Детям предлагаются следующие фразеологизмы:
В три ручья Как зеницу ока Совать нос
Фразеологизмы предлагаются сначала в изолированном виде. Воспитатель: Как ты понимаешь это выражение? Когда так говорят? Если ребенок затрудняется, ему предлагается текст.
В три ручья
Однажды Руслан потерял варежку. Идет он домой и плачет. Пришел он домой, а мама ему и говорит: «Ну что ты слезы льешь в три ручья?». Ваня удивился и ответил: «Как так в три ручья? Никаких ручьев здесь нет».
ü Почему мама так сказала? Когда так говорят?
Как зеницу ока
Жили-были мать со своим сыном Дамиром. Собрался однажды Дамир в дальние страны, мир посмотреть, себя показать. Дала ему мать в дорогу волшебный клубочек и сказала: «Береги его как зеницу ока». «Ладно», – говорит Дамир, а сам думает: как это – «как зеницу ока»?
ü Почему мать так сказала Дамиру? Когда так говорят?
Совать нос
Однажды мама и папа разговаривали о чем-то на кухне. Маленький Денис стоял около двери и слушал. Мама сказала ему. «Иди, Дениска, спать, не суй нос не в свои дела». Денис пошел спать, а сам идет и думает: «Что это мама про мой нос сказала, никуда я его не совал, просто слушал».
|
|
ü Почему мама так сказала? Когда так говорят?
Высокий уровень. Ребенок понимает и правильно объясняет фразеологизм, предложенный изолированно или в тексте, приводит примеры аналогичных ситуаций.
Средний уровень. Ребенок недостаточно точно понимает, но пытается объяснить фразеологизм, предложенный в тексте, прокомментировать описанную ситуацию, своих примеров привести не может.
Низкий уровень. Ребенок отказывается отвечать, не понимает фразеологизм.
Задание 5.
Выявление умений подбирать к словам антонимы и синонимы
Определение умений подбирать антонимы к изолированным словам
Воспитатель. Давай поиграем в игру «Скажи наоборот». Например: «Скажу я слово «высоко», а ты ответишь... (низко), скажу я слово «далеко», а ты ответишь... (близко)» (Дж. Чиарди «Прощальная игра»).
Определение умений подбирать синонимы к изолированным словам
Воспитатель. Давай поиграем в игру «Скажи по-другому». Например: как можно сказать о враче по-другому? (доктор), о собаке? (пес, щенок).
· радуется – веселится;
· плачет – ревет, рыдает;
· дети – ребята, девочки и мальчики, малыши;
· красивый – прекрасный.
Определение умений подбирать синонимы к словосочетаниям:
· искусный мастер – хороший;
· верный друг – настоящий;
· ветхая избушка – старая;
· трава стала желтая – пожелтела.
Результаты полученные в ходе выполнения заданий, фиксируются в таблицах 1. Буквенные обозначения предъявляемого речевого материала и графы таблиц совпадают.
|
|
Таблица №1.
Имя ребенка | а | б | в | г | д | е | ж | з | и | к |
Анна П. | ||||||||||
Игорь М. |
Задание 6.
Изучение особенностей понимания многозначности слов Воспитатель. «Что бывает» или «О чем можно сказать»?
· молния – в небе, на одежде;
· лист – на котором пишут, который растет;
· плывет – человек, спортсмен, кораблик, облако, лодка;
· тяжелый (-ая, -ое) – стол, человек, сердце;
· кран – строительный, водопроводный.
Результаты, полученные в ходе выполнения задания, фиксируются в таблице №2. Буквенные обозначения предъявляемого речевого материала и графы таблицы совпадают.
Таблица №2.
Имя ребенка | а | б | в | г | д | е | ж | з | и | к |
Анна П. | ||||||||||
Игорь М. |
При анализе ответов детей учитываются следующие показатели:
- адекватность подобранных слов;
- количество подобранных слов.
Критерии оценки
2 балла – ребенок адекватно подбирает слова, количество подобранных слов к слову-стимулу – не менее 3-х.
1 балл – ребенок подбирает к слову-стимулу 1-2 адекватных слова.
0 баллов – ребенок неадекватно подбирает слова. В сумме высшая оценка составляет 10 баллов.
Высокий уровень: ребенок набирает 7-10 баллов. Средний уровень: ребенок набирает 4-6 баллов. Низкий уровень: ребенок набирает 0-3 балла.
Задание 7.
Изучение особенностей понимания смысловых оттенков значений слов
Особенности образования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами
Воспитатель. Как можно сказать о руке, если это рука ребенка? великана? – рука – рученька – ручища.
О глазах: глаза— глазоньки — глазищи. О ветре: ветер – ветерок – ветрище.
Об усах: усы – усики – усищи. О доме: дом – домик – домище.
Особенности различения смысловых оттенков глаголов
Воспитатель. «Я начну, а ты закончи...»
Машина подъехала к мосту через реку, а потом... (проехала по нему).
Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него... (отошел). Утром гости пришли, а вечером... (ушли).
Особенности выделения смысловых оттенков значений прилагательных с помощью суффиксов
Воспитатель. Давай поиграем в игру «Как лучше сказать?» Например: этот человек храбрый, а этот – храбрейший».
Этот человек умный, а этот... (умнейший). Этот человек добрый, а этот... (добрейший).
Этот человек красивый, а этот... (красивейший). Этот человек честный, а этот... (честнейший).
Результаты, полученные в ходе выполнения заданий, фиксируются в таблице №3. Буквенные обозначения предъявляемого речевого материала и графы таблицы совпадают.
Таблица №3.
Понимание анализа оттенков значений слов
Имя ребенка | а | б | в | г | д | е | ж | з | и | к | л | м |
За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный – 0 баллов. В сумме высшая оценка составляет 12 баллов.
Высокий уровень: ребенок набирает 9-12 баллов. Средний уровень: ребенок набирает 5-8 баллов. Низкий уровень: ребенок набирает 0-4 балла.
Задание 8.
Выявление умений использования образных средств в повседневном общении
Воспитатель наблюдал за речью детей в повседневном общении. Вопросы для анализа речи детей:
· Какие синтаксические конструкции использует ребенок в речи (простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения).
· Использует ли в речи образные средства? Какие? Как часто? В каких видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками)?
Высокий уровень
Ребенок использует разнообразные синтаксические конструкции в речи (простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения); употребляет образные средства языка, как заимствованные из художественной литературы и речи взрослых, так и самостоятельно придуманные по аналогии с известными, делает это в разных видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками), в зависимости от ситуации.
|
|
Средний уровень
Ребенок использует в речи как простые, так и сложные предложения, при употреблении сложных иногда допускает ошибки, которые может самостоятельно исправить, если взрослый указывает на них; образные средства языка употребляет редко, в основном, в ситуациях учебной деятельности по просьбе взрослого.
Низкий уровень
Ребенок использует в речи в основном простые предложения, при употреблении сложных допускает ошибки, которые исправляет при помощи взрослого; образные средства языка не употребляет.
Задание 9.