Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения и метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.К. Журовой. Данный метод предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Наглядное моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слог, предложение), научиться действовать с ними.
При использовании схем предложений, слов меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть еѐ элементы. Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст делится на предложения, предложения – на слова, слова - на слоги, а слоги состоят из звуков.
|
|
Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте.
При обучении письму и чтению исходным процессом является звуковой анализ и синтез устной речи. Звуковой анализ и синтез д олжны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.
Учитывая то, что наглядное моделирование доступно дошкольникам только в результате специально организованного обучения, необходимо формировать у них навыки наглядного моделирования в определѐнной последовательности, в несколько этапов с повышением доли самостоятельности участия детей в этом процессе.
Этапы работы с моделями:
-Знакомство с сенсорным материалом, его анализ.
-Перевод сенсорного материала на знаково-символический язык.
-Формирование навыка дешифровки модели.
-Формирование навыка самостоятельного моделирования
Задания для самостоятельной работы: