Шкаф датчиков и агрегатов

 

Общие сведения

 

Шкаф датчиков и агрегатов, далее “шкаф” (рисунок 3.2) представляет собой сварную конструкцию.

В шкафу размещены датчики и реле системы автоматического управления двигателя, система дозирования газа, отсечной газовый клапан, трубопроводные и электрические коммуникации.

 

Описание

Основой шкафа является каркас 15. Для крепления датчиков и реле предусмотрены отверстия в каркасе, а для крепления агрегатов предусмотрены кронштейны. На каркасе закреплены съемные панели 11.

В шкафу установлены:

- датчик 4 перепада между атмосферным давлением и полным давлением воздуха на входе в компрессор;

- датчик 5 перепада между атмосферным давлением и статическим давлением воздуха на входе в компрессор;

- датчик 7 измерения давления масла на входе в двигатель;

- датчик 6 измерения давления пускового газа перед воздушным стартером;

- датчик 8 измерения давления суфлирования полостей опор двигателя;

- реле давления 13 сигнализация повышенного давления газа на выходе воздушного стартера;

- датчик 9 измерения давления топливного газа на входе в двигатель перед отсечным газовым клапаном;

- датчик 10 измерения давления топливного газа на входе в САУ перед системой дозирования газа;

- отсечной газовый клапан 2 открытия и закрытия топливной магистрали;

- система дозирования газа 14 дозирования топливного газа.

На корпусах реле и датчиков нанесены позиционные обозначения согласно схеме электрической принципиальной и условные обозначения контролируемых параметров для обеспечения правильного монтажа и контроля.

 

 


В шкафу смонтирована электропроводка от реле и датчиков.

Для подсоединения проводки шкафа датчиков и САУ ГПА в шкафу установлены клеммные коробки 1.

К отсечному газовому клапану 2 подсоединяется трубопровод подвода газа.

На щитке 3 смонтированы проходники импульсных трубопроводов стыкуемые с импульсными трубопроводами ГТУ.

К системе дозирования газа 14 подсоединяется трубопровод коллектора двигателя.

Шкаф крепится к внутренней поверхности панели КШТ за съемные проушины и опирается на подставку.

На верхней панели шкафа установлены рым-болты 12 (2 штуки) для транспортировки.

 


СИСТЕМА ЗАПУСКА

 

Общие сведения

 

Система запуска предназначена для выполнения:

- автоматического запуска;

- холодной прокрутки;

- прекращения запуска или ХП.

 

В состав системы запуска входят:

- блок управления двигателя – САУ ГПА, в части обеспечения запуска ГТУ;

- пусковое устройство;

- система зажигания;

- система управления механизацией компрессора;

- система перепуска газа.

Циклограмма запуска (или ХП) выполняется автоматически по управляющим сигналам, формируемым агрегатом САУ ГТУ. В ходе отработки циклограммы запуска агрегат САУ ГТУ обрабатывает сигналы от датчиков и сигнализаторов ГТЭ, а также командные сигналы от органов управления, расположенных на пульте контроля и управления электростанции (ПКУ).

При отказе САУ ГТУ или САУ ГПА производится автоматическое прекращение циклограммы запуска и перевод ее в исходное состояние.

 

Описание

 

Пусковое устройство предназначено для раскрутки ротора газогенератора в процессе холодной прокрутки или запуска двигателя.

В состав пускового устройства входят:

– стартер воздушный СтВ-5Г-01;

– перекрывная заслонка стартера (ПЗ СтВ) с электромеханизмом МПК-17.

Система зажигания предназначена для воспламенения газовоздушной смеси в камеры сгорания (КС) при запуске двигателя.

 

Система управления механизацией компрессора предназначена для обеспечения газодинамической устойчивости компрессора в процессе работы двигателя.

 

При осуществлении запуска, САУ ГТУ обеспечивает:

–     формирование команд на управление пусковым устройством, на управление системой зажигания, системой механизации компрессора и перепуском газа в соответствии с циклограммой запуска двигателя;

–     подачу, регулирование и ограничение расхода топливного газа в КС по соответствующим законам на всем протяжении процесса запуска;

–     ограничение максимальной температуры газа за турбиной.

 

Работа

 

Холодная прокрутка

Перед выполнением холодной прокрутки производится подготовка ГПА к пуску по технологической карте 5 раздел 19 книги 2 РЭ.

Для выполнения холодной прокрутки оператор задает режим работы ГТУ – “ХП”. При получении сообщения о готовности ГТУ к ХП, оператор задает команду “Пуск”, после чего САУ ГТУ начинает отработку циклограммы ХП.

В ходе отработки циклограммы ХП САУ ГТУ выдает управляющие команды на открытие заслонок стартера ПЗ СтВ и ВЗ СтВ. Начинается раскрутка ротора газогенератора.

Стартер раскручивает ротор газогенератора двигателя до частоты вращения nГГ=2200…3200 об/мин, и в течение времени tХП=(100±0,2) с происходит продувка газовоздушного тракта двигателя.

 

Запуск

 

Для выполнения запуска оператор задает режим работы ГТУ – “Пуск” и при получении сообщения о готовности к пуску “Готовность ГТУ к пуску” оператор задает команду “Пуск”, после чего САУ ГТУ начинает отработку циклограммы пуска.

 

Воспламенение топливного газа происходит от свечей зажигания и характеризуется быстрым ростом температуры газа за турбиной и увеличением частоты вращения ротора газогенератора.

При повышении температуры газа за турбиной газогенератора на (70±9) оС от ее значения перед запуском и при расходе топливного газа по программе розжига ниже требуемого для поддержания заданного ускорения ротора ГГ (nгг), САУ ГТУ подключает программу регулирования газа на участке разгона nгг=f(nгг), об/(мин·с) с ограничением максимального расхода топлива
G г прогр = f(nгг пр).

В процессе запуска САУ ГТУ обеспечивает: закрытие клапанов перепуска воздуха из-за 13 ступени компрессора (КПВЗ), клапанов перепуска газа из-за турбины газогенератора (КПГ) и управление по программе лопаток ВНА и НА первой, второй ступеней компрессора.

С целью предохранения турбины двигателя от перегрева, САУ ограничивает температуру газа за турбиной газогенератора на запуске по закону
Т*т српред =f (Т*вх).

 

 

 





Раздел 3.10

13

 

 

РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

 

СТАРТЕР СТВ-5Г-01

 

Общие сведения

 

 

Стартер СтВ-5Г-01 (рисунок 4.2) является турбинным стартером, работающим на сжатом воздухе или сжатом природном газе (метане), подводимом от постороннего источника. Предназначен для раскрутки ротора газогенератора при холодной прокрутке и запуске двигателя.

Стартер устанавливается на нижней коробке приводов двигателя с помощью быстросъемного хомута. Сжатый газ к турбине стартера подводится от блока подготовки газа по трубопроводу, в котором установлена перекрывная заслонка с электромеханизмом МПК-17, работающая совместно со стартером.

 

Описание

 

Стартер состоит из следующих основных узлов:

- заслонки 5;

- турбины с центробежным выключателем;

- редуктора 9 с фрикционной муфтой;

- газосборника 14 отработанного газа.

 

Заслонка предназначена для открытия или закрытия канала подвода воздуха к турбине стартера. Заслонка включает в себя корпус 5, плунжер, командный узел 15 с электромагнитом 4, пневморегулятор 8.

Корпус имеет с одной стороны фланец для крепления трубопровода подвода газа, а с другой - фланец для крепления к переднему корпусу редуктора через защитное кольцо 2. На корпусе имеется прилив, в который ввернут штуцер 3, служащий для подвода пускового газа в газовый тракт стартера для его заполнения перед включением стартера. На корпусе установлен также электрический соединитель 1 центробежного выключателя стартера.

 

Командный узел 15 служит для включения стартера в работу и отключения после окончания запуска или холодной прокрутки двигателя. Командный узел расположен в корпусе заслонки. Электромагнит 4 навернут на резьбовую втулку командного узла.

 

Пневморегулятор 8 служит для поддержания давления газа в заданных пределах на входе в турбину стартера. Пневморегулятор расположен в корпусе заслонки.

 

Турбина стартера - осевая двухступенчатая. Снаружи турбина имеет защитное кольцо 2, закрепленное между корпусами заслонки и редуктора.

 

Газосборник 14 служит для отвода отработанного газа в магистраль сброса газа. Отвод газа из газосборника осуществляется через короткий патрубок, к которому крепится труба отвода газа.

 

Редуктор 9 служит для снижения частоты вращения ротора турбины стартера. В корпусе редуктора имеется штуцер 12 для заливки и штуцер 13 для слива масла. Эти отверстия закрыты резьбовыми заглушками, которые контрятся проволокой. Задним фланцем корпуса редуктора стартер при помощи хомута крепится к коробке приводов двигателя. Передача крутящего момента от ротора стартера к коробке приводов двигателя осуществляется при помощи муфты 11 свободного хода торцевого типа.

Центробежный выключатель предназначен для отключения стартера при раскрутке ротора турбины выше предельно допустимой частоты вращения.

Система смазки стартера - совместная с двигателем. Масло из двигателя подводится по трубке 10 к заднему корпусу редуктора стартера. Детали редуктора и подшипники турбины смазываются разбрызгиванием. Слив масла из полости редуктора осуществляется в коробку приводов двигателя через окна в торце заднего корпуса редуктора. После замены стартера на двигателе перед первым запуском необходимо в редуктор стартера залить 0,4 л масла, применяемого для двигателя. В дальнейшем смена масла в редукторе производятся автоматически от системы смазки двигателя.

 

 

     

 

 

1 – электросоединитель центробежного 9 – редуктор
выключателя 10 – трубка подвода масла
2 – кольцо защитное 11 – муфта ведущая
3 – штуцер 12 – заглушка отверстия заливки
4 – электромагнит масла
5 – заслонка 13 – заглушка отверстия слива масла
6 – шток 14 – газосборник
7 – винт регулировочный 15 – командный узел
8 – пневморегулятор  

 

Основные технические данные

 

Условное обозначение СтВ-5Г-01
Тип Турбинный стартер с осевой двухступенчатой турбиной и одноступенчатым планетарным редуктором с предохранительной фрикционной муфтой.
Рабочее тело Природный газ (метан)  ГОСТ 5542-87 или воздух. Запыленность не более 1 мг/м3.
Направление вращения выводного вала по ОСТ 1 00371-80 Против вращения часовой стрелки.
Мощность, развиваемая стартером на оборотах выходного вала 4950 об/мин: - при работе на воздухе с избыточным давлением 313,81 кПа (3,2 кгс/см2) и температурой 150 °С на входе в турбину при МСА, кВт (л.с.)   180,14 (245)
- при работе на природном газе с избыточным давлением 298,12 кПа (3,04 кгс/см2) и температурой 15 °С на входе в турбину с избыточным противодавлением на турбине (в выхлопном устройстве) 49,03 кПА (0,5 кгс/см2) (изб.) при МСА, кВт (л.с.)     139,7 (190)
Максимальный крутящий момент на выводном валу стартера, ограниченный фрикционной муфтой, кгс·м       145...155
Частота вращения ротора газогенератора (стартера), при которой отключается стартер:    
- системой автоматического управления (САУ) двигателя, об/мин   7200-40 (6300-40)
- центробежным выключателем стартера, об/мин   8090±400 (7100±350)
Время непрерывной работы, с, не более   150 При времени работы стартера более 100 с рекомендуется выполнять регулировку двигателя для сокращения продолжительности запуска
Перерыв между включениями, мин, не менее   2
Перерывы между циклами включений (пять включений в цикле), мин, не менее:    
- между первым и вторым циклами 15
- после второго цикла 60  
Диапазон изменения параметров газа (воздуха) на входе в стартер:  
- давление избыточное, кПа (кгс/см2) перед запуском при его работе   490,3…588,4 (5.0…6.0) 156,9...490,3 (1,6...5,0)
- температура для природного газа, °С для воздуха, °С 5...50 100...250
- расход, кг/с не более 2,0
Избыточное давление газа (воздуха) перед неработающим стартером, кПа (кгс/см2), не более     980,67 (10)
Негерметичность заслонки стартера при избыточном давлении на входе, равном 480,52...500,14 кПа (4,9...5,1 кгс/см2),  м3/мин, не более   1
Габаритные размеры стартера: - общая длина, мм, не более   470
- диаметр фланца крепления, мм 165
- максимальный поперечный размер, мм 450
Сухая масса стартера, кг, не более 32
Диапазон окружающих температур на входе в двигатель, при которых работает стартер, °С     минус 60...50
Температура окружающей среды для неработающего стартера, °С, не более   100
Ресурс стартера (количество включений): - до первого ремонта - назначенный Соответствует ресурсу двигателя в часах и по количеству включений из расчета 200 включений на 6000 часов работы двигателя
Время свободного выбега ротора турбины стартера с момента отключения стартера, с, не менее     11
Сцепление стартера с двигателем При помощи муфты свободного хода торцевого типа
Время открытия заслонки стартера, с 2...7
Время закрытия заслонки стартера, с, не более   1
Электропитание электромагнита заслонки: - номинальное напряжение постоянного тока, В     27 
  Передаточное отношение редуктора   5,053
Срок службы и хранения стартера (совместно с двигателем), лет Соответствует срокам службы и хранения двигателя, на котором установлен стартер, но не более 10 лет
Срок хранения законсервированного стартера без двигателя в упаковке предприятия-изготовителя (с соответствующим уменьшением сроков службы и хранения стартера после постановки на двигатель), лет     10

 

Работа

 

При отсутствии подачи газа на вход стартера заслонка находится в закрытом положении. При поступлении газа на вход в стартер, заслонка остается закрытой, так как отсутствует команда на включение стартера. Включение электрозаслонки и стартера производится одновременно путем подачи питания напряжением 27 В на электромеханизм МПК-17 и на электромагнит 4 командного узла 15. Командный узел заслонки обеспечивает перепад давления на плунжере заслонки, в результате чего плунжер открывает доступ газа на турбину. Вращение от турбины передается через планетарный редуктор на ведущую муфту 11 стартера. Ведущая муфта при повороте ротора турбины входит в зацепление с ведомой муфтой, установленной в коробке приводов двигателя.

 

Избыточное давление газа перед турбиной стартера поддерживается в пределах 284,39...343,23 кПа (2,9…3,5кгс/см2), пневморегулятором.

Отключение стартера и электрозаслонки производится путем одновременного снятия электропитания с электромагнита командного узла заслонки стартера и с электрозаслонки. Плунжер заслонки перекрывает доступ газа на турбину стартера. Расцепление стартера с двигателем происходит автоматически.

 

Центробежный выключатель 1, в случае достижения предельной частоты вращения ротором турбины стартера, выдает сигнал на отключение электромагнитов электрозаслонки и стартера. При этом в наблюдательной кабине загорается сигнальное табло "nстарт предел".

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: