поинтересоваться у пришедших на встречу и заявивших о желании войти в создаваемую группу, их ожиданиями от будущей совместной деятельности, используя технику: " Как дела?" Подобные техники вмешательства позволяют представиться каждому участнику собрания, рассказать несколько слов о событиях, произошедших в его жизни за последнее время, в том числе побудивших прийти на данное собрание.

В целях обеспечения хорошей встречи специалист предлагает участникам группы: сесть в круг, чтобы все были включены в разговор; договориться о том, чтобы кто-то один был председателем (ведущим, фасилитатором) встречи, подчеркнув, что лучше председательствовать по очереди; обеспечить возможность каждому желающему высказаться; напомнить участникам собрания о конфиденциальности общения: все произнесенное в группе останется между ее участниками, - а также о других ритуалах и правилах совместной работы; спокойно отнестись к возникающему порой неловкому молчанию; договориться о необходимости обсуждения не только проблем, трудностей, но и положительного опыта, который есть у каждого; договориться об окончании встречи; оставить некоторое время после окончания встречи для неформального общения, чтобы участники собрания могли расслабиться и просто "поболтать"; предложить собравшимся чай, прохладительные напитки; предусмотреть, (возможно, посредством обсуждения данного вопроса в группе), что может помешать становлению и развитию группы, чтобы быть в состоянии предупредить или преодолеть данные помехи.

В целях продолжения знакомства и движения к определению целей совместной деятельности возможно использование техники неоконченных предложений [168]. Участникам группы может быть предложен ряд упражнений, например: "Завершите, пожалуйста, следующее предложение: "Инвалид – это…" (в случае создания группы для людей с ограниченными возможностями здоровья).

Анализ полученных результатов позволяет изучить социальные ожидания, социальные идентификации участников формируемой группы, роль в этих идентификациях общественных объединений, а также вывести группу на обсуждение современных моделей инвалидности, в нашем примере; определиться с фундаментом – теоретической базой деятельности создаваемой группы. 

Определение фундамента, теоретической базы группы связано с вопросом о целях группы: "Чего она хочет достичь? ", "К чему стремится?" Обсуждение целей, как правило, обнаруживает наличие разных представлений у разных людей. Окончательная формулировка цели группы дается не на начальном этапе, ибо формирование группы не завершено. На начальном этапе желательно поставить перед собой простые, легко достижимые задачи, с которыми согласны все.

Очень важно, чтобы каждый участник группы высказал свои мысли. Для этого возможно использование разных техник. Например, участникам предлагается несколько карточек, на которые выписаны цели уже существующих групп взаимопомощи.

Обсуждение целей уже существующих объединений и определение в этой связи своей цели возможно с использованием метода номинальных групп [169]. Заметим, что данный метод как один из видов групповой работы относится к базовым в технологии взаимопомощи. По достижении согласия группы относительно цели ее деятельности рекомендуется записать эту цель в протокол встречи.

Четко сформулированная цель группы – дополнительный фактор привлечения в нее новых участников, установления продуктивного взаимодействия со специалистами как социальных служб, так и медицинских учреждений, возможно, библиотек, кинотеатров, аптек, СМИ. Группа не обязана приглашать на свои встречи гостей. Их присутствие может даже помешать. Но время от времени на открытые собрания группы это можно делать.

При определении цели группы, места и роли в ней специалиста социальной службы возможно использование метода метафоры, суть которого – в постижении одной области вещей с помощью понятий, описывающих другую. Заметим, что метафора рассматривается сегодня и как вид научного знания, и как объяснительная модель социальной практики. Признание ее роли в научном дискурсе привело и к иному, чем прежде, пониманию социальной практики. Метафора достаточно проста, эффективна, позволяет передать функцию лидера членам группы. Участникам группы в рассматриваемом случае предлагается изобразить современную группу взаимопомощи на ватмане, используя разноцветные маркеры. Возможен и другой вариант: составление картины группы взаимопомощи из иллюстраций газет, журналов (например, "Работница",

"Русский инвалид", "Ветеран") посредством наклеивания этих иллюстраций на ватман. В таком случае на контекстуальном уровне привлекается внимание участников группы к текстам специализированных газет и журналов, которые могли бы стать предметом для обсуждения на последующих собраниях объединения. При этом, если численный состав группы позволяет, она делится ведущим на подгруппы (с количеством участников 3-5 человек), каждая из которых получает собственные задания. Затем полученные рисунки вывешиваются на одной из стен комнаты (оформление комнаты, в которой проходит собрание группы, продолжается: см. тему “Метод групповой социальной работы”). Обсуждение рисунка идет по определенной, в соответствии с целями собрания, схеме[170]. Автор, работа которого получила самую высокую оценку, поощряется в контексте теории социального обмена.

Не менее важным является и вопрос о принципах и направлениях работы группы. При обсуждении их возможно использование ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", где тема принципов и направлений деятельности социальных служб содержательно представлена. Одновременно можно было бы вернуться к обсуждению вопроса об отличии группы взаимопомощи от социальной службы, прочих социальных организаций.

Наконец, существует и проблема финансирования, которая также должна быть обсуждена на начальном этапе функционирования группы. Необходимо решить, для чего группе нужны деньги. Расходы большинства групп невелики, включают иногда покупку канцелярских принадлежностей, стоимость ксерокопирования печатных материалов (листовок, объявлений). Данный вопрос обсуждается в группе. Это может быть сделано посредством обращения к опыту других групп, например, прошедших через организационное оформление. Задача специалиста – рассказать о возможностях социальной службы на сей счет.

Резюмируя сказанное относительно начального этапа становления и развития группы взаимопомощи, подчеркнем, что задача специалиста – помочь группе в построении продуктивного взаимодействия. Значимую роль в этом призван сыграть Кодекс общения, который обсуждается, принимается группой и вывешивается на одной из стен комнаты, где проходят собрания группы (см. тему “Метод групповой социальной работы”).

Одно из основных условий взаимопомощи: ни одному участнику группы нельзя предлагать в одиночку брать на себя какую-либо зону ответственности. Ситуация, когда один человек выполняет большую часть работы группы, встречается часто, что имеет своим следствием физическое и моральное истощение такого человека, с одной стороны, с другой, ведет к пассивности, апатии и безответственности. Группа должна решить, какие поручения необходимо на себя взять ее участниками.

Таким образом, начальный этап – это группообразование. Именно здесь закладываются основы взаимопомощи, намечаются формы и способы координации и интеграции усилий. Это процесс, в ходе которого определяется, смогут ли отдельные участники стать коллективным субъектом деятельности, возникнет ли синергетический эффект. Задача специалиста – в том, чтобы завоевать доверие, помочь участникам ближе узнать друг друга, подбодрить тех, кто отмалчивается, сдержать слишком активных. Специалист выступает как человек, задающий первичные нормы общения и способы взаимодействия, восполняющий недостающие позиции. Его задача – сформировать первичный консенсус, отдавая себе отчет, что согласие на этом этапе носит во многом "ложный", предварительный, поверхностный характер.

Иногда в группе оказываются люди, превосходящие специалиста в искусстве общения (например, "Соседушки" - клуб бывших педагогов). Специалисту рекомендуется вступить с ними в союз. Сложнее ситуация, когда в группе есть люди, владеющие специальными методами вмешательства в трудную жизненную ситуацию (например, клуб бывших медицинских работников). С ними целесообразно согласовывать заранее свои действия.

Начальный этап – это и первичный, поверхностный консенсус, и "полоса штормов", когда идет определение ролей участников группы, отвечающих их склонностям и способностям. В группе порой встает вопрос: "Можно ли выздороветь через разговор?" В этой ситуации эффективен контрвопрос: "Можно ли словом убить?"

Обычно члены группы сначала показывают друг другу лишь свою "оболочку". Что спрятано за ней, проявляется не сразу, с опасениями. И в этой связи задача специалиста – постоянно подпитывать "особый" вклад каждого участника. Специалист призван помочь в преодолении конфликтов, самоидентификации участников создаваемой группы, ориентируясь на взаимную поддержку, обеспечиваемую целью, принципами деятельности, Кодексом общения, упомянутыми выше.

Этап совершения действий – это период нормальной работы, когда потребность в специалисте ослабевает. Ему необходимо отойти в "тень", передоверив свои организаторские и методические функции другим участникам объединения. Для решения подобного рода задач возможно использование техники определения первого шага группы, представленной в приложении[171], и техники, описанной с помощью следующей таблицы:

                                 Таблица 12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: