Составьте перечень мероприятий по осуществлению экспертизы качества образовательной программы

Билет № 3 Черкасова Л. В. 06.06.2020

В соответствии с общими требованиями рабочая программа должна отражать структуру процесса обучения, представленную 7 компонентами:

-целевой;

-потребностно-мотивационный;

- содержательный;

-операционно-деятельностный;

-эмоционально-волевой;

- контрольно-регулировочный;

-оценочно-результативный.

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования могут быть определены новые подходы к содержанию указанных компонентов.

Стандарт выдвигает следующие цели начального образования:

-становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

-формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

-духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

-укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Ведущим компонентом образовательной деятельности становятся результаты освоения основной образовательной программы.

Стандарт устанавливает трехчастную структуру

Достигаемых (планируемых) результатов:

-личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

-метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

-предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Содержание образования признается одним из ведущих факторов развития обучающихся.

В Стандартах общего образования содержание образования отражается в разделе «Фундаментальное ядро содержания общего образования». В нем фиксируются:

-базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;

-основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;

-универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия.

Организация процесса обучения должна осуществляться на основе достижений системно-деятельностного, компетентностного подходов, проблемно ориентированного, личностно ориентированного обучения, педагогики развивающего образования.

Первостепенной задачей учителя в современном образовательном процессе становится обеспечение условий учебной деятельности и развития обучающихся:

-определить учебные цели, создать условия для их реализации;

-мотивировать деятельность обучающихся на поиск средств и способов достижения учебных целей;

-организовывать учебный процесс с использованием форм коллективного взаимодействия обучающихся с постепенной передачей им функций контроля и оценки.

- создавать условия для творческой деятельности обучающихся через поддержание детских инициатив, проектов, презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (выставки, конкурсы, фестивали и т. д.).

Проектирование и реализация рабочих учебных программ различных предметов и курсов строится с учетом совершенствования системы диагностики, контроля и оценки достижений планируемых образовательных результатов обучающихся.

При проектировании данной системы необходимо учитывать трехкомпонентную структуру планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения, учитывая, что итоговой аттестации подлежат метапредметные и предметные результаты.

Рабочая программа должна учитывать возрастные, психологические и образовательные возможности школьников.

Рабочая программа должна предусматривать различные виды

деятельности младшего школьника:

-совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа);

-игровая деятельность (высшие виды игры – игра, драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами);

-творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.);

-трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

-спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Разнообразие видов деятельности младших школьников определяются составителями программы.

Концептуальная часть программы представляет собой описание целей и задач курса и излагается в пояснительной записке.

В содержательной части программы отражаются разделы и темы курса, порядок их изучения и время, отводимое на прохождение отдельных разделов и тем, основные компетенции, приобретаемые при изучении данного курса.

Процессуальная часть отражает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося; особенности построения процесса освоения учебного содержания, формирования универсальных учебных действий

Оценочно-диагностическая часть программы содержит набор инструментария для оценки уровня обученности и сформированности компетенций, критерии определения уровня усвоения обучающимися содержания курса.

Проектно-исследовательская часть содержит темы и проблемы

исследовательских работ обучающихся по предмету.

В пояснительной записке, как правило, содержатся следующие сведения:

1. Документы, на основе которых создана данная рабочая программа.

2. Цели и задачи изучения предмета (курса с учетом требования государственных стандартов.

3. Расширения целей и задач изучения предмета (курса) по сравнению с примерной программой за счет введения национально-регионального компонента.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой и обоснование целесообразности внесения данных изменений.

5.Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана, место учебного предмета, курса в учебном плане.

6.Общая характеристика построения учебного процесса: образовательные технологии, методы, формы и средства обучения.

7.Применяемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения (предметных, метапредметных, личностных).

Требования к уровню освоения дисциплины формируются в терминах: для личностных УУД «у обучающегося будут сформированы» и «обучающийся получит возможность для формирования», для остальных

групп УУД и предметных результатов «обучающийся научится», «обучающийся получит возможность научиться».

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы могут иметь следующую структуру:

Личностные результаты.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД;

Познавательны УУД;

Коммуникативные УУД.

Предметные результаты– программы учебных предметов, курсов.

Одним из разделов рабочей программы является учебно-тематический план.

В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программ, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы.

В учебно-тематический план могут быть включены экскурсии, конференции, проектные, творческие и другие формы проведения занятий, а также литература, необходимая обучающимся для выполнения заданий.

Описание содержания тем рабочей программы определяется творческим подходом учителя и уровнем профессиональной практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: