Научно-технический прогресс не может не изменять характера требований к двигательной подготовленности человека, поэтому выдвигаются новые, современные требования к физическому совершенствованию организма. Чтобы физическое воспитание могло целесообразно выполнять свою функцию, необходимы глубокие знания, о структуре моторики человека начиная уже с ранних этапов его онтогенеза. Тем более что в настоящее время отмечается тенденция к ускорению как физического, так и интеллектуального развития подрастающего поколения на фоне значительного снижения двигательной активности.
Объект исследования - дети-школьники.
Субъект исследования - школьники младших классов.
Предмет исследования - основные показатели физического развития школьников и необходимость врачебно-педагогического контроля на уроках физкультуры.
Задачи и содержание физического воспитания в школе
Задачами физического воспитания детей школьного возраста являются:
а) укрепление здоровья, закаливание учащихся, содействие их правильному физическому развитию и поддержанию высокого уровня умственной работоспособности;
|
|
б) воспитание физических качеств (ловкости, силы, быстроты, выносливости, гибкости) и формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, строевая подготовка, лыжная подготовка, упражнения) равновесие, упражнения, воспитывающие правильную осанку, точность и координацию движений, чувство ритма и темпа, навыки коллективных действий и т. д.); обеспечение подготовки школьников к выполнению нормативных;
в) сообщение доступных специальных знаний и привитие организованных навыков в области физической культуры, а также навыков личной и общественной гигиены и привычек культурного поведения в связи с занятиями физическими упражнениями; воспитание интереса и любви к физической культуре и спорту; формирование умения самостоятельно тренироваться с целью личного физического совершенствования и для проведения занятий с группой учащихся.
В процессе занятий физической культурой и спортом у школьников воспитываются, кроме того, крайне необходимые обществу волевые качества: целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, настойчивость, дисциплинированность, выдержка и самообладание, а также чувство товарищества, дружбы и коллективизма.
При осуществлении задач, стоящих перед физическим воспитанием школьников, учитываются состояние здоровья, возраст, пол, степень физического развития и уровень физической подготовленности учащихся различных классов, обеспечивается взаимосочетание физического воспитания со всей учебно-воспитательной работой в школе.
|
|
Физическое воспитание в школе осуществляется системой взаимосвязанных форм:
-- уроки по физической культуре (в сетке учебного расписания и факультативно);
-- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня (гимнастика до занятий, физкультурные минуты на уроках, игры и физические упражнения на переменах и в режиме продленного дня);
-- внеклассная спортивно-массовая работа в школе (кружки физической культуры, спортивные секции, туристические походы, спортивные соревнования, спортивные праздники -- дни здоровья);
-- внешкольная спортивно-массовая работа (по месту жительства учащихся, занятия в детско-юношеских спортивных школах, дворцах пионеров, детских туристских станциях, спортивных обществах, самостоятельные занятия школьников физическими упражнениями в семье, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах, в парках и др.).
Структура и содержание каждого урока определяются учебной программой по физической культуре, учитывающей возраст, состояние здоровья и уровень физической подготовленности учащихся. Ответственность за выполнение учебной программы, за овладение учащимися на уроках необходимыми знаниями, умениями и навыками несет учитель физической культуры. Он же обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических требований, принятие мер, предупреждающих спортивные травмы и несчастные случаи, и ведет систематический контроль за уровнем физической подготовленности учащихся с помощью экспресс-тестов (2--3 раза в год), учитывая при этом результаты текущих и дополнительных медицинских осмотров.
Гимнастика до занятий является одним из оздоровительных мероприятий и мерой борьбы с дефицитом движений, наблюдающимся у современных школьников. Она оказывает благоприятное воздействие прежде всего на центральную нервную систему: улучшается настроение школьников, они становятся более активными, бодрыми и дисциплинированными. Кроме того, регулярная гимнастика укрепляет мышечную систему, усиливает обмен веществ и повышает деятельность внутренних органов, особенно сердца и легких. Гимнастика должна проводиться ежедневно перед уроками в течение 7--10 мин. В хорошую погоду обязательно проводить ее на открытом воздухе (на школьном дворе, спортивной площадке), а в плохую погоду и в холодное время года -- в актовом зале, вестибюлях, рекреациях, коридорах или классах при условии хорошего проветривания и влажной уборки помещений. Делать гимнастику перед уроками обязаны все учащиеся основной и подготовительной групп, за исключением тех, кто перенес болезнь или травмы. Большинство школьников специальной медицинской группы также могут заниматься вводной гимнастикой, однако лишь после дополнительного медицинского осмотра и разрешения врача.
Билет