Задание 7. Прочитайте. Что в приведённых предложениях не соответствует нормам современного русского литературного языка?

Перечень вопросов и заданий к зачету.

Раздел 1 Русский язык в современном мире. Язык и речь. Стилистика и культура речи.

1. Что такое язык?

2. Назовите основные функции языка.

3. В каких формах существует национальный язык?

4. Что такое диалектные слова?

5. Что такое просторечные слова?

6. Что такое жаргонная лексика?

7. В чем отличие жаргонов от профессиональной лексики?

8. Что такое сленг?

9. Что такое литературный язык? Почему является высшей формой существования национального языка?

10. В каких формах существует литературный язык?

11. Каковы особенности устной и письменной форм существования литературного языка?

12. Дайте определение диалога и монолога как формы устной речи.

13. Что такое литературная норма?

14. Назовите виды норм.

15. Что такое функциональный стиль?

16. Назовите основные функциональные стили русского языка.

17. В какой сфере общественной деятельности функционирует научный стиль. Назовите его основные черты. Какой жанр научной прозы является одним из важнейших и почему?

18. Какие основные черты имеет газетно-публицистический стиль и какими языковыми средствами они выражаются?

19. Какие черты, присущие художественному стилю речи, вы могли бы назвать?

20. Какие черты характеризуют ситуацию общения в обиходно-разговорной речи? Какие лингвистические особенности разговорной речи вы можете назвать?

21. Что такое официально-деловой стиль? Каковы особенности его употребления?

22. Назовите подстили официально-делового стиля.

23. Что такое речь? Как соотносятся язык и речь? Назовите основные отличия речи от языка.

24. Можно ли говорить о речи как о форме поведения? В чем проявляется коммуникативный аспект речи?

25. Какова структура речевой коммуникации?

26. Что такое культура речи?

27. Назовите основные коммуникативные качества речи.

28. Чем определяется точность, понятность, чистота, разнообразие и выразительность речи?

29. Что такое деловой этикет? Как вы понимаете определение речевой этикет?

30. Что мы относим к вербальным средствам общения?

31. Что такое невербальные средства общения?

Задание 1. Исправьте предложение, заменив диалектные слова литературными.

1. Ледокол шел ходко, но Степан надеялся проскочить на правый берег, пока дорога по люду была еще не порушена. 2. Надо своевременно доглядеть животное, поставить в известность ветеринарную службу. 3. Из-под ножа литовки швидко вспорхнул перепел. 4. Федор Рябчиков – из бедняков, грамоту одолел самоуком. 5. Весенняя жизнь на полях начинается, когда примякнут утренние заморозки. 6. На пустыне появились грядки и деляны овощного хозяйства.

Задание 2. Выделите разговорные и жаргонные слова в приведенном ниже отрывке из статьи В. Баровского.

В отличие от искалеченных, севших на иглу, полусумасшедших, а то и просто доставленных «черным тюльпаном» ребят, он вернулся в Союз цел-невредим, здоров и физически, и психически. Даже с орденом. Правильно, спасибо карате. Выучка, чутье уберегли тело. А душу, психику спас принцип: делаешь дело – гони эмоции. Короче, «гуси летят». По большому счету правы эти… которые провозглашают «каждый на своем месте должен…» и так далее. Только сами они не на своем месте, поэтому и звучит враньем. А вот в «учебке» определили место – тренируй, я и тренировал. В Афгане определили место – воюй, и я воевал. Воевать – значит и убивать, да. А угрызений никаких. На войне как на войне. И никаких переживаний-угрызений. В противном случае ты – первый кандидат на то, что оцинкуют и с почестями забудут. (Из газеты)

Задание 3. Выделите термины и профессионализмы в следующих текстах. Определите специальность людей, их использующих.

1. Не помнил Гринька, как добежал он до машины, как включил зажигание, даванул стартер, воткнул скорость – человеческий механизм сработал быстро и точно. (В. Шукшин) 2. Этим решением часть предпринимателей из сферы официального денежного оборота выталкивается в «черный нал». (Из газет) 3.Фирма «Транс Коммодитиз» дорожит своей репутацией, мы законопослушны и ведем только «белый» бизнес. (Из газет) 4. Суммируя все приведенные выше мнения, можно сделать такой вывод: та «порча» языка, о которой так много пишут сегодня, затрагивает не ситему языка, а языковую способность (умение говорить) и, следовательно, порождаемые тексты. (Е.А. Земская)

Задание 4. Выделите в предложениях слова и фразеологизмы, принадлежащие современному просторечию.

1. Члены ЖСК доведены до ручки незаконными поборами и юридической безграмотностью властей. 2. Победитель получает все, проигравший – дырку от бублика. 3. Иду отдуваться перед начальством. 4. Кафельников продул еще и второй свой одиночный матч. 5. И чем меньше чипсов слопает дошкольник, тем ему полезнее. (Из газет) 6. Корочки-то получил?/ Получил – мордой об стол. Документы завернули. / Еще что! Защита-то была классная! / А это им до лампочки. Какой-то там выписки из чего-то не хватает – и кранты. Представляй по новой. (Диалог о защите диссертации, записанный А.И. Горшковым. Русская стилистика. М., 2001. С.306) 7. Нам бы, русским мечтателям, что? Нам лишь бы не работать, не вкалывать. Не пахать. Не горбатить и не ишачить(В. Турбин. Записки неизвестного лабуха). (Примеры В.В. Химика)

Задание 5. Заполните следующую таблицу, указав названия норм.

Правила Нормы
произношения и ударения  
употребления слов и фразеологизмов  
образования слов  
написания слов  
образования и употребления грамма­тических форм, словосочетаний и предложений  
употребления языковых средств  
постановки знаков препинания  

Задание 6. Прочитайте. Найдите нарушения норм. Какие нормы нарушены в приведённых высказываниях? Исправьте их.

1) На ремонт школы нужны дополнительные средств а.

2) Молодёжь, которая будет проживать в XXI в., сможет решить многие задачи.

3) Второй рассказ более смешнее первого.

4) Больной попросил врача налить себе воды.

5) Прочитав повесть И. С. Тургенева, меня прежде всего поразил её сюжет.

Задание 7. Прочитайте. Что в приведённых предложениях не соответствует нормам современного русского литературного языка?

1) Бывало, он ещё в постеле, к нему записочки несут. (П.)

2) Пробегая письмо, глаза его сверкали. (П.)

3) По­явились новые мебели из Москвы. (Т.)

4) Он [Епифанов] нарочно надел самый грязный пальто. (Л. Т.)

5) Много про чудо вселенной странник в дому говорил. (Фет)

6) Слово «фильм»... было женского рода, говорили: «приключенческая фильма». (Пан.)

7) Бодливой корове Бог рог не даёт. (Посл.)

8) Каковы веки, таковы и человеки. (Посл.)

9) Рассказывали, что из ботинки Нины Фёдоровны выско­чила мышь. (Ч.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: