Особенности формирования эстетической культуры обучающихся в условиях хореографических занятий

Хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания в формировании эстетической и художественной культуры личности. Хореография – это мир волшебного искусства: мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов.

В настоящее время все больше и больше делается акцент на роль эстетической культуры в жизни человека, потому что именно она способствует углублению представлений человека не только о событиях и процессах бытия, но и о собственном отношении и причастности к нему. Она координирует взаимоотношения людей, способствует раскрытию творческого потенциала. Эстетическая культура является необходимым условием формирования личности, так как она в отличие от биологических свойств не передаётся по наследству, а приобретается в процессе воспитания.

Традиционно формирование эстетической культуры принято рассматривать как «процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности».

Формирование эстетической культуры личности тесно связано с существующей системой эстетического воспитания и зависит от конкретных форм и методов, которые применяет общество в его целенаправленном развитии. Большая часть здесь отводится деятельности специальных учреждений культуры и дополнительного образования (театров, дворцов культуры, библиотек, школ и других учебных заведений). Однако труд, быт, спорт, само общение с другими людьми и природой также формируют культуру личности. В каждом отдельном случае правомерно говорить об их специфике и необходимости целенаправленного воспитательного процесса, отвечающего общечеловеческим задачам формирования высокой эстетической культуры.

По мнению многих ученых, таких как Г. С. Абрамова, Д. А. Белухин, О. Д. Калинина, Н. С. Лейтес, Б. М. Теплов, H. A. Ветлугина особую актуальность представляет формирование основ эстетической культуры. Различные возрастные периоды развития детей являются благоприятными для формирования основ эстетической культуры, так как в эти периоды более гибки и пластичны психические процессы, способствующие развитию чувственной сферы и установлению воздействия между чувственным познанием и рациональным.

Хореография выступает одним из сильнейших сторон формирования разносторонней личности. Искусство хореографии – это явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит непреодолимое стремление человека к ритмичному движению, потребность выразить свои эмоции средствами пластики и умению гармонично связывая движение и музыку.

Г. А. Петровой было выдвинуто утверждение о том, как эстетическая культура неразрывно связана с окружающим миром [ССЫЛКА]. Огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка и его гармоничного духовного и физического развития обладает такое искусство как хореография. Танец – это такой вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений, ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела [Зозуля, 2014].

Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях и фигурах. Первоначально связанный со словом и музыкой, он постепенно приобрел самостоятельное значение, и теперь его многочисленные ответвления становятся все более разнообразны: бальные, клубные, восточные танцы, балет и др. У каждого народа существуют свои танцевальные традиции.

Изучение хореографии, также, как и других видов искусства, помогает развить те стороны личностного потенциала ребенка, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций. В отличии от других искусств танец оказывает существенное влияние на физическое развитие ребенка, но на ровне с другими видами искусств развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства.

Занятие хореографией преображает мышцы, делает их легкими, эластичными и сильными. Благодаря этому мышцы становятся плоскими и обретают способность выдерживать не только аэробные нагрузки, к которым они привычны, но и анаэробные. Хореография способствует гармоничному развитию детей, формирует эстетический вкус, учит их красоте и выразительности движений. Красота движений, используемых в хореографии, прошедших длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей и подростков. Занятия танцами способствуют формированию правильной осанки, прививают основы этикета и грамотные манеры поведения в обществе, создают эстетический вкус и дают представление об актерском мастерстве. Эстетический вкус не является только субъективным понятием, так как он не врожденное качество, а вырабатывается и изменяется в процессе деятельности человека и приобщения к культурным достижениям [Вагина, 1995].

Эстетическое воспитание в любом виде деятельности позволяет выявить эстетический элемент и превратить его в средство эстетического развития, образования и формирования человека. Хореография взращивает в человеке эстетическую культуру. Культурный человек осведомлен в ценностях отечественной и мировой культуры, одним из средств постижения которой являются народные танцы.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, так как каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражаются его душа, история, обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, которая была выработана в течение многих веков.

Занятия хореографии воспитывают и развивают помимо художественных навыков исполнения танцев разных жанров ещё и выработку привычки, нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты. В ходе занятий формируется чувство ответственности. Которое способствует достижению целей обучающихся. Опрятность формы в хореографическом классе и аккуратность в хореографическом исполнительстве переносится на внешний вид детей в образовательной школе. Дети и подростки, занимающиеся танцами, выделяются не только своей внешней формой: осанкой, прической, чистотой и элегантностью одежды, но и личностными качествами, такими как ответственность, такт, вежливость и др.

Творческая личность – важнейшая цель как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. В частности, без формирования эстетической культуры невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности.

Для формирования высокодуховной личности исключительно важна задача по эстетическому воспитанию. Прежде всего, это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического – в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений. Среди более точных и конкретных задач - формирование эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Следует обратить внимание на два важных компонента: на широту эстетической потребности, то есть на способности личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; и на качество эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала [Лихачев, 2002].

Хореография, прекрасно коррелирует с возрастной спецификой развития подростков. Так как именно в этом возрасте у подростков проявляется большое стремление к красоте, требования к внешности других и собственной. Например, в условиях современной дискотеки индивидуальный танец стал для подростков своеобразной формой адаптации в своём окружении и социуме. Он позволяет мгновенно «выплеснуть» все свои эмоции, не только погрузиться в круг непосредственного и опосредованного общения, но и самоутвердиться, «вписаться» в ритмопластический портрет поколения сверстников, почувствовать свою общность с окружающими и с миром. Неслучайно то что в иерархии художественно-эстетических видов деятельности после кино и современной музыки школьники выбирают хореографию («танец»). В то же время эмпирическое изучение эстетического воспитания в школах показало, что процент занимающихся хореографией школьников снижается к подростковому возрасту.

На современном этапе продолжает быть характерно высказывание Б. Т. Лихачева: «Мы почти совсем не учим школьников быть авторами: писать литературно-художественные произведения, сочинять музыку и т.п...» [ССЫЛКА] в семье – это дети, которые показывают высокий уровень творческой активности: они поют, танцуют, мастерят и т.п. При этом активизируется стремление школьников занять авторскую позицию в творческо-эстетической деятельности, что значит «целенаправленно преобразовывать впечатления жизни, чтобы в единственной выразительной форме воплотить ценности эстетического переживания» (А. А. Мелик-Пашаев).

В то же время, в школьной обстановке есть и те дети, которые зачастую закрепощаются: стесняются, скрывают свое желание творить, не получая одобрения педагогов. Иногда робкие предложения ребенка выступить с собственным сочинением не находят отклика у педагога, так как кажутся им «непрофессиональным», «неэстетичным» продуктом. Действительно, стремление к самовыражению, с одной стороны, и недостаточность владения художественным языком искусства и неразвитый эстетический вкус, с другой, не позволяют школьникам публично представлять свои таланты. Таким образом можно сделать вывод, что занятия хореографией, способствует раскрепощению детей и подростков, помогая им во всех сферах жизни.

В хореографической деятельности сочетание таких свойств танца, как единство музыки, движения и игры, делает хореографию наиболее плодотворным средством эстетического воспитания и обучения. Однако реализация этой важнейшей функции хореографической деятельности возможна только при соблюдении определенных принципов организации проведения занятий по хореографии. Одним из таких принципов выступает- принцип комплексного подхода при организации хореографических занятий.

При эстетическом воспитании ребенка различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуя на ребенка. Это взаимодействие при организации занятий по хореографии осуществляется в результате тесных межпредметных связей, такими связями со слушанием музыки, изобразительным искусством и другими окружающими предметами.

Ещё один из принципов – это принцип единства хореографического и общего психического развития детей и подростков. Он обусловлен необходимостью органической взаимосвязи эстетического и общего становления личности ребенка. Хореографическая деятельность обеспечивает интенсивное развитие воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, мышления. В процессе занятий хореографией приводятся в движение все умственные силы детей и подростков. В дальнейшем все их образовавшиеся способности проявляются и в других видах деятельности.

Принцип художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей на занятиях по хореографии. Соблюдение данного принципа на занятиях напрямую определяет действенность этих занятий в сфере эстетического воспитания. Хореография знакомит детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, является средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, а также способствует самовыражению детей и подростков. Это достигается лишь тогда, когда хореографическая деятельность является не репродуктивной, а активной самостоятельной творческой.

Принцип учета возрастных особенностей детей позволяет сделать занятия действенным средством эстетического развития, пробуждения в них способностей активного эстетического восприятия, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование у них высоких духовных потребностей.

Формирование эстетической культуры подростков должно рассматриваться как целостная совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимозависимых компонентов, предполагающих непрерывную, педагогически целесообразную организацию внутриколлективной жизни и обеспечивающая лидирующие позиции руководителя хореографического коллектива как реального носителя высокой эстетической культуры. Таким образом, можно сказать, что занятия хореографией способствуют внутреннему обогащению, комфортному душевному состоянию, всестороннему развитию личности подростка и формированию эстетической культуры личности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: