Состав и распределение обязанностей в туристской группе

Распределение обязанностей между участниками и их работу по этим обязанностям можно рассматривать как важный инструмент педагогического влияния руководителя группы на детей (в детском туризме).

При этом необходимо придерживаться следующих принципов:

- каждый участник похода должен иметь свой участок работы, свою должность;

- работа по этой должности должна проводиться на всех этапах туристского цикла: при подготовке, проведении и подведении итогов похода;

- одновременно использовать как туристские, так и краеведческие обязанности, направленные на развитие познавательных интересов личности;

- используя как постоянные должности (на все время туристского цикла), так и временные (на небольшой отрезок времени), можно тем самым чередовать степень подчиненности участника;

- в итоге работы каждого участника должен быть получен конкретный (материальный) результат. Как правило, это может быть раздел туристского отчета о походе, а может быть и фотогазета и т. д.

Участникам туристского похода (школьникам) могут быть предложены следующие должности:

1. Командир группы 9. Главный краевед
2. Командир отделения (палатки) 10. Краевед по теме
3. Завхоз по питанию 11. Казначей
4. Завхоз по снаряжение 12. Главный фотограф
5. Реммастер 13. Метеоролог
6. Медик 14. Летописец
7. Главный топограф 15. Спортинструктор
8. Дежурный топограф  

Все эти должности позволяют туристам интереснее провести время на маршруте и обеспечить помощь руководителю.

 

Подготовка группы к маршруту и выбор маршрута

Районы похода выбираются исходя из цели похода и времени года. Для выбора района категориального похода нужно изучить отчеты туристских клубов в маршрутно-классификационной комиссии, ранее осуществлявших поход по выбранному маршруту. Необходимо изучить топографические карты района.

Любой поход будет интересным и познавательным, если заранее подготовить информацию о районе путешествия. Это большая и кропотливая работа. Необходимо изучить специализированную литературу об истории края, о достопримечательностях тех или иных мест, туристские карты с особенностями маршрутов.

Собрав общие сведения о районе похода, и выполнив оценку ресурсов для организации похода, приступают к детальной разработке маршрута, используя крупномасштабные и среднемасштабные карты. Прежде всего, определяются количество ходовых дней, протяженность маршрута, а так же сложность категории похода, которую туристы смогут преодолеть за эти дни. Линия маршрута наноситься на карту, указываются места предполагаемых остановок и ночевок, описываются сложные участки, перевалы, а так же определяются экскурсионные объекты.

Разработка маршрута, планирование запасных и аварийных выходов

Рассмотрим логику действия руководителя при составлении пешего или лыжного маршрута 1-2 к.сл.

  1. Необходимо убедиться, что в выбранном районе возможно проведение маршрута заданной сложности.
  2. Собрать материалы о выбранном районе. Изучить карты, ознакомиться с особенностями климатических условий, особенностями совершения путешествия в данном районе, оценить наличие и взаимное расположение перевалов и вершин требуемой категории сложности и возможность найти их описания, оценить сложность подходов и отходов, аварийных выходов.
  3. Определить оптимальные сроки путешествия.
  4. Разработать маршрут (см. ниже)
  5. Разработать краткие и предельно простые запасные и аварийные выходы из любой точки маршрута.

Также не следует планировать прохождение больших расстояний и сложных препятствий на первые 1…3 дня маршрута, пока не прошла акклиматизация к условиям похода. Прохождение технически сложных препятствий рекомендуется в первой половине дня. Перед прохождением особо сложных препятствий рекомендуется сделать облегченный день или даже дневку. Распределение сложности в целом по маршруту рекомендуется следующее:

· - начальная часть (1…3 дня). Еще не прошла акклиматизация, группа движется с максимальной загрузкой, поэтому рекомендуется уменьшать как дневные переходы (до 10…12 км), так и время хода (делать переходы не по 50…60, а по 30…40 минут). Надо избегать преодоления как локальных, так и серьезных протяженных препятствий, особенно сложных в техническом плане или опасных. Предпочтительны тропы, плато, пустоши, парковые леса.

· - основная часть (50…75% похода). Прохождение определяющих препятствий, наибольшие дневные переходы, радиальные выходы. Группа уже немного разгрузилась за счет съеденных продуктов (а здесь чувствуется каждый килограмм на плечах), прошла адаптация к условиям похода, «вспомнились» технические приемы передвижения, поэтому можно увеличить как дневные переходы, так и продолжительность хода до 50…60 минут. Хорошо бы и здесь постепенно наращивать сложность, например, сначала пройти простой перевал, а уже потом более сложный. Положительный эффект иногда дают полудневки, то есть неполные дневные переходы, к которым можно отнести и восхождения на несложные вершины без груза. Режим движения 8...17 км/день, 20 в исключительных случаях.

· - заключительная часть (20…30% похода). Выход «в цивилизацию», продукты почти все съедены, рюкзаки легкие, поэтому допустимы большие переходы, но без прохождения сложных препятствий, так как накопленная усталость снижает технические возможности участников. Режим движения 13...18 км/день, допустимо и 23...25, но не больше 2…3 дней подряд.

Выводы: Любой туристский поход является итогом большой подготовительной работы. Заблаговременное продумывание и планирование мероприятий в походе является основой успешного, интересного и безаварийного путешествия.

В походе все взаимосвязано: цель похода определяет маршрут и состав группы; время проведения – особенности комплектования личного и группового снаряжения; - от распределения обязанностей среди участников зависят разработка маршрута, сбор сведений о маршруте, организация питания и т. д.

Отчетность по лекционному занятию: з аконспектировать лекцию в тетради до 23.05.20.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: