Выявление особенностей понимания фразеологизмов

Детям предлагаются следующие фразеологизмы:

В три ручья   Как зеницу ока      Совать нос

Фразеологизмы предлагаются сначала в изолированном виде. Воспитатель: Как ты понимаешь это выражение? Когда так говорят? Если ребенок затрудняется, ему предлагается текст.

В три ручья

Однажды Руслан потерял варежку. Идет он домой и плачет. Пришел он домой, а мама ему и говорит: «Ну что ты слезы льешь в три ручья?». Ваня удивился и ответил: «Как так в три ручья? Никаких ручьев здесь нет».

ü Почему мама так сказала? Когда так говорят?

Как зеницу ока

Жили-были мать со своим сыном Дамиром. Собрался однажды Дамир в дальние страны, мир посмотреть, себя показать. Дала ему мать в дорогу волшебный клубочек и сказала: «Береги его как зеницу ока». «Ладно», – говорит Дамир, а сам думает: как это – «как зеницу ока»?

ü Почему мать так сказала Дамиру? Когда так говорят?

Совать нос

Однажды мама и папа разговаривали о чем-то на кухне. Маленький Денис стоял около двери и слушал. Мама сказала ему. «Иди, Дениска, спать, не суй нос не в свои дела». Денис пошел спать, а сам идет и думает: «Что это мама про мой нос сказала, никуда я его не совал, просто слушал».

ü Почему мама так сказала? Когда так говорят?

Высокий уровень. Ребенок понимает и правильно объясняет фразеологизм, предложенный изолированно или в тексте, приводит примеры аналогичных ситуаций.

Средний уровень. Ребенок недостаточно точно понимает, но пытается объяснить фразеологизм, предложенный в тексте, прокомментировать описанную ситуацию, своих примеров привести не может.

Низкий уровень. Ребенок отказывается отвечать, не понимает фразеологизм.



Задание 5.

Выявление умений подбирать к словам антонимы и синонимы

Определение умений подбирать антонимы к изолированным словам

Воспитатель. Давай поиграем в игру «Скажи наоборот». Например: «Скажу я слово «высоко», а ты ответишь... (низко), скажу я слово «далеко», а ты ответишь... (близко)» (Дж. Чиарди «Прощальная игра»).

Определение умений подбирать синонимы к изолированным словам

Воспитатель. Давай поиграем в игру «Скажи по-другому». Например: как можно сказать о враче по-другому? (доктор), о собаке? (пес, щенок).

· радуется – веселится;

· плачет – ревет, рыдает;

· дети – ребята, девочки и мальчики, малыши;

· красивый – прекрасный.

Определение умений подбирать синонимы к словосочетаниям:

· искусный мастер – хороший;

· верный друг – настоящий;

· ветхая избушка – старая;

· трава стала желтая – пожелтела.

Результаты полученные в ходе выполнения заданий, фиксируются в таблицах 1. Буквенные обозначения предъявляемого речевого материала и графы таблиц совпадают.

Таблица №1.

Имя ребенка а б в г д е ж з и к
Анна П.                    
Игорь М.                    

 

Задание 6.

Изучение особенностей понимания многозначности слов Воспитатель. «Что бывает» или «О чем можно сказать»?

· молния – в небе, на одежде;

· лист – на котором пишут, который растет;

· плывет – человек, спортсмен, кораблик, облако, лодка;

· тяжелый (-ая, -ое) – стол, человек, сердце;

· кран – строительный, водопроводный.

Результаты, полученные в ходе выполнения задания, фиксируются в таблице №2. Буквенные обозначения предъявляемого речевого материала и графы таблицы совпадают.

Таблица №2.

 

Имя ребенка а б в г д е ж з и к
Анна П.                    
Игорь М.                    

При анализе ответов детей учитываются следующие показатели:

- адекватность подобранных слов;

- количество подобранных слов.

Критерии оценки

2 балла – ребенок адекватно подбирает слова, количество подобранных слов к слову-стимулу – не менее 3-х.

1 балл – ребенок подбирает к слову-стимулу 1-2 адекватных слова.

0 баллов – ребенок неадекватно подбирает слова. В сумме высшая оценка составляет 10 баллов.

Высокий уровень: ребенок набирает 7-10 баллов. Средний уровень: ребенок набирает 4-6 баллов. Низкий уровень: ребенок набирает 0-3 балла.

 

Задание 7.

Изучение особенностей понимания смысловых оттенков значений слов

Особенности образования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами

Воспитатель. Как можно сказать о руке, если это рука ребенка? великана? – рука – рученька – ручища.

О глазах: глаза— глазоньки — глазищи. О ветре: ветер – ветерок – ветрище.

Об усах: усы – усики – усищи. О доме: дом – домик – домище.


Особенности различения смысловых оттенков глаголов

Воспитатель. «Я начну, а ты закончи...»

Машина подъехала к мосту через реку, а потом... (проехала по нему).

Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него... (отошел). Утром гости пришли, а вечером... (ушли).

Особенности выделения смысловых оттенков значений прилагательных с помощью суффиксов

Воспитатель. Давай поиграем в игру «Как лучше сказать?» Например: этот человек храбрый, а этот – храбрейший».

Этот человек умный, а этот... (умнейший). Этот человек добрый, а этот... (добрейший).

Этот человек красивый, а этот... (красивейший). Этот человек честный, а этот... (честнейший).

Результаты, полученные в ходе выполнения заданий, фиксируются в таблице №3. Буквенные обозначения предъявляемого речевого материала и графы таблицы совпадают.

Таблица №3.

Понимание анализа оттенков значений слов

Имя ребенка а б в г д е ж з и к л м
                         

 

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный – 0 баллов. В сумме высшая оценка составляет 12 баллов.

Высокий уровень: ребенок набирает 9-12 баллов. Средний уровень: ребенок набирает 5-8 баллов. Низкий уровень: ребенок набирает 0-4 балла.

 


Задание 8.

Выявление умений использования образных средств в повседневном общении

Воспитатель наблюдал за речью детей в повседневном общении. Вопросы для анализа речи детей:

· Какие синтаксические конструкции использует ребенок в речи (простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения).

· Использует ли в речи образные средства? Какие? Как часто? В каких видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками)?

Высокий уровень

Ребенок использует разнообразные синтаксические конструкции в речи (простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения); употребляет образные средства языка, как заимствованные из художественной литературы и речи взрослых, так и самостоятельно придуманные по аналогии с известными, делает это в разных видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками), в зависимости от ситуации.

Средний уровень

Ребенок использует в речи как простые, так и сложные предложения, при употреблении сложных иногда допускает ошибки, которые может самостоятельно исправить, если взрослый указывает на них; образные средства языка употребляет редко, в основном, в ситуациях учебной деятельности по просьбе взрослого.

Низкий уровень

Ребенок использует в речи в основном простые предложения, при употреблении сложных допускает ошибки, которые исправляет при помощи взрослого; образные средства языка не употребляет.

 

Задание 9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: