Дети в течение 5 минут пускают мыльные пузыри.
«Увидела эту пушистую-пушистую пену одна девочка, нырнула в корыто. И вдруг они поднялись и унеслись в небо. А ветер все дул и дул. Мыльные пузыри становились все больше, ветер переборщил, пузыри полопались, а корыто приземлилось в неизвестном городе, неизвестной стране. Печальная это была страна: мыло там еще не открыли, и люди не мылись. Поэтому и болезни гуляли на свободе, люди и даже дети часто умирали. И когда русая девочка спустилась с неба в корыте, все были удивлены. Такую чистую девочку, с таким белым лицом, с такими золотыми волосами они видели впервые. И сразу сделали ее принцессой и назвали Солнцелученькой».
6. Этюд «Удивление».
Один ребенок - «Солнцелученька», остальные изображают глубокое удивление (широко открывают глаза, поднимают брови, приоткрывают рот, а руки разводят в стороны).
«Для начала принцесса вымыла престол водой и мылом. А затем издала указ: «Да откроются мыльные фабрики! Да зовется эта страна отныне Новая Мыландия, а столица — Мылгород! Подпись: принцесса Солнцелученька».
|
|
Вы думаете, вопрос о болезнях был решен? Ничего подобного! Все еще попадались дети, не хотевшие мыться дочиста. Микробы прятались у них под ногтями, гнездились в волосах и даже заползали в немытые уши. И тогда принцесса Солнцелученька сделала вот что: во-первых, в полночь вызвала к себе кошмарные сны и приказала им бродить по городу, навещая тех, кто не хотел мыться; во-вторых, запретила продавать пир о жны е и мороженое детям, у которых грязные руки.
С тех пор самые упрямые дети стали мыться по утрам».
Игра «Упрямая подушка».
И фа способствует снятию общей агрессии, негативизма, упрямства.
Подготавливается «волшебная упрямая подушка» (подушка с темной наволочкой).
«Волшебница-фея Подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте ирогоним упрямки».
Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее» (снимается стереотип и эмоциональный зажим).
Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется индивидуально — от нескольких секунд до 2-3 минут).
Взрослый предлагает послушать упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети говорят, что «упрямки шепчутся», другие ничего не слышат. «Упрямки испугались и молчат в подушке», — отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).
«Так мыло покоряло страну за страной, но все-таки... слишком медленно. И наша умная принцесса садилась в свое корыто, полное мыльных пузырей, и говорила: "О, ветер, ветер! Отнеси меня туда, где еще есть дети, которые не хотят умываться!"
|
|
Я не знаю, сыщет ли у нас принцесса Солнцелученька детей, не любящих мыла? Найдетли таких, кого необходимо навестить кошмарным снам? Не могу в это поверить».
Заключительный этап.
Дети, передавая воздушный шарик по кругу, рассказывают, что на занятии им понравилось больше всего.
Ритуал выхода из сказки.
ЗАНЯТИЕ 13. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Цели
Активизация лучших черт ребенка, чувствительности, восприимчивости и бережного отношения к окружающему миру> развитие умения вслушиваться в звуки природы > снятие эмоционально -психического и телесного напряжения.
Ход занятия
Ритуал вхождения в сказку.
Вхождение в сказку «Лягушка и экскаватор».
«Вы хотите сегодня попасть в сказку? А для этого нам надо пройти через волшебный тоннель. Там немного темновато, но того, кто не побоится и преодолеет свой страх, ждут удивительные приключения вместе с героями сказки».
Тоннель готовится заранее: расставляются детские стульчики, сверху они накрываются плотной тканью. Недалеко от выхода на полу размещается лампа, накрытая тканью («свет в конце тоннеля»).
«Вы замечательно проползли по волшебному тоннелю, преодолели свой страх и приобрели новые силы для чудесных приключений в сказке "Лягушка и экскаватор"».
«В парке было спокойно, красиво и чисто. Клумбы были полны цветов. Над цветами порхали бабочки. Особой причины летать у бабочек не было, и они летали просто так, чтобы парк выглядел еще веселее и наряднее».
3. Упражнение «Бабочки».
Дети садятся на пол, сгибают ноги в коленях и соединяют стопы. Обхватив руками носки стоп, дети медленно поднимают и опускают на пол колени... Упражнение выполняется мягко, без рывков, спина держится прямо. Дети наблюдают за ощущениями в ногах, за приятным растягиванием мышц бедер.
«Птицы пели среди листвы. Парк все время был полон щебета и чириканья, свиста и звонких трелей. Белки резвились на ветвях здесь и там. Они шумно бегали по деревьям, грызли с умным видом орехи».
Упражнение «Белки».
Дети прыгают со стола на руки ведущему. Ведущий становится так, чтобы у детей была возможность тянуться.
«И еще в парке был пруд. По его зеркальной поверхности плавали два прекрасных лебедя, а в воде резвились золотые рыбки. Но кроме лебедей и рыбок в этом пруду жила еще лягушка, на которую: особого внимания никто не обращал.
Итак, в парке было красиво и спокойно».
5. Упражнение «Звуки природы».
Дети расслабляются и вслушиваются в звуки природы (аудиозапись). «Но однажды, совершенно неожиданно для: всех, задрожала земля, и в парк прямо через забор с грохотом пожаловал... экскаватор».
6. Упражнение «Грохот экскаватора». Дети стучат кулачками по полу:
а) в определенном ритме, задаваемом психологом;
б) вразнобой.
После этого дети потряхивают кистями, ласково их поглаживают, расслабляют и слушают ощущения в руках.
«Парк был потрясен. Цветы задрожали от страха, бабочки куда-то пропали, смолкло птичье пение.
А экскаватор ступал тяжелыми шагами, и в своей огромной раскрытой пасти он нес огромную гору мусора, которую собрался вывалить прямо в парке среди цветов. По парку прошел испуганный ропот.
Но тут вылезла из пруда лягушка и сердито проквакала:
— Ну что за тупоголовая образина! Да ты у меня в момент отсюда уберешься!
— Что? Что такое? - сердито пробурчал экскаватор. - Я экскаватор! А ты, козявка, командовать мною вздумала?»