Ребенку предлагается повторять за логопедом следующие слова (ответы ребенка записываются):
Картина, машина, встреча, снеговик, телевизор, сковорода;
Аквариум, водопроводчик, лекарство, милиционер, пшено, простокваша
Отмечается характер искажения: сокращение числа слогов, упрощение слогов (при стечении согласных опускается: один из согласных звуков), уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановка слогов и звуков внутри слога и слова.
Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова предлагаются для повторения следующие предложения: «Петя льет горькое лекарство», «На перекрестке стоит милиционер», «Космонавт управляет космическим кораблем», «Ранней весной прилетают перелетные птицы» и др.
Исследование словаря
Логопед устанавливает, соответствует ли возрасту словарный запас ребенка, и исследует его знание слов с противоположным значением (подготовительная группа). Слова для предъявления:
Широкий -… большой - … горячий - …
Мягкий - … высокий - … сладкий - …
|
|
Исследование грамматического строя речи
Исследование способности словоизменения
Изменение по падежам. Инструкция: «У меня в руках МЯЧ. Это...» Ответ ребенка: «Мяч». «У меня нет... (мяча). Я протягиваю руку к... (мячу). Я бросаю... (мяч). Я играю с... (мячом)».
Образование форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе. Инструкция: «Посмотри на картинку, это шар. Я убираю картинку нет чего?» Ответ ребенка: «Шар». «А на этой картинке много... (шаров)». Таким же образом проверяется способность ребенка образовывать формы родительного падежа следующих слов: мяч —..., книга —..., дом — окно —..., дерево —
Преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное число и наоборот. Слова для предъявления стол —..., топоры — юза —..., картина —..., птицы —..., рука —..., розы — уши —
Употребление предлогов в речи. Можно использовать
предметные картинки с изображениями двух предметов, по разному расположенных, например, собака в будке, собака перед будкой, собака за будкой, собака на будке и других. Согласование числительных «два» и «пять» с существительными, например, два яблока, пять яблок, два дерева, пять деревьев, два пера, пять перьев, две вишни, пять вишен.
Исследование способности словообразования
Образование существительных с уменьшительной формой имени существительного. Слова для предъявления:
кукла — куколка мяч — мячик окно — окошечко
лампа - … дом - … кольцо - …
голова - … птица - … ведро - …
рука - … ухо - … лоб - …
гнездо - … зерно - … перо - …
Образование имени прилагательного от имени существительного (подготовительная группа). Инструкция: «Скамейка из дерева. Какая скамейка?»
|
|
Ответ ребенка: «деревянная». Слова для предъявления;
Сумка из кожи — кожаная; Шуба из меха лисы —...
Стакан из стекла —... Шапка из меха —...
Лопата из железа —... Ваза из хрусталя —
Платье из шелка —... Шарф из шерсти -
Образование глаголов движения. Слова для предъявления: бежал — убежал, прибежал, перебежал, отбежал, вбежал, выбежал, добежал (показать на картинках, назвать).:
По окончании обследования логопед записывает уточненный диагноз.