Справка
По итогам проведения анализа отчетов о результатах самообследования школами с низкими результатами обучения
Иркутск, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ............................................................................................. 3
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ОТЧЕТА О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ..... 3
3. ПОКАЗАТЕЛИ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОТЧЕТОВ О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.............................................................................................................................. 5
4. ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОТЧЕТОВ О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, ВХОДЯЩИХ В ФОКУС-ГРУППУ............................................................................................................................................ 7
4.1. Перечень образовательных организаций фокус-группы..................................................... 7
4.2. Уровень соответствия отчетной документации требованиям нормативно-правовой базы 7
|
|
4.3. Специфические проблемы, возникающие у образовательных организаций при подготовке отчетной документации................................................................................................................. 12
4.4. Рекомендации......................................................................................................................... 14
4.5. Замечания к отчетам о результатах самообследований школ, включенных в фокус-группу 15
1. АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АНАЛИТИЧЕСКОГО
Справку составила Рожкова О.В., заведующий лабораторией оценки качества деятельности образовательных организаций и систем Центра образовательной статистики и аналитики ГАУ ДПО ИРО
1. АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АНАЛИТИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проведено в рамках выполнения работ по мероприятию «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов».
Цель исследования – получение информации о качестве проведения самообследования образовательными организациями.
Задачи исследования:
‒ выявить соответствия отчетной документации требованиям нормативно-правовой базы;
‒ определить специфические проблемы при подготовке отчетной документации;
‒ дать рекомендации по устранению выявленных проблем.
Источники информации – отчеты о результатах самообследований муниципальных образовательных организаций.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ОТЧЕТА О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
|
В соответствии с п.13 ч.3 статьи 28 и п.3 ч.2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) к компетенции образовательной организации относится проведение самообследования и обеспечение открытости и доступности отчета о результатах самообследования.
Приказом Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 (с изм. и доп. от 14 декабря 2017г.) определен Порядок проведения самообследования. В том числе установлен единый срок публикации аналитического отчета образовательных организаций всех типов на своих официальных сайтах и представления его учредителю – не позднее 20 апреля ежегодно.
В дополнение к этому приказу издан Приказ Минобрнауки РФ от 10 декабря 2013 г. № 1324 (с изм. и доп. от 15 февраля 2017г.) «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».
Согласно п.7 Приказа Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 в процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечноинформационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию.
Отчетным периодом является предшествующий календарный год. Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающего две части – аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию. Результаты анализа показателей оформляются в табличной форме.
Отчет рассматривается коллегиальными органами управления организации, к компетенции которых относится решение данного вопроса. После подписания отчета руководителем и заверения печатью организации, он предоставляется учредителю (п.3 ч.2 ст.29 Закона об образовании). Копия отчета размещается на официальном сайте организации в подразделе «Документы» раздела «Сведения об образовательной организации» (п.3 ч.3 ст.28 Закона об образовании). Согласно Приказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» файлы документов представляются на Сайте в форматах Portable Document Files (.pdf), Microsoft Word/Excel (.doc,.docx,.xls,.xlsx), Open Document Files (.odt,.ods).
Отчет востребован образовательной организацией для подготовки к внутреннему и внешнему аудитам различного уровня, позволяет выявить проблемы образовательной организации, возникшие в результате осуществления образовательной деятельности, оценить возможные риски и разработать план мероприятий по их устранению. Качественно подготовленный отчет является необходимым источником информации для муниципальных органов управления образования при подготовке итогового отчета по показателям мониторинга системы образования.
ПОКАЗАТЕЛИ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОТЧЕТОВ О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Для проведения аналитического исследования качества отчетов о результатах самобследования муниципальных образовательных организаций Иркутской области выделено 14 показателей двух групп:
Формальные показатели, направленные на установление соответствия требованиям федеральных нормативно-правовых актов к структуре документа, анализируемому периоду и размещению документа в сети «Интернет»:
|
|
- Отчет размещен на главной странице подраздела «Документы» на официальном сайте образовательной организации.
- В электронной копии отчета содержатся следующие реквизиты: отметка о рассмотрении органом управления организации, подпись руководителя и оттиск печати образовательной организации.
- Отчет состоит из двух частей: аналитической части и таблицы с показателями деятельности организации.
- Отчетным периодом, за который составлен отчет, является предшествующий самообследованию календарный год.
Качественные показатели, характеризующие качество представленного анализа по направлениям деятельности образовательной организации и общих выводов:
- Наличие анализа образовательной деятельности.
- Наличие анализа системы управления образовательной организации.
- Наличие анализа содержания и качества подготовки обучающихся.
- Наличие анализа организации учебного процесса.
- Наличие анализа востребованности выпускников.
- Наличие анализа качества учебно-методического и библиотечноинформационного обеспечения.
- Наличие анализа качества кадрового обеспечения.
- Наличие анализа качества материально-технической базы.
- Наличие анализа функционирования внутренней системы оценки качества образования.
- Наличие общих выводов и их соответствие содержанию отчета.
Таблица 1. Методика проведения аналитического исследования
Виды соответствия | Шкала оценки | Максимальное количество баллов |
Соответствие по формальным показателям | За соответствие по каждому показателю: 0 баллов – не соответствует; 0,5 баллов – соответствует частично; 1 балл – соответствует полностью; | 4 |
Соответствие по качественным показателям | За соответствие по каждому показателю: 0 баллов – отсутствие информации или несоответствие информации; 0,25 баллов – наличие только статистической информации или наличие частичного анализа; 0,5 балла – наличие анализа, частичное соответствие выводов; 1 балл – наличие анализа, соответствие выводов. | 10 |
|
|
Кроме того, проведен анализ качества и уместности применения инфографики, стилистического (объективность, конкретность) и лексикограмматического оформления текста отчета.