Сущность и история развития праздничного костюма

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

(БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА

 

Профессиональное обучение (по отраслям)

профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»

 

ПРОЕКТ ПРАЗДНИЧНОГО КОСТЮМА

 

 

Руководитель ___________ ст. преп.____________ М.Н. Яранская
    подпись, дата должность, ученая степень инициалы, фамилия
Выпускник ___________   А.Г. Кострова
  подпись, дата   инициалы, фамилия

 

Чебоксары 2020      

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………..... 3
1 Теоретические основы изучения праздничного костюма……………………………………………………………………...   4 
1.1 Сущность и история развития праздничного костюма………...............................................................................................   4
1.2 Технология разработки проекта праздничного костюма……... 13
Выводы по главе 1…………………………………………………………. 16
2 Дизайн-концепция праздничного костюма…………………………….. 17
2.1 Изучение и анализ аналогов……………………………………. 17
2.2 Разработка проекта праздничного костюма и ее экономичес-кое обоснование…………………………………………………………….   23
Выводы по главе 2…………………………………………………………. 27
3 Проектирование учебных занятий по разделу «Проект праздничного костюма»………………………………………………………….................   40
3.1 Цель, задачи и место раздела в структуре дисциплины «Творческая художественно-проектная деятельность в области культуры и искусства»…………………………………………………….     40
3.2 Методические рекомендации для проведения занятий по разделу «Проект праздничного костюма»………………………………...   64
Выводы по главе 3…………………………………………………............. 71

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что праздничный костюм – одна из составляющих уверенности в себе, без которой в жизни не обойтись. Мода может меняться, с ней меняются длина платья, его крой, ткань. Но само платье, как жанр не исчезнет никогда, по крайней мере, до тех пор, пока ценится женственность.

Вечерние платья стали важнейшими элементами современного рынка одежды и частью культурного пространства. Этот элемент одежды создают по определенным технологическим правилам. Во время показа коллекций моделей вечерних платьев часто рождается необъяснимое чувство красоты, гармонии и эстетического совершенства. Платье, как продукт дизайнера становится художественным произведением тогда, когда обладает основным признаком художественной системы – композицией. Дизайнер вовлекает зрителей в собственный мир, выстраивает дефиле по определенному закону, которое заставляет зрителей с напряжением следить за изменением форм, цвета, конструктивных линий, декора. Когда цели дизайнера и состояние зрителей после просмотра совпадают, то можно говорить о грамотной структуре и художественной целостности содержания одежды.

Выбор вечерних платьев в современной моде многообразен, разнообразны и предъявляемые к платьевым материалам требования и условия эксплуатации. Вечернее платье – платье, предназначенное для торжественных и праздничных мероприятий. Вечернее платье может указываться в качестве дресс - кода. Такой тип вечернего платья отличается большей длиной (чаще всего имеет длину до пола), а также использованием при пошиве дорогих материалов и более сложного кроя, декора.

Цель выпускной бакалаврской работы: проект праздничного костюма.

В рамках достижения цели были поставлены следующие задачи:

‒ изучить сущность и историю развития праздничного костюма;

‒ изучить технологии разработки проекта праздничного костюма;

‒ провести анализ аналогов;

‒ разработать проект праздничного костюма и дать ее экономическое обоснование;

‒ разработать методические рекомендации для проведения занятий по разделу «Разработка проекта праздничного костюма».

Объект исследования: процесс разработки проекта праздничного костюма.

Предмет исследования: технология разработки проекта праздничного костюма.

Метод исследования: изучение технологий, анализ, сравнительный анализ, обобщение, описание, эскизирование, метод наблюдения, конструирование и моделирование.

Структура выпускной бакалаврской работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников, приложения. В первой главе раскрыты теоретические основы изучения праздничного костюма. Во второй главе описана разработка проекта праздничного костюма. В третьей главе спроектированы учебные занятия по разделу «Разработка проекта праздничного костюма».

 

 

Теоретические основы изучения праздничного костюма

Сущность и история развития праздничного костюма.

 

На протяжении последнего столетия образ нарядного платья подвергался множеству разных изменений.

Так в начале XX века в России были актуальны бальные платья с глубоким декольте, обнаженными плечами и корсетом на шнуровке. Такое платье максимально приподнимало грудь и подчеркивало стройную фигуру. Нарядные платья шились из шелка, кружева, муслина, сатина. Главным аксессуаром этого периода был жемчуг, который подчеркивал красоту наряда.

 Но несмотря на красивую и изящную фигуру в корсете, у девушек возникали трудности с дыханием, что приводило к разным заболеваниям из-за стянутых «легких».

В 1906 году на смену так называемого «чайного платья» приходит просторное «пальто Конфуция», разработавшим первым дизайнером Полем Пуаре. Костюм позволяет избавиться от корсета, имел простой крой, тем самым позволил стремительно освободиться от строгих правил моды (рисунок 1).

 

Рисунок 1 ‒ Вечернее платье, созданное Полем Пуаре.

Благодаря русскому балету, выставкам, во главе которых стоял Сергей Делягин, появляются в гардеробах девушек наряды с открытыми плечами, добавление к ним стали перья. За рубежом в первой половины XX века господствовал стиль модерн, который помог сформировать новые формы нарядного платья, чтобы более изящно подчеркнуть все изгибы женского тела.

В 1920-е годы актуальным нарядом в этот период становится спортивный стиль, без малейшего акцента на женственность. В моду входят египетские мотивы, в качестве украшения нарядного платья применялись элементы декора, которые в то время набирали популярность. В качестве декоративной отделки применялась вышивка. На юбке появляются складки. Шились платья из более доступных материалов, среди них был трикотаж.

 Благодаря французскому модельеру Коко Шанель появляется маленькое черное платье – идеальное платье, которое должно быть в гардеробе каждой женщины. Весь высший слой, привыкший носить роскошные платья, не исключая русских элитных слоев населения, постепенно стал переходить на маленькое черное платье, благодаря чему стал очень популярным товаром в мире (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2 ‒ Эскиз легендарного маленького черного в Vogue

В 1930-е годы после революции в России прекращаются выпускные балы, на торжественных мероприятиях дамы довольствовались повседневными нарядами.

В Европе в 1930-е годы крой платья стал сложней, появляются геометрические фигурные линии, с помощью них придавалось четкость силуэту. Благодаря модельеру Жану Пату, в моду входят длинные платья с акцентом на талию.

Военное время в 1940-е годы внесло свои изменения в нарядные платья. В это время присутствовал минималистичный стиль из-за недостатка ткани, что сделало платье узкими и довольно короткими. Несмотря на послевоенный кризис, девушки пытались нарядно одеваться на торжественные мероприятия. В это время доминирующим стали многослойные складки на юбке. Шились платья из ацетатного шелка и вискозы (рисунок 3).

 

 

 

Рисунок 3 ‒ платье 1940-х.

 

Позднее в этот период актуальными украшениями на платья становятся орнаментные рисунки и мелкие цветочки, что придает платью более праздничный вид.

В 1950-е годы за рубежом актуальным становится силуэт песочные часы: узкая талия, пышная грудь, широкие бедра. Благодаря французскому 8 модельеру Кристиану Диору, который ввел стиль «нью-лук» возвращаются в моду позабытые корсеты, широкий пояс на талии и открытый верх. Фасон идеально расставляет три основных акцента на женственный силуэт: талия, декольте и бедра. Для нарядных платьев смотрятся благородные ткани с выделкой под бархат и парчу. Главное в вечерних платьях – зона декольте: вырезы могут иметь любую форму; но наиболее изящно смотрится глубокий овальный. Образ девушки стал более женственным и роскошным, благодаря чему хранила в себе тайну и загадку.

 

 

 

Рисунок 4 ‒ платье 1950-х.

 

Стиль нью-лук не остался без внимания и в России, происходит зарождение женственности и красоты. В послевоенные годы в СССР снова начали отмечать выпускные вечера. Из-за жесткого дефицита в стране, наряды были достаточно скромными, шились с таким расчетом, чтоб можно было и дальше носить в любой день. Молодёжь послевоенного поколения уже оценила в одежде практичность и искала возможности самовыражения. В результате потребность в вещах не очень дорогих, но модных выросла. Возникла необходимость массового производства модного готового платья. Девушки, чьи родители могли позволить новое нарядное платье, начали предпочитать наряды светлых тонов. В те времена было сложно купить нарядное платье, но особых трудностей не возникало, чтоб сшить платье самой, поэтому многие шили сами. Длина вечернего платье было ниже колен.

Вскоре советская мода сближается с европейской, что позволяет вечернему платью развиваться в романтическом силе. Характерными чертами платья были слегка расклешенные юбки, плотно прилегающий лиф с рукавами-фонариками. Чаще всего вечерние платья шились из крепсатина, бархата и плотного шелка, отделывались кружевом и аппликациями.

Пьер Карден стал первооткрывателем стиля унисекс в 1958 году, что позволило девушкам носить наряды не только те, которые были красивыми, но и те, которые стали очень удобными. Комфортная одежда стиля унисекс стала востребованной, а наряды с акцентом на женственность стали редкостью.

В 1960-е годы вечерние платья претерпевают изменения – в моду приходит мини с крупными яркими геометрическими рисунками. Благодаря первому полету человека в космос, зарождаются новые идеи у дизайнеров: оригинальные наряды в серебристых тонах напоминаю большей частью космический корабль (рисунок 5).

 

 

 

Рисунок 5 ‒платье 1960-х.

 

В эти годы появляется мини-мода. Пьер Карден с его геометрическим уклоном, вместе с Андре Куррежем, он стал одним из первых пропагандистов мини и сохранял верность этой длине всю жизнь. Дизайнер Мери Квант внесла огромный вклад в моду в эти годы, посветив свое внимание юным девушкам, разработав одежду – комплект. Такая одежда давала множество вариантов, при этом сочетать «несочетаемое» (авангардный стиль), все зависело от фантазии обладательницы наряда. Такая одежда сама диктовала в какое время ее нужно одеть.

Появляются новые материалы – синтетические и искусственные, что позволило открыть широкие горизонты для минималистского стиля. Синтетическая ткань стала востребованным материалом для девушек, изза дешевизны, удобства и практичности. Это привело к тому, что модная одежда стала доступна практически всем модницам, не зависимо от социального статуса, что позволило стереть границы между классами. Остаются все еще модными платья в горох, ремнем на талии.

Благодаря существующему стилю нью-лук в СССР в начале 60-х годов зарождается стиль – стиляги, который пришел с Западной Европы. Модницы одевались в пышные юбки до колен с принтом, в блузки из пестрых расцветок, что означало протест против стереотипов советского общества, которые были за блеклую практичную одежду серых тонов. Особенность платьев в стиле стиляг заключалось в грациозности наряда, делая акцент на талию. Из-за разногласия модниц с советской властью, стиль стиляги угасает (рисунок 6).

 

 

Рисунок 6 ‒ стиль стиляги.

 

К концу 1960-х годов зарождается стиль хиппи, увеличивается выбор одежды в пользу натурального материала – шерсти, хлопка и шелка. Парижские дизайнеры не могли не воспользоваться этим направлением и предложили одежду в фольклорном стиле, главным акцентом которого стали элементы из национальных костюмов со всего мира. Благодаря этому стали создаваться вечерние платья в более мягких расцветках, с вышитыми цветами и бабочками.

В оригинальные 1970-е годы в России платья для выпускного вечера имеют все еще светлые и однотипные тона, без глубокого выреза, но длина платья становится выше колен.

За рубежом же в это время платья пестрят многообразием красок, используются принты и больше походят на карнавальные наряды. Девушки стараются применить любые возможности в моде для самовыражения.

В 1980-е годы в России происходят изменения нарядного платья под влиянием западной культуры. С помощью воланов, рюш выпускницы всеми силами пытаются сделать платье более женственным, подчеркнуть индивидуальный образ и добавить новизну в наряд.

В Европе же под влиянием популярных певцов и актеров появляются откровенные наряды: корсеты, ажурные колготки, огромные пластиковые клипсы, платья из золотых и серебряных тканей, а также чрезмерно яркий макияж.

Но также в 80-е годы большое влияние на моду оказала принцесса Диана, которая была тесно связана с романтическим стилем. Вечерние платья с воланами и рюшами, так же присутствовали платья А-силуэта, что пользовалось большой популярностью на школьных выпускных балах (рисунок 7).

 

 

Рисунок 7 ‒ свадебное платье принцессы Дианы.

В конце 1989 начале 90-х годов разновидность стилей дает свой отпечаток на нарядном платье.

Российская мода в это время сближается с европейской. Благодаря ассиметричному крою и большим «подплечникам», а талия подчеркивается широким поясом, что говорит о развитии моды. Вечерние платья шьются из тонких трикотажных тканей, в дополнение к ним идут толстые золотые цепочки и химическая завивка волнами, что дает возможность подчеркнуть женственный образ девушки.

В конце 90-х годов нарядные платья носили выпускницы от именитых дизайнеров: можно охарактеризовать, как возращение к ретростилю: кружева, рюши, воланы и оборки.

В начале XXI века благодаря разновидностям нарядных платьев как за рубежом, так и в России, девушки могли себе позволить выглядеть на выпускном сногсшибательно, не смотря их положение и социальный статус. Мода дала сильный скачек в усовершенствовании нарядного платья, удовлетворяя желание выпускниц выглядеть модно и позволяя вложить в нарядное платье новизну и индивидуальность.

В настоящее время приоритеты для выпускниц не изменились, а стали более углубленные. Благодаря дизайнерам и модельерам присутствуют все стили и направления в моде нарядного платья для выпускного вечера. Поэтому происходит полное смешивание самых актуальных и модных тенденций всех времен. Выбор нарядного платья остается за его обладательницей. Платье способно поражать своей красотой и невинной скромностью, или же шокировать роскошью и сексуальностью.

На протяжении XX века образ нарядного платья претерпевал множеству изменений. Большинство нарядных платьев имело светлые тона, пышные юбки. В современное время не смотря на большой ассортимент нарядных платьев и разных расцветок, главный акцент остается неизменным – подчеркнуть юность, грациозность и индивидуальность девушки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: