Вопрос Принцип сознательности и активности, наглядности

Принцип сознательности и активности

Цель данного принципа – обеспечить оптимально благоприятное соотношение педагогического руководства процессом физического воспитания с сознательной, активной и творческой деятельностью занимающихся. Для реализации данного принципа необходимо:

1. Осознанно формировать интерес учащихся к цели и задачам занятий. Если ученик понимает сущность поставленной перед ним задачи и заинтересован в ее решении, то это значительно ускоряет ход обучения.

Перед занимающимися ставятся как перспективные (отдаленные), так и текущие (ближайшие) цели. Для школьников перспективными целями могут быть: выполнение спортивных разрядов, Президентских тестов, включение в сборную команду школы, района и т. д., а текущими – овладение техникой какого-либо упражнения, достижение определенного уровня развития каких-либо физических качеств.

Важно также раскрыть конкретный смысл предлагаемых заданий (форма выполнения упражнений, дозировка и др.) для оздоровления учащихся и воспитания различных физических качеств и др.

2. Заинтересованно, творчески относиться к занятиям. Заинтересованность у учащихся развивается путем подбора на уроке физической культуры интересных заданий, игр и др. Формирование у занимающихся определенных знаний, связанных с содержанием обучения и воспитания. Систематическая оценка и поощрение достигнутых успехов, широкое применение индивидуальных самостоятельных заданий и др.

Большое стимулирующее влияние на заинтересованность, активность учащихся оказывает выполнение заданий творческого характера, связанных с элементами поиска новых форм техники движения, новых средств и методов.

3. Побуждать занимающихся к самоанализу и самоконтролю своих действий. Для реализации данного требования необходимо давать возможность ученикам анализировать свои удачные и неудачные попытки выполнения упражнений, находить ошибки в технике движений, причины их возникновения и пути их устранения. Контролировать свое самочувствие, тренированность, уметь вести дневник тренировки, анализировать объективные и субъективные данные и др.

На современном этапе наиболее рациональными методическими приемами, способствующими стимулированию сознательного контроля своих действий на уроке физической культуры, являются:

1. Обучение упражнениям без предварительного показа (применяя только методы использования слова).

2. Самостоятельный подбор упражнений для развития определенных физических качеств по заданию учителя.

3. Самооценка и взаимная оценка (в парах) качества выполняемого упражнения и др.

4. Применение специальных тренажеров, способствующих прочувствованию правильности движений при изучении новых упражнений.

5. Применение срочной объективной информации о качестве выполняемых упражнений и др.

4. 2. Принцип наглядности

Обучение движению должно начинаться с создания определенного о нем представления, которое базируется не только на зрительном, но и слуховом и мышечном восприятии. Сигналы разных анализаторов создают в коре головного мозга учащихся целостное представление об изучаемом упражнении. Реализация принципа наглядности осуществляется путем использования разнообразных форм:

1. Показ изучаемых упражнений самим педагогом или хорошо подготовленным учеником – в целом или по частям.

2. Демонстрация различных наглядных пособий (рисунков, схем, фотографий, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др.).

3. Образное слово учителя (рассказ, объяснение, разбор, команды и др.).

4. Идеомоторное (мысленное) проговаривание двигательного действия с акцентом на наиболее трудных элементах техники движения.

При реализации принципа наглядности необходимо учитывать ведущий для данного человека анализатор. У одних учеников восприятие происходит с опорой на зрительный анализатор, у других – на слуховой, у третьих – на двигательный и т. д. Широкое использование различных форм наглядности повышает интерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий.

 

Билет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: