Общественно-экономический строй и многообразие форм политической организации народов Судана, Тропической и Южной Африки

АФРИКА ЮЖНЕЕ САХАРЫ

Лекция 1.

ТЕМА: Тропическая и Юная Африка

Во второй половине XVII – 60-х гг. XIX вв.

План:

Общественно-экономический строй и многообразие форм политической организации народов Судана, Тропической и Южной Африки.

Работорговля и начало колонизации западного побережья Африки.

Европейская колонизация Южной Африки.

Общественно-экономический строй и многообразие форм политической организации народов Судана, Тропической и Южной Африки

Африку южнее Сахары принято разделять на три большие полосы, идущие от Атлантики до Индийского океана: Судан (Западный и Восточный), Тропическую Африку (Западную и Восточную), Южную Африку и особняком остров Мадагаскар.

На этой огромной территории проживают народы, принадлежащие к трём аборигенным антропологическим группам: суданской (или негроидной); эфиопской (переходной между негроидной и европеоидной); кой-санской (юг континента). Особый антропологический тип представляют карликовые племена – пигмеи, обитающие в тропических лесах бассейна реки Конго. Население острова Мадагаскар – малайского происхождения.

Некоторые западные исследователи называют Африку южнее Сахары «континентом без истории». Английский историк Р. Капленд, например, отмечает, что «до появления европейцев у негритянских народов, населяющих территорию между Сахарой и Лимпопо, не было никакой истории». Однако то, что нам известно, а с каждым годом наши знания истории Африки расширяются, опровергает этот тезис. Уже в древности в Африке южнее Сахары существовало несколько центров политического и культурного развития. Ареалом цивилизационных образований были ряд регионов Западного Судана и Эфиопия, плато Катанга в бассейне реки Конго, область Великих озёр в Восточной Африке, суахилийская и малагасийская цивилизации на восточном побережье и цивилизация Мономотана на юге континента.

Общественно-экономический строй и формы политической организации народов Судана, Тропической и Южной Африки в средние века и новое время отличались большим разнообразием. В ряде регионов феодализм составлял основной тип социальных отношений, сочетаясь со значительными элементами первобытнообщинного и рабовладельческого строя. Одновременно возникали, распадались и вновь возрождались союзы или конфедерации племён, имевшие зачаточные государственные образования. Причём для них постоянным явлением были никогда не прекращавшиеся межплеменные войны. В тоже время многие племена, особенно в бассейне реки Конго и средней полосы Западного Судана, вообще не знали даже зачаточных форм государственности.

Западный Судан. Биляд эс-Судан (с арабского – Страна чёрных) – огромная территория по течению рек Сенегала и Нигера, озера Чад и Гвинейского залива. Основное население – суданские негры, занимавшиеся оседлым земледелием, скотоводством, домашней промышленностью и торговлей. Начиная с VII в. в Западный Судан стали проникать североафриканские племена – фульбе, берберы, туареги, а с востока – арабы. В результате смешения возникли новые народы, например, берберо-негритянский народ хауса.

В XI–XIV вв. в Западном Судане утвердился ислам, что позволило усилить централизацию средневековых феодальных государств. Крупные из них: Гана, Мали и Сонгай, расположенные в верховьях рек Сенегала и Нигера. По свидетельству арабских хроник это были густо населённые страны, где феодальные отношения сосуществовали с заметным рабовладельческим укладом и родоплеменными пережитками. Общинная форма землепользования и материнский счёт родства придавали своеобразие социальной организации. Во второй половине XVI в. в результате закрепления на земле рабов и закабаления свободных общинников сложился класс феодально-зависимого крестьянства. На другом полюсе сформировался господствующий класс, состоявший из двух сословий – военно-административной и духовно-купеческой знати. Оба сословия владели крупной земельной собственностью. Правители Ганы, Мали и Сонгай контролировали транссахарскую торговлю, которая была одним из основных источников доходов. Золото, ремесленные изделия, рабы доставлялись караванными путями в оазисы Сахары, где обменивались на предметы роскоши и соль.

Значительное развитие в городах получила культура. Например, столица Сонгай Томбукту в XVI в. наравне с Каиром и Багдадом была одним из центров мусульманского просвещения. В городе по приглашению правителей работали арабские учёные, врачи, архитекторы, бежавшие из Испании. В исламском университете Санкоре наряду с теологическими дисциплинами изучались юриспруденция, математика, история, география, литература, астрономия.

В исторических судьбах Ганы, Мали и Сонгай значительную роль сыграли воинственные кочевые племена фульбе. Населяя саванны севернее Сенегала, фульбе в XI–XV вв. широко расселились по степному поясу Западного Судана до озера Чад. В XVII–XIX вв. они были одним из наиболее активных и могущественных народов, создавшим в различных регионах Западного Судана государства Фута-Джаллон, Фута-Торо, Масина и др. Завоевательные войны фульбе привели в XVI–XVIII вв. к упадку, а затем и распаду Ганы, Мали и Сонгай на множества мелких государств, не имевших чётко очерченных границ.

Государства фульбе управлялись альмами (имамами), сосредоточившими в своих руках светскую и религиозную власть. Общественный строй имел патриархально-феодально-теократический характер. Лично свободные крестьяне и все, кто не исповедовал ислам, обязаны были работать на полях знати фульбе. Рабы являлись собственностью либо феодальной верхушки, либо государства. Государства фульбе просуществовали вплоть до колониальных захватов.

С упадком Ганы, Мали и Сонгай транссахарские караванные дороги переместились на восток – в район современной Нигерии. Здесь особое значение приобрели семь городов–государств народа хауса, принявшего ислам в XIV в. В XVI в. в хаусанских государствах сложилось раннеклассовое общество: класс феодалов из служивой знати, духовенства, купечества и класс феодально-зависимых крестьян из свободных общинников, полузависимых групп населения и рабов. В XVIII в. торговля и ремесло в городах хауса достигли своего наивысшего расцвета. Ремесленные изделия из ткани, кожи, железа расходились караванными дорогами на север и восток Западного Судана. Правители и знать городов хауса регулярно снаряжали военные экспедиции на юг за рабами для своих мастерских и торговли.

В начале XIX в. в судьбе хаусанских городов произошёл перелом. Начавшееся в 1802 г. восстание в городе-государстве Гобир под предводительством Османа дан-Фодио (фульбе по этнической принадлежности) к 1805 г. охватило все хаусанские города–государства. Земледельцы, ремесленники, мелкие торговцы выступили против злоупотреблений должностных лиц; кочевники фульбе боролись против обращения их в рабство. Недовольством народа воспользовались фульбеская знать и духовенство, придав движению форму джихада. Главным результатов восстания дан-Фодио стало создание в 1809 г. халифата Сокото, объединившего в единое феодально-теократическое государство все города-государства хауса. На смену свергнутой хаусанской знати пришло правящее сословие из среды феодальной знати фульбе. В конце XIX в. Сокото было захвачено Великобританией и вошло в состав английской колонии Нигерия.

В районе озера Чад в IX в. возникли раннефеодальные государства Канем, Вадаи, Багирми народа канури, достигшие своего расцвета к началу нового времени. Общественное устройство этих государств было сходным со строем других феодальных государственных образований Западного Судана. В конце XIX в. они стали объектом французской агрессии. В тропических лесах Западного Судана обитали немногочисленные земледельческие племена, находившиеся на стадии родового строя.

В XI–XII вв. на побережье Гвинейского залива (территория ряда штатов современных Нигерии и Камеруна) сложилась система феодальных городов–государств народа йоруба. С XVIII в. постоянные феодальные усобицы приводят их в упадок, что облегчило их захват в середине XIX в. англичанами. К западу от государств йоруба народ эдо в XI в. создал государство Бени н, расцвет феодализма которого пришёлся на XVII–XVIII вв. Бенин славился торговлей не только с соседними странами, но и с португальцами и голландцами. Свою независимость Бенин сохранял до конца XIX в. К западу от Бенина на побережье Гвинейского залива в начале XVIII в. возникли небольшие государства – Абомей, Аджаче, Ардра и др., ставшие центрами работорговли в этом регионе.

Самым крупным феодальным образованием Гвинейского залива была конфедерация нескольких государств под названием Ашанти (территория современной Ганы). Она возникла в конце XVII в. как военный союз оманов («лесные страны») Квамана, Кумаси, Беквай и др. Во главе Ашанти стояли верховный вождь и совет старейшин, состоявший из правителей оманов. Конфедерация существовала за счёт посреднической торговли, включая и работорговлю, между европейцами и племенами внутренних районов. Ашанти прекратила своё существование после войн с англичанами во второй половине XIX в.

В отличие от государств северных регионов Западного Судана, где господствовал ислам, народы побережья Гвинейского залива имели свою религию, напоминавшую культуру плодородия у народов Древнего Востока.

Восточный Судан и Эфиопия. Эта часть Африки заселена народами эфиопской антропологической группы, говорящих на кушитских и семитских языках: галла и сомали, проживающих на Сомалийском полуострове и побережье Красного моря, и амхара, тигре и др., обитающие на Абиссинском нагорье.

Миграция арабов и распространение ислама на Сомалийском полуострове привели к возникновению на побережье в средние века множество небольших султанатов, наиболее крупные из которых Могадишо, Мерка и Брава. Все они в начале XIX в. вошли в состав султаната Занзибар, расположенного на побережье Восточной Тропической Африки (современная Танзания). Внутренние районы Сомали оставались независимыми до 70-х гг. XIX в. Европейцы активизировались в этом регионе с вводом в эксплуатацию Суэцкого канала (1869).

К началу нового времени христианская Эфиопия (христианство здесь было распространено в VII в.) представляла собой развитое государство, имевшее своеобразные формы феодализма. Землевладение сложилось в двух видах: частные наследственные земли феодалов и государственные земли, которые жаловались в условное владение за службу. Огромные земельные угодья были сосредоточены и в руках католической церкви, что позволяло ей играть важную роль в экономической и политической жизни страны.

В XVI в. Эфиопия подверглась нападениям турок и португальцев, пытавшихся закрепиться в стране. С их изгнанием в течение XVII–XVIII вв. Эфиопию потрясали феодальные усобицы, когда к власти приходили отдельные феодальные кланы. В этот период император (негус) царствовал, но не правил. К началу XIX века Эфиопия фактически распалась на ряд самостоятельных княжеств. В 1854 г. негус Феодор II предпринял попытку объединить страну, преодолевая сепаратизм светских и духовных феодалов. Однако решению этой задачи помешало вторжение в 1857 г. в страну 15-тысячной британской армии. После длительных военных действий армия негуса была разгромлена, а он сам покончил с собой (1868). Англичане посадили на престол Иоанна IV, который предоставил им различные экономические льготы, привилегии и концессии.

Западная Тропическая Африка. К югу и востоку от полосы тропического леса расположены области, где классовое общество и государственные образования сложились позднее, чем в Западном Судане.

Юго-западнее озера Виктория расположено плато Катанга – район древней африканской цивилизации. Её преемником стал народ балуба, создавший в XV в. государство Луба. Феодальные отношения здесь переплетались с пережитками родового строя и рабства. Население занималось земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. С конца XVIII в. внутренние противоречия и набеги работорговцев привели к упадку государство, что облегчили его захват в конце XIX в. бельгийскими колонизаторами.

К началу XVII столетия в междуречье Касаи-Санкуру сложилось самое северное из государств внутренних районов бассейна реки Конго – Куба. Государство возникло на основе союза племён народа бакуба, мигрировавшего с побережья Атлантики. В своём устройстве Куба сочетала архаические черты с феодальной структурой управления. Как и в соседних государствах, власть верховного правителя в этой стране была ограничена советом из правителей провинций и высших должностных лиц страны. Помимо феодализированной знати в государстве Куба было ещё три социальных слоя: свободное крестьянство, организованное в земледельческие общины; ремесленники, объединённые в корпорации; несвободное население, включавшее домашних рабов и лично зависимых людей, работавших на землях верховного правителя. В XVIII–XIX вв. страну потрясали междоусобицы и восстания покорённых племён. И, тем не менее, государство Куба сохраняло статус независимого образования, пока в 80-х гг. XIX в. не было включено в так называемое «Независимое государство Конго» под управлением бельгийского короля Леопольда II.

В конце XVI в. на территории от берегов реки Кванго до верховьев реки Замбези сложилось патриархально-феодальное государственное образование Лунда народа балунда. Особенностью государства, отражавшего ещё не изжитые порядки матриархата, было своеобразное разделение власти: наряду с королём пользовалась властью и королева. Правители были наделены верховными правами на землю, которую они раздавали без права наследования приближённым за службу. Основу экономики Лунда составляло натуральное хозяйство земледельцев. Сохранялась общинная собственность в сочетании с семейным пользованием. Экстенсивность подсечно-огневого земледелия обусловила отсутствие крупных поселений. Важное место в экономике занимали охота и ремёсла. Все виды торговли в государстве являлись монополией короля. С конца XVII в. правители страны активно участвовали в европейской работорговле, выполняя посреднические операции. В XIX в. Лунда приходит в упадок, и становиться лёгкой добычей бельгийских колонизаторов.

Самым ранним, восходившим ещё к XIII в., крупным государственным образованием в бассейне реки Конго было государство Конго народа баконго (ныне территории Конго и Анголы).

Управление страной находилось в руках знати, которая из своей среды избирала императора. В свою очередь, из среды знати император назначал правителей областей и других высших государственных чиновников. Население Конго преимущественно занималось земледелием. Охота и рыболовство имели подсобное значение. Земля в государстве находилась в общинной собственности, но каждая община обязана была обрабатывать специально выделенные участки, урожай с которых поступал в государственную казну. Наряду со свободными крестьянами существовало, хотя и незначительное, сословие рабов.

В конце XV в. у берегов Конго появились португальские корабли. Правитель страны Нкуву, надеясь на помощь португальцев по отражению нападений пограничных племён и удержанию в повиновении вассальных народов, в 1491 г. установил дипломатические отношения с Португалией и Ватиканом, принял христианство и переименовал столицу Мбанза-Конго в Сан-Сальвадор. В 1518 г. римский папа учредил в Конго епископство, главой которого стал сын императора Энрике – первый епископ-африканец. Интересен фрагмент из португальской хроники начала XVI в.: «Конго превратилось в христианскую землю, богатством и пышностью которой был восхищён весь христианский мир. Его императоры и придворные соперничали великолепием с грандами Испании и Португалии, а местные священники посвящались в духовный сан Римом». Однако, обескровленное работорговлей, обессиленное междоусобными войнами и набегами соседних племён, Конго ко второй половине XVIII в. утратило своё могущество и распалось на ряд княжеств.

Южнее Конго в бассейне реки Кванго с XIV в. известно государство Нгола (Ангола). Первоначально оно входило в состав Конго, но в конце XV в. было уже независимым. В 1578 г. на побережье Анголы обосновались португальцы, превратившие страну в центр работорговли в этом регионе.

Восточная Тропическая Африка. Район Великих озёр в средние века развивался без непосредственных контактов со средиземноморско-ближневосточным миром. Однако мигранты-скотоводы, появившиеся в Межозерье в XVI в., застали здесь сложившиеся раннефеодальные государственные образования: Китара, Буганда, Буньоро, Нкоро (территория современной Уганды); Руанда и Урунди на северном побережье озера Танганьика (современные Руанда и Бурунди). Население в этих странах подразделялось на три категории: правящая элита, скотоводы и земледельцы. Существовало домашнее рабство. Основу хозяйства составляли мотыжное подсечно-огневое земледелие и скотоводство. Важную роль в хозяйстве играли охота, рыболовство и добыча соли.

Своеобразный характер носило историко-культурное развитие прибрежной океанской зоны Восточной Африки. Первые поселения на побережье были африканского происхождения (народ банту). Это отдельные общества, находившиеся на разных стадиях развития – от родоплеменных до раннеклассовых. Пришельцы называли эту местность «страной зинджей» («страной чёрных»).

В VII–VIII вв. в результате торгово-экономических, политических и культурных контактов между местным населением и мигрантами из Аравии, Персии и Индии сложилась новая этническая общность – суахили («береговые жители»). Так возникла суахилийская цивилизация – цепь городов-государств, протянувшаяся от современного Сомали на севере до Мозамбика на юге.

Португальцы, осваивая морской путь вокруг Африки в Индию, к 1513 г. утвердились в суахилийских городах-государствах и Мозамбике. Начиная с 30-х гг. XVII в. на всём восточноафриканском побережье начинает возрастать антипортугальское сопротивление. Этим воспользовались правители Омана, вытеснившие отсюда португальцев к концу XVII столетия (португальцы сохранили за собой лишь Мозамбик). Это положило начало новой волне арабской колонизации восточноафриканского региона. В 30-х гг. XVIII в. оманские арабы основали султанат с двумя столицами – Маскат и Занзибар, правители которых соперничали между собой. В 1861 г. образовался единый Занзибарский султанат, в состав которого вошла значительная часть восточноафриканского побережья и прилегающие к нему внутренние области (до озера Танганьика).

Присутствие арабов в этом регионе сопровождалось развитием работорговли и нарушением ранее сложившегося баланса этнополитических сил. Одновременно с арабской колонизацией происходило внедрение новых для глубинных районов сельскохозяйственных культур и интенсивное распространение арабо-суахилийской культуры и языка регионального общения – суахили.

Южная Африка. В середине I тысячелетия н. э. народ машона, расселившийся в междуречье Замбези-Лимпопо, создал высокоразвитую культуру Зимбабве, названную так по названию одного из самых значительных архитектурных комплексов из камня – Большого Зимбабве. Всего же в районе междуречья исследователи обнаружили около тысячи архитектурных памятников из камня. В начале II тысячелетия машона объединились в крупный союз племён, упоминаемый в португальских и арабских хрониках под названием Мономотапа (по имени первого правителя страны). Это политическое образование просуществовало до XVIII в. В общественной жизни и управлении сохранялось немало черт традиционной племенной организации – вожди, тайные общества, возрастные социальные группы и т. п. В Мономотапе была развита выплавка железа, меди, добыча золота, существовало ирригационное земледелие и т. д. Страна вела торговлю с суахилийскими государствами восточного побережья Африки, а через них с государствами Юго-Восточной Азии и даже с Китаем. Попытки португальцев подчинить Мономотапу потерпели крах. Однако в XVIII в. внутренняя борьба привела страну к распаду на четыре враждующие между собой государства. Нашествия соседних племён повлекло за собой их гибель.

Южная часть континента с древних времён была заселена скотоводческими племенами кой-коин (готтентоты) и охотничьи племена сан (бушмены). Однако в XVII в. они были вытеснены народом банту (племена коса, зулу, басуто, бечуана и др.), мигрировавших из района Великих озёр и восточноафриканского побережья, и европейцами в полупустынные и маловодные районы юго-западной оконечности материка. Кой-санские племена были самыми отсталыми племенами Тропической и Южной Африки. Жили они небольшими кланами и даже не знали зачатков государственности.

Мадагаскар. Этнический состав населения острова Мадагаскар, географически относящегося к Африке, отличен от континента. Задолго до появления европейцев остров был заселён малайскими племенами. Незначительную часть обитателей Мадагаскара составляли банту и арабы. Культура островитян имеет сходные черты с культурой народов Юго-Восточной Азии. Сохранив язык (малагасийский язык индонезийской группы), они в XIV–XVII вв. создали свои первые раннефеодальные образования – государство Имерина (в центральных районах острова), государство Сакалавов (западное побережье) и государство Бетсимизарака (восточное побережье).

В XVIII в. необходимость защиты от иноземной агрессии ускорила объединительные тенденции на острове, и в начале XIX в. завершилось объединение Мадагаскара в единое централизованное Малагасийское государство под властью правителя Имерины. Его основное население состояло из формально свободных крестьян, объединённых в сельские общины. Под страхом продажи в рабство крестьянам запрещалось покидать общину. Они облагались налогами в пользу государства и обязаны были обрабатывать земли феодальной знати. Помимо поливного земледелия население занималось разведением скота, ремёслами и торговлей.

В первой половине XIX в. англичане и французы предприняли попытки утвердиться на острове. Королева Имерины Ранавалуна I (1828–1861), используя англо-французские противоречия, в 1830–1840 гг. издала ряд декретов, направленных против европейцев: малагасийцам запрещалось принимать христианство, европейцам не разрешалось торговать во внутренних областях страны, и на них распространялись законы государства. В ответ объединённая англо-французская эскадра бомбардировала прибрежные районы острова и высадила десант, но он был разбит. В конечном итоге Англия (1865) и Франция (1868) признали независимость Мадагакара. Борьба с интервентами способствовала укреплению национального самосознания местного населения, всё более осознающего себя единым малагасийским народом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: