Содержание оздоровительной физической культуры для лиц пожилом и старшем возрасте
В борьбе за улучшение здоровья, повышение работоспособности и продление жизни человека огромное значение имеет двигательная активность. При малоподвижном образе жизни возрастные изменения могут проявляться уже в 30-40 лет (вначале они выражены незначительно).
Принято считать, что лица от 45 до 59 лет относятся к среднему возрасту, 60-74 лет к пожилому и старше 75 лет - к старческому. Такое деление является условным, так как процессы старения и темпы его развития у людей весьма вариативны и индивидуально выражены.
Старение человека - естественный, закономерно наступающий физиологический процесс. Учеными, изучающими проблемы инволюции, выявлено, что возрастные изменения происходят в самых различных органах и тканях организма человека. Однако старение - это не только увядание функций; одновременно в организме развиваются компенсаторные механизмы, противостоящие его одряхлению.
Возрастные изменения, происходящие в организме, часто сочетаются с патологическими отклонениями функций отдельных органов и систем. Физические упражнения в занятиях с этой категорией людей должны оказывать не только оздоровительное, но и лечебное влияние.
|
|
Повышение двигательной активности должно способствовать замедлению процессов инволюции в организме, уменьшению степени их выраженности.
Занятия физическими упражнениями с лицами среднего и пожилого возраста должны решать следующие основные задачи:
1) оказывать тонизирующее воздействие на нервную систему;
2) постоянно стимулировать функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
3) улучшать процессы обмена веществ;
4) укреплять мышечную систему, сохранять и улучшать подвижность в суставах;
5) поддерживать полноценность жизненно важных двигательных качеств, навыков и умений.
Таким образом, изучение роли оздоровительной физкультуры в пожилом возрасте актуально.
Цель: выявить особенности организации занятий оздоровительной физической культурой лиц пожилого возраста.
Задачи:
1) определить возрастные физические особенности пожилого возраста.
2) охарактеризовать особенности проведения занятий и упражнения для лиц пожилого возраста.
Людям всегда хотелось жить вечно. Но у кого раньше, у кого позже включается механизм старения и наступает, как принято считать, не самая лучшая пора жизни. Английский писатель Джонатан Свифт (1667-1745 гг.) заметил: "Все люди хотят жить долго, но никто не хочет быть старым". Прошло более двухсот лет, а это изречение не потеряло своей актуальности и в современном мире.
|
|
По последним данным, средняя продолжительность жизни в России для женщин составляет 73 года, для мужчин – 58 лет. В развитых западных странах эти цифры значительно выше и отмечается тенденция к их еще большему увеличению.
С какого возраста человек может считать себя пожилым? А стариком? В России принята следующая классификация по определению возрастных границ:
18-29 лет – молодой возраст;
30-44 – зрелый возраст;
45-59 – средний возраст;
60-74 – пожилой;
75-89 – старческий.
Лица, достигшие 90 лет, считаются долгожителями.
По классификации ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), пожилой возраст начинается с 65 лет, это связано с тем, что в большинстве развитых стран пенсионный возраст устанавливается именно в этот период, а не в 60 лет, как у нас.
Что же такое старость и старение? Старение – это биологический разрушительный процесс, неизбежно развивающийся с возрастом. Старение приводит к ограничению приспособительных возможностей организма, снижению его надежности, развитию возрастной патологии, то есть к старости. Старость – это закономерно наступающий заключительный период возрастного развития человека. Старение не является болезнью, это один из этапов развития организма.
Существует старение естественное (физиологическое), преждевременное (ускоренное) и замедленное (ретардированное).
Для естественного старения характерно постепенное появление старческих изменений, развивающихся в определенной последовательности в соответствии с возрастом
Билет
1) вопрос Спортивно-оздоровительная работа в летних оздоровительных лагерях. Составьте Положение о проведении Спартакиады летнего оздоровительного лагеря (по 7 видам спорта).
Оздоровительный лагерь
Оздоровительный лагерь – основной тип внешкольных воспитательно-оздоровительных учреждений, организующих отдых школьников в период летних каникул. Он создается для школьников от 7 до 15 лет (1-8 классы) профсоюзными организациями предприятий и учреждений, органами народного образования и здравоохранения. Вся работа в оздоровительном лагере строится на основе преемственности принципов, методов и форм организации занятий, принятых в общеобразовательной школе, а конкретно, в коллективе физической культуры. При этом большее внимание уделяется проблемам полезного досуга отдыхающих в рамках внеклассной работы. Также создается Совет коллектива физкультуры, оформляется вся его документация и проводятся ежедневные спортивно-оздоровительные мероприятия.
Физическое воспитание в оздоровительном лагере осуществляется на основе «организационно-методических указаний по физическому воспитанию в оздоровительном лагере». При этом вся работа по физическому воспитанию направлена на решение следующих задач:
- укрепление здоровья, содействие гармоничному развитию личности;
- совершенствование базовых навыков в естественных видах движений;
- обеспечение постепенного роста уровня физического развития;
- содействие формированию организаторских навыков.
К методике работы по физическому воспитанию предъявляются следующие требования:
- необходимо сделать занятия физическими упражнениями неотъемлемой частью режима оздоровительного лагеря;
- содержание, методы и формы организации занятий должны дифференцироваться в соответствии с возрастными особенностями, состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности детей;
- обеспечить разнообразие занятий на основе широкого варьирования их содержания, форм и условий проведения.
Формы и структура работы в оздоровительном лагере следующие:
- утренняя гигиеническая гимнастика – выполняется непосредственно после сна (через 5-7 мин.), комплекс состоит из 7-10 физических упражнений в течение 10-15 мин. Она обязательна для каждого, так как активизирует функции всех систем организма, содействует укреплению здоровья и правильному развитию школьников, формирует привычку и навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями.
|
|
Содержание комплекса и последовательность расположения в нем упражнений определяются с учетом оздоровительных задач, общих методических требований и обеспечения разносторонних воздействий на организм. Для обеспечения эффективности занятий целесообразно организовать предварительное разучивание упражнений, например, на звеньевых сборах, а введение новых упражнений в комплекс осуществлять постепенно с таким расчетом, чтобы полностью он менялся раз в 10-12 дней. С целью формирования у занимающихся навыков самостоятельной работы следует чаще поручать проведение утренней гимнастики самим отдыхающим, обеспечивая при этом организационно-методическую помощь;
- спортивный ежедневный час организуется звеньевыми и отрядными вожатыми на основе широкой самодеятельности отдыхающих. Он может проводиться со всем звеном, отрядом или отдельными группами, сформированными по интересам и выделенными в отрядные команды по принципу круговой тренировки. Содержание работы определяется с учетом уровня физической подготовленности детей. Учебно-тренировочные занятия в общелагерных кружках (секциях), командах, группах проводятся в первую очередь по легкой атлетике, туризму и некоторым спортивным играм для наиболее подготовленных и желающих совершенствоваться в избранном виде спорта пионеров. Большое внимание в оздоровительном лагере следует уделять плаванию. Занятия по плаванию проводятся ежедневно. Организуются в следующих формах: купание (по отрядам), учебно-тренировочные занятия в кружках (секциях), занятия по обучению не умеющих плавать, непосредственное проведение учебно-воспитательного процесса осуществляет инструктор лагеря по плаванию, в помощь которому могут быть привлечены работники лагеря и школьники старшего возраста, прошедшие соответствующую подготовку.
|
|
Обучение плаванию надо проводить в водоемах с постепенно понижающимся плотным дном. Скорость течения не должна превышать 0,5 м/сек. Дно водоема должно быть без коряг, свай, острых камней и других предметов, могущих быть причиной травм.
Выбирая место для плавания, необходимо тщательно исследовать водоем, измерить его глубину. Место, где будет проводиться ученая работа, должно быть ограничено и хорошо обозначено. Глубина воды здесь не должна превышать 90-120 см, температура воды +18°С, воздуха +24°С, продолжительность пребывания в воде от 5 до 15 мин.
В местах обучения плаванию должны находится врач или медицинская сестра, лодка с дежурным и средствами для спасения тонущих (спасательные круги, веревки и др.).
Обычно занятия по плаванию проводятся в часы, отведенные для оздоровительных мероприятий. В очень теплую погоду занятия надо проводить 2 раза в день.
Спортивные соревнования в оздоровительном лагере проводятся прежде всего по видам упражнений, составляющих содержание учебной программы школы (день бегуна, день прыгуна и т. д.) или по многоборью («Дружба» и др.).
Спартакиада оздоровительного лагеря, как правило, проводится во второй половине пребывания в лагере очередной смены и заканчивается финальными соревнованиями и выступлениями на заключительном общелагерном празднике (за 2-3 дня до закрытия лагеря).
В программу лагерной спартакиады для младших детей включаются соревнования по легкой атлетике и играм. Вначале проводятся соревнования внутри звеньев, затем в отрядах между звеньями, а потом между отрядами. На открытии и закрытии спартакиады проводится парад, массовые гимнастические выступления и финальные встречи лучших отрядов. Победители, как правило, награждаются ценными призами, а также призами, изготовленными руками самих отдыхающих.
В проведении спартакиады участвует актив лагеря, воспитатели. Общее руководство спартакиадой осуществляет начальник лагеря. За подготовку и проведение отвечает руководитель физкультуры.
В каждом оздоровительном лагере ищут и находят свои формы проведения массовых мероприятий и, в частности, соревнований. Для каждого оздоровительного сезона составляется календарный план спортивно-массовых мероприятий и программа общелагерной спартакиады. Следует отметить то, что особенно интересно могут проходить в оздоровительных лагерях «Веселые старты».
«Веселые старты» наиболее целесообразно планировать на вторую половину лагерной смены и проводить их во второй половине дня (после полдника и до ужина). Во многих лагерях их приурочивают к родительским дням. В этом случае в конкурсах обычно принимают участие и родители.
Эстафеты с быстрой ходьбой, бегом, прыжками, усложненные дополнительными заданиями переноской, перехватыванием, перекладыванием, бросанием в цель мячей и других предметов, катанием обруча, прыжками через скакалку, преодолением различных препятствий путем переползания, пролезания, прохождения по кубикам, узким рейкам и т. д.
Не следует ранее, чем за 2-3 дня до соревнований, оглашать программу. Иначе возможен нездоровый ажиотаж, натаскивание команд. В конечном итоге дети могут потерять интерес к соревнованию, сопровождающемуся длительными репетициями.
Большое внимание в оздоровительном лагере уделяется прогулкам и походам по заранее опробованным маршрутам.
По приезду в лагерь намеченные маршруты рассматриваются и уточняются преподавателями географии, биологии, истории и утверждаются начальником лагеря. Затем составляется схематическая карта окрестностей лагеря с указанием маршрутов. Она вывешивается в комнате актива.
С учащимися 1-2 классов проводятся небольшие прогулки продолжительностью 1,5-2 часа. Цель – ознакомление с окрестностями и достопримечательностями, сбор цветов и ягод, наблюдение за жизнью леса и т.д. Прогулки проводятся воспитателями. Во время прогулок дети поют, играют, слушают рассказы старших. С учениками 3 классов, кроме прогулок, проводятся экскурсии продолжительностью 3-4 часа. Во время экскурсий проводится сбор коллекций, гербариев, ориентировка на местности по карте, компасу, организуется игра на местности.
Кроме прогулок и экскурсий, в оздоровительном лагере могут быть проведены однодневные и двухдневные походы. К ним допускаются только физически здоровые и тренированные дети. Маршрут и график разрабатываются с учетом цели, поставленной перед походом. Руководитель похода рассчитывает время, необходимое на пребывание в пути, большой привал и отдых (с учетом приема пищи), выполнение основной задачи похода и на проведение заданий и игр.
В процессе подготовки руководитель похода проводит с участниками несколько занятий, на которых рассматриваются правила поведения в походе, и уточняются обязанности участников. В поход с группой в 20-25 человек идут воспитатель, руководитель физкультуры, врач или медсестра. Маршрут похода, как правило, утверждается начальником лагеря и спасательной службой. Заранее определяются точки передачи информации о передвижениях по маршруту.
Вся организация работы оздоровительного лагеря должна способствовать полноценному использованию естественных сил природы для укрепления здоровья и закаливания организма детей. С этой целью для педагогического состава оздоровительного лагеря проводятся еженедельные инструктивно-методические занятия. На них раскрываются вопросы планирования и содержания работы, методика проведения конкретных мероприятий.
Обязанности должностных лиц лагеря по руководству физическим воспитанием детей и содержание их работы распределяются следующим образом. Начальник оздоровительного лагеря и старший воспитатель осуществляют руководство и контроль, несут ответственность за постановку работы по физическому воспитанию, обеспечивают условия для полноценных занятий.
Педагог по физическому воспитанию планирует совместно со старшим воспитателем всю физкультурную работу с педагогическим коллективом лагеря и физкультурным активом, а также осуществляет контроль над ее проведением.
Инструктор по плаванию принимает участие в организации и проведении всех общелагерных физкультурных мероприятий, составляет по согласованию с педагогом по физическому воспитанию и администрацией лагеря расписание купаний, план занятий по обучению детей плаванию, проводит занятия по обучению плаванию, обучает приемам спасения и оказания первой помощи, организует соревнования по плаванию, игры и праздники на воде.
Педагог-воспитатель принимает участие в проведении массовых физкультурных мероприятий и обеспечивает педагогическую направленность деятельности вожатых отрядов и детей.
Вся физкультурная работа в лагере должна проводится под контролем медицинских работников.
Основные документы планирования и учета по физическому воспитанию:
1. Общий план, который включает следующие разделы:
а) организационная работа,
б) физкультурная работа,
в) работа по подготовке физкультурного актива;
д) хозяйственная работа.
2. Календарный план спортивно-массовых мероприятий.
3. Положение о соревнованиях.
4. Протоколы соревнований.
5. Книга учета рекордов и чемпионов лагеря.
6. Учет детей, имеющих ограничения в занятиях или освобождение от них.