Иллюстрации для полиграфических изданий

Для начала рассмотрим термин полиграфия. Полиграфия (от др. греч. πολύς «многочисленный» + γράφω «писать») — отрасль промышленности, занимающаяся изготовлением печатной, а именно книжно-журнальной, деловой, газетной, этикеточной и упаковочной продукции.

Виды полиграфии:

1) Высокая печать.

 В высокой печати используется форма, где буквы и значки находятся на несколько миллиметров выше пробелов. Густая краска, используемая для высокой печати, наносится только на печатные элементы и не стекает в пробельные углубления. Последние вообще не касаются бумаги.

Высокую печать применяют, когда требуется точность изображений, линий, штрихов и насыщенность цвета. В современной полиграфии этот тип печати применяется для больших тиражей книг, многокрасочных изданий, этикеток для упаковки. Современные формы делаются из полимерных материалов и воспринимают любую краску без ущерба для печатных элементов и качества изображения.

2) Флексография.

Флексография – один из способов высокой печати, когда изображение наносится на разные материалы с помощью эластичных печатных элементов. Выпуклые части матрицы изготавливаются из фотополимера или резины. Изображение наносится путем фотополимеризации печатных элементов УФ-лучами. После подготовки полученное клише тщательно промывается и высушивается.

 В флексопечати используются текучие быстросохнущие краски:

Водные краски применяют для впитывающих поверхностей, в этом случае изображение получается матовым. Краски на основе спиртовых растворителей менее экологичны. Но они стоят дешевле, лучше скрепляются с поверхностью и дают глянцевый блеск. Краски, закрепляемые с помощью ультрафиолетового излучения, с высокой точностью передают цвета и сохраняют их баланс на весь тираж, лучше других сцепляются с поверхностью, не имеют запаха.

3) Глубокая печать.

В глубокой печати пробелы возвышаются над углубленными печатными элементами. В процессе производства краска подается на вращающийся цилиндр, откуда по специальным каналам она попадает в углубления. С пробельных элементов ее излишки убираются ракелем – деталью печатной машины, представляющей собой гибкую стальную ленту. Толщину красочного слоя можно регулировать. Глубокая печать применяется для получения выпуклого изображения. Пример – рельефные защитные элементы на денежных купюрах. В обычной типографии таким методом изготавливают иллюстрированные журналы, упаковку, художественную графику.

4) Тампонная печать.

Тампонная печать – вид полиграфии, позволяющий печатать изображение на поверхностях любой формы. Это один из способов глубокой печати, где с помощью промежуточного упругого элемента – тампона, или роллера – изображение переносится на любой рельеф запечатываемого материала.

Гибкие роллеры изготавливаются из силикона или полиэфируретана. Печатные формы – из металла. Процесс выглядит следующим образом: на металлическом клише вытравливается изображение; готовая форма устанавливается в печатную машину; подается и равномерно распределяется по клише краска; тампон забирает с клише красящее вещество и переносит рисунки на продукцию; предметы с нанесенным изображением поступают на сушку. Тампопечать используется для производства промопродукции, сувениров, брендированных товаров. Ее применяют в производстве игрушек, одноразовой посуды, упаковки для кондитерских товаров, парфюмерии, в автомобильной промышленности.

5) Плоская печать.

В современном типографском производстве лидирует плоская печать. Все элементы в ней находятся почти в одной плоскости. Основой печатной формы служит металлическая пластина (в современной полиграфии применяют алюминий), а разделение печатных и пробельных элементов основано на разнице физико-химических свойств поверхности формы. Ее обрабатывают специальным составом, образующим на пробельных и печатных участках пленки с разными поверхностными свойствами. Пробельные элементы предварительно увлажняются водой, поэтому они не воспринимают жирную краску. В процессе печати форму попеременно смачивают водой и закатывают краской, затем вводят бумагу, и на ней под давлением делается отпечаток.

6) Литография.

Один из самых давних способов плоской печати – литография. Она использовалась для печати изображений с конца XVIII в. Под печатную матрицу раньше использовали плоский камень, теперь его заменили более легкими в обработке металлическими пластинами. На их поверхность литографским карандашом или жирной тушью наносится основной рисунок. Затем форма протравливается кислотным составом для получения пробельных участков. Жирная литографская краска защищает линии рисунка, и участки под ней остаются непротравленными.

 После травления матрица помещается в станок, с нее смывается исходное изображение, а на его место валиком наносится типографская краска, хорошо пристающая к непротравленным участкам. Для получения оттиска на готовую форму кладется бумага и прокатывается под определенным давлением.

7) Ароматическая полиграфия.

 Полиграфия с применением ароматических красок и лаков. Одна из существующих технологий основана на добавлении ароматических масел в типографскую краску. Но более популярны две схожие технологии, которые по аналогии с английскими названиями можно назвать «поскреби и понюхай» и «оторви и понюхай». Технологии основаны на добавлении ароматических веществ, заключенных в микрокапсулы в типографскую краску. В первом случае, для получения запаха, по зоне ароматической печати необходимо поскрести, чтобы разрушить оболочки микрокапсул. Во втором случае участок с ароматической печатью прикрывается наклеенной бумагой, при отрыве которой аналогичным образом разрушаются микрокапсулы и высвобождается запах.

8) Стерео.

Стерео – ярко выраженный эффект объема композиции или объекта. Этот эффект основан на том, что при просмотре полученного стереоизображения один глаз видит объект с одного ракурса, другой глаз – с другого. Таким образом, вы видите объект так, что возникает видимость глубины изображения. Для создания стереоэффекта необходима многоракурсная съёмка или 3D-моделирование. Одной из разновидностей стереоэффекта является «псевдостерео». Эффект основан на взаимном смещении слоев композиции относительно друг друга и перекрытии одного изображения другим. Преимуществом псевдостерео является простота и возможность создавать визуально объемное изображение из плоских предметов. Технически может быть реализован в виде разнесенной (для просмотра без специальных технических средств, за счет изменения направления взгляда глаз) или совмещенной (просмотр через анаглифные очки с окрашенными стеклами), стереопары или же при печати на лентикулярном (линзовом) растре.

Литография применяется для изготовления эстампов, она хорошо передает фактуру и считается отдельным видом искусства. Сегодня ее используют для печати книг, карт, афиш, упаковки.

9) Офсетная печать.

Офсетная печать – основной вид плоской печати, широко применяемый в современной полиграфии – это офсетная печать. Особенность метода заключается в том, что краска наносится на бумагу не с формы, а с промежуточного цилиндра (офсетного вала), что позволяет получать не зеркальное, а прямое изображение.

Этот вид печати в типографии применяется для изготовления листовой и рулонной продукции. Сухой офсет (без увлажнения формы) используют для производства пластиковых карт. Цифровой офсет позволяет обойтись без сложной подготовки, но при большом тираже обходится дороже простого.

10) Ирисовая, или радужная печать.

Радужная печать, когда цвета плавно переходят один в другой, является подвидом офсетной печати. Красочный контейнер разделен перегородками, в ячейках загружены разные цвета. Проходя через систему валиков, краски частично смешиваются, образуя слегка размытые переходы цветов.

Ирисовая печать используется для нанесения защитных микроузоров на банкноты и ценные бумаги, производства карманных календарей, рекламных материалов.

11) Трафаретная печать, или шелкография.
В трафаретной печати изображение получают путем оттиска краски через сетку из нитей, натянутых на рамку. Изначально сетка состояла из шелка, отсюда и название способа – шелкография. В современной печати используют полимерные или металлические нити. Толщина слоя краски зависит от диаметра нитей и расстояния между ними. Печатная форма изготавливается тремя способами:

Прямым, когда на сетку наносится полимерный копировальный раствор. Высушиваясь, он образует светочувствительный растворимый слой. После экспонирования изображения УФ-лучами печатные элементы вымываются, а пробельные твердеют.

Косвенным, при котором копировальный слой наносят сначала на пленку, а затем прикатывают ее к сетке.

Комбинированный способ дает более высокую тиражестойкость и четкость изображения благодаря тому, что сетка предварительно соединяется копировальным материалом и раствором.

Запечатываемый материал жестко закрепляется на станке в горизонтальном положении. На печатную форму подается краска и вдавливается с помощью ракеля. Он же срезает излишки краски. Затем полученное изображение отправляется на просушку.

 Трафаретная печать используется для печати визитных карточек, приглашений, открыток, папок, рекламных буклетов и другой представительской полиграфической продукции. С помощью шелкографии наносятся изображения на мелкие предметы, способ применяется для изготовления сувенирной продукции – брелоков, зажигалок, ручек.

12) Цифровая печать.

В цифровой печати передача оттиска полностью компьютеризирована и автоматизирована. Благодаря возможности оперативно менять изображения и тексты, этот тип печати достаточно дешев даже при печати маленьких тиражей. Типографское цифровое оборудование печатает сразу из электронных файлов без применения постоянных печатных форм. Исключение составляет ризограф, где она формируется непосредственно перед печатью. Но из-за скорости процесса ризограф тоже считается цифровой машиной.

Листовая цифровая печать производит малоформатную продукцию – листовки, календари, буклеты, визитки. Широкоформатная применяется для печати баннеров наружной рекламы. Цифровая печать может быть цветной и однокрасочной.

13) Сублимационная печать предназначена для окрашивания синтетических и полусинтетических тканых материалов, и нанесения рисунка на сувенирную продукцию. Метод основан на сублимации красящего вещества, переходящего при нагреве сначала в газообразное, а затем в твердое состояние.

 Для нанесения используется термопресс, разогревающий поверхность материала до состояния плавления. Попадающая на нее краска прочно спаивается с поверхностью, образуя слой, устойчивый к механическим воздействиям. Печать производится на специализированных сублимационных принтерах.

14) УФ-печать. Ультрафиолетовая печать производится на струйных принтерах с УФ-светоидами, под действием которых отверждается краска. Она изготавливается из полимеризующихся материалов, устойчивых к выцветанию и воздействию воды. В отличие от офсетных красок, УФ-чернила быстро застывают, что снижает процент брака и ускоряет процесс печати тиража.

 Многим в детстве давали такие задания, как прочитать книгу и зарисовать больше всего понравившийся фрагмент. Но и сейчас можно заметить, что люди продолжают рисовать иллюстрации к любимым книгам для себя, уже не являясь детьми. Кто-то рисует более абстрактно, а кто-то в стиле реализма. Но главной мыслью, является передача информации из головы, то, что нельзя потрогать, на бумагу. Иногда, увлекшись детективом, можно зарисовывать подозреваемых и думать кто же больше подходит на роль преступника. А если речь заходит о фантастике, то можно не только примерить на себя роль главного героя. Также можно иллюстрировать волшебных животных, описанных в книге, которых не увидишь в живую, но в любом случае, какой бы перед читателем не был жанр, всегда есть представление о прочитанном в голове читателя.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: