Анкетный опрос: понятие и структура анкеты, классификация вопросов. Классификация опросов

ОПРОС КАК МЕТОД СБОРА Социологической информации

 

Общая характеристика опытных методов сбора первичной социологической информации.

Специфика опытных методов сбора социологической информации заключается прежде всего в том, что при их использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.

Эти методы определяются, во-первых, организационными преимуществами (всегда легче провести опрос, чем осуществить любой другой метод социологического исследования); во-вторых, относительной дешевизной; в-третьих, содержательностью и универсальностью информации, которую получают опытным методом (с помощью опытных методов можно получать любую информацию о различных проблем, не всегда может быть достигнуто с помощью метода анализа документов или наблюдения); в-четвертых, возможностью максимального использования технических средств для обработки полученных в результате опроса данных.

Опросные методы имеют и свои отрицательные стороны. На качество полученной этими методами информации влияют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью респондента (его уровнем образования, культуры, свойствами памяти, защитными механизмами психики, отношением к исследуемой проблеме, а также к организации или человека, который проводит опросы), с другой стороны - это факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (профессионализм в составлении опросного листа, мастерство работы анкетера или интервьюера с респондентом относительно получения информации и др.). Главными видами опытных методов является анкетный опрос и интервью, которые в зависимости от характерных для них признаков подразделяют:

• в сплошные и выборочные;

• индивидуальные и групповые;

• массовые и экспертные;

• устные и письменные;

• очные и заочные;

• одноразовые и многоразовые;

• стандартизированные и нестандартизированные.

 

Анкетный опрос: понятие и структура анкеты, классификация вопросов. Классификация опросов.

Главным средством коммуникации при проведении опроса является анкета. Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее назначение - дать исследователю достоверную информацию об объекте исследования. Для этого надо знать и соблюдать правила и принципов ее конструирования. При составлении анкет необходимо помнить, что вопросы должны быть одинаково понятными для различных социально-демографических групп респондентов (молодых и пожилых, людей с разным уровнем образования и т.д.).

Как составление анкеты, так и средства работы с ней, имеют свои методические приемы и характеристики, соблюдение которых является необходимым условием успешной реализации этого метода, нацелен на получение достоверной информации. Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру.

Проведение анкетного опроса осуществляется в три этапа:

1) подготовительный этап, включающий разработку программы опроса, составление плана и графика работ, проектирование инструментария, его пилотажная проверка, тиражирование инструментария, составление инструкций для анкетера, респондентов и других лиц, участвующих в опросе, подбор и подготовку интервьюеров, анкетера, решение организационных проблем;

2) оперативный этап - это процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;

3) результативный этап - это обработка полученной информации.

Композиция анкеты содержит титульный лист, вступительную часть, главную часть, социально-демографическую часть («паспортичку»). Титульный лист должен содержать наименование организации, проводящей исследования, и тему; во вступительной части (обращении к респонденту) должна быть информация о цели исследования, использование данных, гарантии анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и средства ее возвращения. Главная (содержательная) часть анкеты содержит вопрос, принадлежащих к определенным тематических блоков и постепенно раскрывают содержание темы, исследуется. По композиционной структурой в анкете должно быть предусмотрено переключение внимания респондентов с помощью специальных приемов; предыдущие вопросы не должны влиять на последующие; следует избегать скопления однородных вопросов; можно использовать специальную технику последовательности вопросов («дымовая техника»). Главная часть - самая важная. Первыми относятся контактные вопросы. Их цель - заинтересовать респондента, облегчить процесс его включения в проблему. Эти вопросы следует формулировать просто, доступно. После контактных вопросов относятся основные, самые важные и сложные вопросы, имеющие главную информацию. В конце идут заключительные вопрос, главная функция которых -снять психологическое напряжение у респондентов, дать им почувствовать, что вместе сделано большое и необходимую работу. Социально-демографическая часть - это «паспортичка» (данные о респондента - пол, возраст, профессия, уровень образования, семейное положение и т.д.). «Паспортички» может быть расположена либо в начале, либо в конце анкеты.

Требования к составлению анкет:

• вопросы должны быть понятными для опрашиваемых;

• необходимо учитывать уровень всех респондентов;

• вопрос не должны нести значительных эмоциональных нагрузок;

• формулироваться нейтрально;

• вопрос не должны видображаты установок исследователя.

Некоторые требования к оформлению анкеты:

1. Вопросы в начале анкеты должны быть простыми, в середине - сложнее, а в конце - снова простыми.

2. перехода от одного блока вопросов к другому надо использовать буферные вопросы (вопрос с преамбулой).

3. Основные и контрольные вопросы не рекомендуется располагать друг за другом. Если респондент поймет, что ему не доверяют или его проверяют, то это может отразиться на достоверности информации.

4. Если есть догадка, что не все респонденты могут быть достаточно компетентными в любом вопросе или что они не все войдут в той группы, для которой назначена вопрос, то надо задать вопрос-фильтр.

5. Вопрос-фильтр должен иметь показатель перехода для различных групп респондентов.

6. Не следует задавать вопросы, которые превышают возможности памяти респондентов.

7. Текст вопроса и возможные варианты ответов на него лучше печатать разным шрифтом.

8. Пояснения к содержательным вопросам лучше также набрать другим шрифтом, чтобы респондент мог обратить на них внимание.

9. Для ответов на полузакрытые и открытые вопросы должен быть достаточно чистых строк.

10. Некоторые вопросы рекомендуется давать в форме таблицы, чтобы при ответе на них у респондентов не возникло путаницы. Это облегчит и обработки этих вопросов.

11. Нельзя допускать переноса половины ответов на вопрос на другую страницу.

Классификация вопросов. По предметному содержанию вопросы можно разделить на следующие группы:

• Вопросы о фактах. Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и тому подобное. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, состояние дел на производстве, поведение людей. Вопросы эти могут касаться и личности самого респондента (выявлять его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.), когда он заполняет данные паспортички, а также нести информацию о его действиях, поступках или их последствия - это вопрос о личности респондента.

• Вопросы о знании. Их цель - раскрыть то, что знает и что может изложить респондент. Как правило, этот вопрос экзаменационного типа, они обнаруживают уровень информированности респондента и его знаний в определенной области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых зависит от использования определенных навыков, знаний конкретных фактов, событий, имен.

• Вопросы о мнении. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае является оценочные суждения, основанные на индивидуальных представлениях.

• Вопросы о мотивах. Эти вопросы предназначены для выявления субъективного высказывания человеком мотивов своей деятельности. Один вопрос о мотивах не может дать истинную картину мотивации деятельности, для этого необходим целый комплекс подобных вопросов.

По своей логической природе вопросы подразделяются на основные и неосновные:

• Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. На основе ответов на эти вопросы делают выводы об изучаемом явлении. Эти вопросы составляют большую часть анкеты.

• К неосновным вопросам относятся:

- вопрос-фильтры, которые создаются для отсева некомпетентных лиц при опросе по изучаемой проблемой или выделения части респондентов из всего массива по определенному признаку. Например, при опросе на семейно-бытовые темы можно ввести в виде фильтров вопрос о семейном положении, о количестве детей в семье и тому подобное;

- вопрос-ловушки могут быть предложены для оценки несуществующей книги, писателя, фильма, общественного деятеля или движения. Пример: «Довольны ли Вы избранной профессией?». И через какой-то промежуток времени: «Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети выбрали Вашу профессию?». В студенческом варианте: «Довольны ли Вы избранной профессией?» И «Желаете ли Вы перейти на другой факультет?»;

- контрольные вопросы проверяют устойчивость, правдивость и непротиворечивость ответов, определяют их искренность и достоверность;

- наводящие вопросы оказывают помощь респонденту в правильном осмыслении основного вопроса, помогают ему точно сформулировать ответ.

 

По своей психологической функцией, определяющей отношение респондента к самому факту анкетирования и к тем вопросам, на которые ему предстоит ответить, вопрос делятся на:

• Контактные вопрос, которые служат для установления контакта с респондентом. Их цель - создать интерес к исследованию, побудить принять в нем участие. Главная же функция этого вида вопросов - облегчение взаимодействия с респондентом во время опроса, побуждение его к наиболее полному представление своего мнения по существу исследуемой проблемы, например: «Пожалуйста, расскажите нам о себе».

• Буферные вопросы. Целью этого вида вопросов является переключение внимания респондента при переходе от одного тематического блока к другому. Часто этот вид вопросов представляет собой не только вопрос в прямом смысле, но и преамбулу к нему, когда исследователь объясняет логику мысли, создавая этим симметрию общения. Респонденту конкретно предлагают переключиться с одной проблемы на другую и объясняют, для чего это необходимо сделать. Вопросы этого вида, как правило, начинаются с общей фразы: «Как Вы думаете?» - и дальше идет описание новой проблемы.

• Прямые вопрос направлены на то, чтобы выявить у респондента его отношение к рассматриваемой проблемы и его собственную позицию.

• Косвенные вопросы. Это вопросы, которые сформулированы в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности. Эти ситуации касаются личных, интимных сторон жизни людей или их отношения к власти, к своему непосредственному начальнику и тому подобное. На эти вопросы респондент может отвечать от имени группы, коллектива, в безличной форме, что позволяет ему не проявлять свои собственные позиции и усилить критический акцент своих высказываний.

По характеру ответов вопрос подразделяются на следующие виды:

• Открытые вопросы предполагают оригинальный ответ в виде слов, предложений. Формально эти вопросы отличаются тем, что после них должно быть несколько пустых строк, которые следует заполнить. Полученный ответ имеет естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, является весьма важным для социолога. Такие вопросы не имеют подсказки, они не «навязывают» респонденту вариант ответа, а дают возможность ему выразить свое мнение как во всей полноте, так и до мельчайших подробностей, поскольку несут богаче по содержанию информацию, чем закрытые вопросы. Однако возникают трудности, связанные с обработкой полученных ответов, их кодировкой, что неизбежно приводит к их существенному ограничению в процессе компьютерной обработки.

• Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации, когда невозможно выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, в респондента есть возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, то есть сочетаются признаки открытости и закрытости.

• Вопросы называется закрытым в том случае, если для него в анкете приведен полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот вариант, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативными и неальтернативные.

• Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.

• Меню. Здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов.

• Вопрос-диалоги.

• Вопрос-иллюстрации.

• Вопросы-тесты.

• Вопрос-индексы, когда на основе ответов делают вывод, например, об уровне информированности.

• Альтернативные вопрос предполагают ответы по принципу «нет», имеют взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы перемешанными без смещения в любую сторону, то есть быть уравновешенными. Альтернативные вопросы предполагают возможность выбора респондентом только одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.

Требования к формулировке вопросов:

1. Вопросы не должны содержать тяжелых и неясных формулировок, специальных терминов.

2. Система категорий должна быть понятной всем респондентам.

3. В вопросах не должны проявляться мысли, ценности и установки исследователя.

4. Вопросы не должны вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондента.

5. Нельзя допускать, чтобы конструкция вопрос склоняла респондента к определенному ответу.

6. Чтобы повысить вероятность ответов, следует обеспечить респонденту возможность уклониться от ответа, если у него появится такая необходимость.

7. Ответы не должны быть перегружены.

Сама же последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки (компоновка вопросов от самых простых до самых сложных), или определенная методом постадийного развертывания вопросов (пьятивимирний план Гэллапа). Правильная формулировка вопроса предполагает нейтральную интонацию. В закрытых вопросах все возможные варианты ответов должны быть названы. Варианты ответов можно разбить на содержательные блоки. На содержательные блоки для простоты и удобства как анкетера, так и респондента, можно разбить и саму анкету.

Не следует утомлять респондентов. Оптимальные затраты времени на заполнение анкеты должны составлять не более 30 минут. Необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лимитировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, имеет больше случайной или недостаточной информации. Поэтому оптимальным считается заполнении анкеты в течение 35 - 45 минут - это соответствует 25 - 30 вопросом по теме исследования.

Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование, в ходе которого проверяют содержание анкеты, формулировки и последовательность вопросов, варианты ответов и тому подобное. Пилотаж проводится на микровибирци (до 100 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией ответов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фиксацией времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать его и адаптировать анкету к массовой работе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: