Какова роль метода моделирования в процессе подготовки к обучению чтению старших дошкольников?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения и метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.К. Журовой. Данный метод предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Наглядное моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слог, предложение), научиться действовать с ними.

При использовании схем предложений, слов меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть еѐ элементы. Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст делится на предложения, предложения – на слова, слова - на слоги, а слоги состоят из звуков.

Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте.

При обучении письму и чтению исходным процессом является звуковой анализ и синтез устной речи. Звуковой анализ и синтез д олжны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Учитывая то, что наглядное моделирование доступно дошкольникам только в результате специально организованного обучения, необходимо формировать у них навыки наглядного моделирования в определѐнной последовательности, в несколько этапов с повышением доли самостоятельности участия детей в этом процессе.
Этапы работы с моделями:

-Знакомство с сенсорным материалом, его анализ.

-Перевод сенсорного материала на знаково-символический язык.

-Формирование навыка дешифровки модели.

-Формирование навыка самостоятельного моделирования

 

Задания для самостоятельной работы:

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: