Итоговая контрольная работа по биологии для обучающихся 8 класса

Спецификация

Итоговой работы для проведения промежуточной аттестацииобучающихся 8 класса по биологии

Дата проведения: 21.05.20г.

Форма проведения: тестирование

Содержание работы

На основании документов, перечисленных в п.2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФКГОС основного общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Биология» для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся.

   В работе представлены задания базового и повышенного уровня.

Распределение заданий по основным разделам 

Раздел курса Число заданий
Организм человека. Общий обзор. 2
Опорно-двигательная система. 1
Кровь и кровообращение. 3
Дыхательная система 2
Пищеварительная система 2
Обмен веществ и энергии.                     Витамины. 2
Мочевыделительная система 1
Кожа 1
Эндокринная система 1
Нервная система. 1
Органы чувств. Анализаторы 1
Индивидуальное развитие организма 1
Поведение и психика 1
Итого: 19

Время выполнения работы

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности – 1 минута;

2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 3 минут;

3) для заданий высокого уровня сложности – до 5 минут

На выполнение всей работы отводится 45 минут.  

Дополнительные материалы и оборудование

При проведении работы дополнительных материалов и оборудований не требуется

 

Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

1.За верное выполнение каждого из заданий А113 выставляется 1 балл, в другом случае – 0 баллов.

2.За верное выполнение каждого из заданий В1–В4 выставляется 2 балла.

3.За ответы на задания В1 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если обучающейся указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).

4.За ответ на задания В2 – В4 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки. 

5.Задания С1 и С2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 27.

 

Шкала перевода первичного балла за выполнении контрольной работы в отметку по 5-ной шкале

Отметка по 5-ной шкале 2 3 4 5
Первичный балл 0-9 10-16 17-22 23-27

 

План работы

Условные обозначения: Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень, В – высокий уровень

Тип задания: ВО – с выбором ответа,КО – краткий ответ, РО – с развернутым ответом.

Блок содержа­ния Объект оценивания Код про­веряемых умений Тип за­да­ния Уро­вень сложно­сти Мак­си­маль­ный балл за вы­полне­ние
1. Организм человека. Общий обзор. Сходство человека с животными и отличие от них 1.2.,2.1.1, 2.1.2.,2.3. ВО Б 1
2. Опорно-двигательная система Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. 1.2.,2.3. ВО Б 1
3. Кровь и кровообращение Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Кровеносная и лимфатическая системы. Транспорт веществ. 1.1.,1.2., 2.1.2.,2.3. ВО Б 1
4. Дыхательная система Дыхание. Система дыхания. 1.1.,1.2., 2.3. ВО Б 1
5. Пищеварительная система Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. 1.1.,1.2., 2.3. ВО Б 1
6. Обмен веществ и энергии.                     Витамины. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. 1.1.,1.2, 2.3. ВО Б 1
7. Мочевыделительная система Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. 1.1.,1.2., 2.3. ВО Б 1
8. Кожа Покровы тела и их функции. 1.2.,2.3. ВО Б 1
9. Эндокринная система Железы внутренней секреции. Гормоны. 1.1.,1.2., 2.3. ВО Б 1
10. Нервная система Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. 1.2., 2.3. ВО Б 1
11. Органы чувств. Анализаторы Органы чувств, их роль в жизни человека. 1.2.,2.3. ВО Б 1
12. Индивидуальное развитие организма Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. 1.1.,1.2., 2.1.2 ВО Б 1
13. Поведение и психика Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. 1.2. ВО Б 1
14. Кровь и кровообращение Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Кровеносная и лимфатическая системы. Транспорт веществ. Умение проводить множественный выбор 1.1.,1.2., 2.1.2,2.4., 2.5. КО П 2
15. Обмен веществ и энергии.                     Витамины. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.Умение устанавливать соответствие 1.1.,1.2., 2.4.,2.5. КО П 2
16. Пищеварительная система Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов 1.1.,1.2., 2.2.,2.5. КО П 2
17. Организм человека. Общий обзор. Сходство человека с животными и отличие от них Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных 1.2.,2.1.1., 2.1.2., 2.4.,2.5., КО П 2
18. Кровь и кровообращение Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Кровеносная и лимфатическая системы. Транспорт веществ. Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать) 1.1.,1.2., 2.1.2, 2.6. РО П 3
19. Дыхательная система Дыхание. Система дыхания.Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме 1.1.,1.2., 2.4.,2.6., 3.1.,3.2., 3.3. РО В 3
            27

КОДИФИКАТОР

Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе побиологии

 

Код элементов

Проверяемые умения

1. Знать/понимать

  1.1 сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость
  1.2 особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

2.Уметь

  2.1 объяснять
  2.1.1 родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
  2.1.2 причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
  2.1.3 роль гормонов и витаминов в организме.
  2.2 описывать биологические объекты
  2.3 распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека
  2.4 сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения
  2.5 определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация)
  2.6 проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями Биология

3.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  3.1 для соблюдения мер профилактики: вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний
  3.2 оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего
  3.3 рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде

Итоговая контрольная работа по биологии для обучающихся 8 класса

Инструкция по выполнению работы.

               

На выполнение итоговой работы по биологии дается 45 минут. Работа состоит из трех частей, включающих 19 заданий.

Часть А содержит 13 заданий (А113). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых один верный.

Часть В включает 4 задания с кратким ответом (В14). При выполнении заданий В1-В4 запишите ответ так, как указано в тексте задания.

Часть С включает 2 задания, на которые следует дать развернутый ответ. При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Вариант 1.

Часть А. При выполнении заданий А1 – А13 выберите из нескольких вариантов ответа один верный

А1.Какой при­знак, свой­ствен­ный че­ло­ве­ку, яв­ля­ет­ся при­зна­ком жи­вот­ных типа Хор­до­вые?

1) нерв­ная си­сте­ма уз­ло­во­го типа

2) жа­бер­ные щели в стен­ке глот­ки за­ро­ды­ша

3) лёгкие, со­сто­я­щие из аль­ве­ол

4) во­ло­ся­ной по­кров

А2. На ри­сун­ке изоб­ра­же­ны би­цепс и три­цепс Что про­изойдёт с этими мыш­ца­ми, если со­гнуть руку в локте?

1) Би­цепс со­кра­тит­ся, а три­цепс рас­сла­бит­ся. 2) Би­цепс со­кра­тит­ся, а три­цепс не из­ме­нит­ся. 3) Три­цепс со­кра­тит­ся, а би­цепс рас­сла­бит­ся. 4) Три­цепс со­кра­тит­ся, а би­цепс не из­ме­нит­ся.      

А3. По­че­му про­во­ди­мая вак­ци­на­ция про­тив грип­па по­мо­га­ет сни­зить риск за­бо­ле­ва­ния?

1) Она улуч­ша­ет вса­сы­ва­ние пи­та­тель­ных ве­ществ.

2) Она спо­соб­ству­ет вы­ра­бот­ке ан­ти­тел.

3) Она уси­ли­ва­ет кро­во­об­ра­ще­ние.

4) Она поз­во­ля­ет ле­кар­ствам дей­ство­вать более эф­фек­тив­но.

А4.Чи­ха­ние воз­ни­ка­ет при раз­дра­же­нии ре­цеп­то­ров


1) ро­то­вой по­ло­сти

2) гор­та­ни

3) но­со­вой по­ло­сти

4) тра­хеи


А5. Слой, за­щи­ща­ю­щий верх­нюю часть зуба от ме­ха­ни­че­ских воз­дей­ствий, — это


1) эмаль

2) пуль­па

3) це­мент

4) ден­тин


А6.Какие продукты питания необходимо включить в рацион больного рахитом:


1) Оболочки зерен риса и отруби

2) апельсины, смородину, зеленый лук

3) рыбий жир, печень, желток яйца

4) яблоки, дрожжи, отруби


А7. Рас­смот­ри­те ри­су­нок стро­е­ния нефро­на. Что на нём обо­зна­че­но под циф­рой 1?

1) из­ви­той ка­на­лец 2) со­би­ра­тель­ная труб­ка 3) по­чеч­ная ар­те­рия 4) кап­су­ла нефро­на        

А8. Клет­ка­ми какой ткани об­ра­зо­ван на­руж­ный слой кожи?


1) плот­ной во­лок­ни­стой

2) рых­лой во­лок­ни­стой

3) глад­кой мы­шеч­ной

4) эпи­те­ли­аль­ной


А9. Какая из пе­ре­чис­лен­ных желёз вхо­дит в со­став пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка?


1) пе­чень

2) над­по­чеч­ник

3) ги­по­физ

4) щи­то­вид­ная же­ле­за


 

А10.Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­чен аксон?

 

 

 

 

А11. На языке че­ло­ве­ка име­ют­ся ре­цеп­то­ры, вос­при­ни­ма­ю­щие че­ты­ре ба­зо­вых вку­со­вых ощу­ще­ния: слад­кое, кис­лое, солёное и


1) терп­кое

2) горь­кое

3) жгу­чее

4) жир­ное


А12.Процесс слияния половых клеток называется:


1) опыление

2) оплодотворение

3) гаметогенез

4) партеногенез


А13. Какой ре­флекс у че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся услов­ным?

1) отдёрги­вать руку от лез­вия ножа

2) про­гла­ты­вать пережёван­ную пищу

3) хо­дить по опре­делённому марш­ру­ту в школу

4) за­кры­вать глаза, когда в лицо на­прав­ля­ют свет

 

Часть В. При выполнении заданий В1-В4 запишите ответ так, как указано в тексте задания

В1. Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. По венам ма­ло­го круга кро­во­об­ра­ще­ния у че­ло­ве­ка кровь течёт


1) от серд­ца

2) к серд­цу

3) на­сы­щен­ная уг­ле­кис­лым газом

4) на­сы­щен­ная кис­ло­ро­дом

5) под вы­со­ким дав­ле­ни­ем

6) под низ­ким дав­ле­ни­ем


В2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком и типом ави­та­ми­но­за, для ко­то­ро­го он ха­рак­те­рен. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

ПРИ­ЗНАК ТИП АВИ­ТА­МИ­НО­ЗА
A) сни­же­ние им­му­ни­те­та 1) не­до­ста­ток ви­та­ми­на С
Б) вы­па­де­ние зубов 2) не­до­ста­ток ви­та­ми­на D
В) раз­мяг­че­ние и де­фор­ма­ция ко­стей че­ре­па и ко­неч­но­стей  
Г) кро­во­то­чи­вость дёсен  
Д) на­ру­ше­ние мы­шеч­ной и нерв­ной де­я­тель­но­сти  

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

 

В3. Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке про­цес­сы пи­ще­ва­ре­ния, про­ис­хо­дя­щие у боль­шин­ства мле­ко­пи­та­ю­щих после по­па­да­ния пищи в ро­то­вую по­лость. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) вса­сы­ва­ние ами­но­кис­лот в кровь

2) пе­ре­ва­ри­ва­ние пищи в ки­шеч­ни­ке под вли­я­ни­ем ки­шеч­но­го сока, под­же­лу­доч­но­го сока и желчи

3) из­мель­че­ние пищи зу­ба­ми и её из­ме­не­ние под вли­я­ни­ем слюны

4) по­ступ­ле­ние пи­та­тель­ных ве­ществ в ор­га­ны и ткани тела

5) пе­ре­ход пищи в же­лу­док и её пе­ре­ва­ри­ва­ние же­лу­доч­ным соком

 

В4. Вставь­те в текст «Си­сте­мы ор­га­нов» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

СИ­СТЕ­МЫ ОР­ГА­НОВ

В ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка вы­де­ля­ют раз­лич­ные си­сте­мы ор­га­нов, среди них — пи­ще­ва­ри­тель­ная, ды­ха­тель­ная, кро­ве­нос­ная и др. Эн­до­крин­ная си­сте­ма — это си­сте­ма жёлез ___________ (А) сек­ре­ции. Они вы­де­ля­ют в кровь осо­бые хи­ми­че­ские ве­ще­ства — ___________ (Б). Так, ад­ре­на­лин вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся ___________ (В). Бла­го­да­ря дру­гой си­сте­ме ор­га­нов, им­мун­ной, в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка создаётся им­му­ни­тет. К ор­га­нам им­мун­ной си­сте­мы от­но­сят кост­ный мозг, ви­лоч­ко­вую же­ле­зу, ___________ (Г) и др.

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:


1. Внешняя

2. Внутренняя

3. Фермент

4. Гормон

5. Антитела

6. Селезенка

7. Надпочечники

8. Поджелудочная железа

 

Часть С. При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.

С1. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Ре­гу­ли­ро­ва­ние в ор­га­низ­ме чис­лен­но­сти фор­мен­ных эле­мен­тов крови» и зна­ния школь­но­го курса био­ло­гии, от­веть­те на во­про­сы.

1) Что озна­ча­ет по­ня­тие «фор­мен­ные эле­мен­ты крови»?

2) В каких жиз­нен­ных си­ту­а­ци­ях у здо­ро­во­го че­ло­ве­ка ко­ли­че­ство фор­мен­ных эле­мен­тов крови может резко из­ме­нить­ся? При­ве­ди­те не менее двух таких си­ту­а­ций.

3) Ион ка­ко­го хи­ми­че­ско­го эле­мен­та вхо­дит в со­став ге­мо­гло­би­на?

РЕ­ГУ­ЛИ­РО­ВА­НИЕ В ОР­ГА­НИЗ­МЕ ЧИС­ЛЕН­НО­СТИ ФОР­МЕН­НЫХ ЭЛЕ­МЕН­ТОВ КРОВИ

Чис­лен­ность фор­мен­ных эле­мен­тов крови долж­на быть оп­ти­маль­ной и со­от­вет­ство­вать уров­ню об­ме­на ве­ществ, за­ви­ся­ще­му от ха­рак­те­ра и ин­тен­сив­но­сти ра­бо­ты ор­га­нов и си­стем, усло­вий су­ще­ство­ва­ния ор­га­низ­ма. Так, при по­вы­шен­ной тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха, ин­тен­сив­ной мы­шеч­ной ра­бо­те и низ­ком дав­ле­нии ко­ли­че­ство кле­ток крови уве­ли­чи­ва­ет­ся. В этих усло­ви­ях за­труд­ня­ет­ся об­ра­зо­ва­ние ок­си­ге­мо­гло­би­на, а обиль­ное по­то­от­де­ле­ние при­во­дит к уве­ли­че­нию вяз­ко­сти крови, умень­ше­нию её те­ку­че­сти; ор­га­низм ис­пы­ты­ва­ет не­до­ста­ток кис­ло­ро­да.

На эти из­ме­не­ния наи­бо­лее быст­ро ре­а­ги­ру­ет ве­ге­та­тив­ная си­сте­ма че­ло­ве­ка: из кро­вя­но­го депо вы­бра­сы­ва­ет­ся на­хо­дя­ща­я­ся в нём кровь; из-за по­вы­шен­ной ак­тив­но­сти ор­га­нов ды­ха­ния и кро­во­об­ра­ще­ния воз­ни­ка­ет одыш­ка, серд­це­би­е­ние; воз­рас­та­ет дав­ле­ние крови; сни­жа­ет­ся уро­вень об­ме­на ве­ществ.

При про­дол­жи­тель­ном на­хож­де­нии в таких усло­ви­ях вклю­ча­ют­ся ней­ро­гу­мо­раль­ные ме­ха­низ­мы ре­гу­ля­ции, ак­ти­ви­зи­ру­ю­щие про­цес­сы об­ра­зо­ва­ния фор­мен­ных эле­мен­тов. На­при­мер, у жи­те­лей гор­ных мест­но­стей число эрит­ро­ци­тов по­вы­ша­ет­ся до 6 млн в 1 мм3, а кон­цен­тра­ция ге­мо­гло­би­на при­бли­жа­ет­ся к верх­не­му пре­де­лу. У людей, за­ня­тых тяжёлым фи­зи­че­ским тру­дом, от­ме­ча­ет­ся хро­ни­че­ский рост ко­ли­че­ства лей­ко­ци­тов: они ак­тив­но ути­ли­зи­ру­ют об­лом­ки по­вре­ждённых мы­шеч­ных кле­ток.

Ко­ли­че­ство фор­мен­ных эле­мен­тов в крови кон­тро­ли­ру­ет­ся ре­цеп­то­ра­ми, ко­то­рые рас­по­ла­га­ют­ся во всех кро­ве­твор­ных и кро­ве­раз­ру­ша­ю­щих ор­га­нах: крас­ном кост­ном мозге, селезёнке, лим­фа­ти­че­ских узлах. От них ин­фор­ма­ция по­сту­па­ет в нерв­ные цен­тры го­лов­но­го мозга, в ос­нов­ном ги­по­та­ла­мус. Воз­буж­де­ние нерв­ных цен­тров ре­флек­тор­но вклю­ча­ет ме­ха­низ­мы са­мо­ре­гу­ля­ции, из­ме­ня­ет де­я­тель­ность си­сте­мы крови в со­от­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми кон­крет­ной си­ту­а­ции. В первую оче­редь уве­ли­чи­ва­ет­ся ско­рость дви­же­ния и объём цир­ку­ли­ру­е­мой­кро­ви. В слу­чае, если ор­га­низ­му не удаётся быст­ро вос­ста­но­вить го­мео­стаз, в ра­бо­ту вклю­ча­ют­ся же­ле­зы внут­рен­ней сек­ре­ции, на­при­мер ги­по­физ.

Любое из­ме­не­ние ха­рак­те­ра нерв­ных про­цес­сов в коре боль­ших по­лу­ша­рий при всех видах де­я­тель­но­сти ор­га­низ­ма от­ра­жа­ет­ся на кле­точ­ном со­ста­ве крови. При этом вклю­ча­ют­ся дол­го­сроч­ные ме­ха­низ­мы ре­гу­ля­циикро­ве­тво­ре­ния и кро­ве­раз­ру­ше­ния, ве­ду­щая роль в ко­то­рых при­над­ле­жит гу­мо­раль­ным вли­я­ни­ям.

Спе­ци­фи­че­ское дей­ствие на об­ра­зо­ва­ние эрит­ро­ци­тов ока­зы­ва­ют ви­та­ми­ны. Так, ви­та­мин В12 сти­му­ли­ру­ет син­тез гло­би­на, ви­та­мин В6 – син­тез гема, ви­та­мин В2 уско­ря­ет об­ра­зо­ва­ние мем­бра­ны эрит­ро­ци­та, а ви­та­мин А – вса­сы­ва­ние в ки­шеч­ни­ке же­ле­за.

 

С2. По дан­ным де­пар­та­мен­та здра­во­охра­не­ния мно­гие за­бо­ле­ва­ния, в том числе рак лёгких и гор­та­ни, эм­фи­зе­ма лег­ких и ише­ми­че­ская бо­лезнь серд­ца свя­за­ны с ку­ре­ни­ем. В таб­ли­це пред­став­ле­ны дан­ные, от­ра­жа­ю­щие эту за­ви­си­мость в про­цен­тах от числа об­сле­до­ван­ных людей. Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на во­про­сы.

 

1) Какое за­бо­ле­ва­ние пред­став­ля­ет наи­боль­ший риск, как для не­ку­ря­щих, так и для ку­ря­щих людей?

2) Не­ко­то­рые за­бо­ле­ва­ния воз­ни­ка­ют у людей, ра­бо­та­ю­щих в за­грязнённой среде. Какие ор­га­ны в боль­шей сте­пе­ни под­вер­же­ны риску за­бо­ле­ва­ния у ку­риль­щи­ков?

3) Какой из ор­га­нов по дан­ным таб­ли­цы стра­да­ет от рака в боль­шей сте­пе­ни в ре­зуль­та­те ку­ре­ния?

 

 



















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: