Общие сведения
Система смазки и суфлирования газотурбинной установки предназначена для подачи масла в узлы трения двигателя и отвода от них тепла, а также для поддержания избыточного давления в масляных полостях двигателя и маслобаке газоперекачивающего агрегата на всех режимах работы ГТУ.
Система смазки и суфлирования обеспечивает смазку и охлаждение:
– подшипников, зубчатых колес и деталей стартера СтВ-5Г;
– роликового и шарикового подшипников компрессора;
– роликового подшипника турбины газогенератора;
– подшипников и зубчатых колес коробки приводов и центрального привода;
– шарикового и роликовых подшипников свободной турбины.
Система смазки и суфлирования состоит из двух частей:
- системы смазки и суфлирования, устанавливаемой на ГТУ, далее по тексту маслосистема ГТУ (рисунок 5.1);
- системы смазки и суфлирования, устанавливаемой на газоперекачивающем агрегате, далее по тексту система маслообеспечения ГТУ (смотрите РЭ ГПА-16ПЕ).
Система автоматического контроля и управления осуществляет контроль за следующими параметрами маслосистемы ГТУ:
|
|
- давлением масла на входе в двигатель;
- давлением суфлирования;
- температурой масла на входе в двигатель;
- температурами масла на выходе из опор;
- наличием металлической стружки в масле;
- максимальным перепадом давления на масляном фильтре агрегата БВМФ-84.
Основные технические данные:
Давление масла на входе в двигатель, МПа (кгс/см2): 1) на минимальном режиме, не ниже | 0,32 (3,2) |
2) на остальных режимах | 0,35…0,45 (3,5...4,5) |
Температура масла в баке ГПА (на входе в ГТУ), °C: минимальная при запуске | 15 |
Температура масла на входе в двигатель, °C: 1) минимальная при выходе на режимную работу | 0 |
2) максимальная | 80 |
Температура масла на выходе из опор, °C, не более: роликового подшипника турбины газогенератора | 140 |
шарикового подшипника компрессора | 130 |
шарикового и роликовых подшипников свободной турбины | 130 |
Давление суфлирования, МПа (кгс/см2), не более | 0,04 (0,4) |
Расход масла, кг/ч, не более | 0,6 |
Тонкость фильтрации масла, мкм | 16 |
1 – датчик давления суфлирования 2 – стойки входного корпуса компрессора и обтекателя 3 – роликоподшипник компрессора 4 – шарикоподшипник компрессора 5 – роликоподшипник турбины газогенератора 6 – манометр 7 – датчик давления масла 8 – петлевой трубопровод 9 – передний роликоподшипник СТ 10 – шарикоподшипник СТ 11 – роликоподшипник СТ 12, 13, 14, 15 – датчики температуры 16 – фильтр-сигнализатор 17 – блок маслонасосов 18, 19, 20, 24 – магнитные сигнализаторы стружки | 21 – фильтр последнего шанса ФПШ 22 – блок центробежных агрегатов БЦА-94 23 – кран сливной 25 – сигнализатор стружки СтВ 26 – коробка приводов 27 – агрегат управления клапанами 28 – командный агрегат 29 – блок выносных маслофильтров БВМФ-84 30, 31 – сигнализаторы максимального перепада давления |
|
|
Описание
Кран сливной предназначен для слива масла из маслосистемы ГТУ. Кран сливной устанавливается на коробке приводов.
1 2
Кран сливной
Блок маслонасосов предназначен для подачи масла под давлением к трущимся поверхностям и для откачки масла из масляных полостей газотурбинной установки. Блок маслонасосов устанавливается на коробке приводов.
Блок маслонасосов
Блок центробежных агрегатов БЦА-94 предназначен для отделения воздуха и посторонних частиц от масла из эмульсии, поступающей из откачиваемых полостей двигателя, и для отделения масла из воздухомасляной смеси, поступающей из суфлируемых полостей двигателя. Блок центробежных агрегатов устанавливается на коробке приводов.
Блок центробежных агрегатов БЦА-94
Фильтр-сигнализатор 5 (рисунок 5.4) предназначен для выдачи сигнала при появлении металлических частиц в магистрали откачки масла в маслосистеме двигателя.
Фильтр-сигнализатор устанавливается в корпусе блока центробежных агрегатов БЦА-94.
Магнитные сигнализаторы стружки предназначены для улавливания ферромагнитных частиц в магистралях откачки масла из полостей подшипниковых опор свободной турбины, роликового подшипника турбины газогенератора, шарикового подшипника компрессора, коробки приводов и выдачи сигнала о наличии стружки в масле.
Три магнитных сигнализатора устанавливаются в штуцерах откачки масла блока маслонасосов, а один – на коробке приводов.
Блок выносных маслофильтров БВМФ-84 предназначен для очистки рабочего масла от механических примесей перед подачей масла к узлам трения двигателя и обеспечивает возможность переключения фильтрации масла при работе ГТУ с одного фильтра (двух фильтроэлементов) агрегата БВМФ-84 на другой фильтр.
Блок выносных маслофильтров устанавливается в блоке обеспечения газоперекачивающего агрегата.
Блок выносных маслофильтров БВМФ-84
Фильтр последнего шанса ФПШ предназначен для защиты жиклеров подвода масла и подшипниковых узлов маслосистемы двигателя от случайного попадания посторонних частиц.
Фильтр последнего шанса устанавливается на коробку приводов.
Работа
При работе газотурбинной установки масло из системы маслообеспечения ГТУ по трубопроводам поступает в нагнетающую ступень блока маслонасосов 17. Нагнетаемое масло поступает в фильтр тонкой очистки БВМФ-84 29 и далее по трубопроводам поступает на смазку и охлаждение подшипниковых узлов, зубчатых колес, деталей двигателя и стартера СтВ-5Г.
Масло из стартера сливается в полость коробки приводов 26.
Откачка масла из двигателя осуществляется откачивающими ступенями блока маслонасосов 17.
Из откачивающих ступеней блока маслонасосов по трубопроводам масло поступает на обогрев обтекателя и стоек входного корпуса компрессора 2 и далее направляется через секции вставки фильтра–сигнализатора 16 в полость центрифуги агрегата БЦА-94 22.
В центрифуге агрегата БЦА-94 из масла отделяются воздух и посторонние частицы. Воздух и масляная эмульсия отводятся в коробку приводов 26, посторонние частицы осаждаются на внутренней поверхности стакана агрегата БЦА-94.
Масло из агрегата БЦА-94 22 отводится в систему маслообеспечения ГТУ, где фильтруется и охлаждается.
Для обеспечения нормальной работы масляной системы, внутренние полости подшипниковых опор компрессора 3, 4, турбины газогенератора 5 и свободной турбины 9, 10, 11 через внутреннюю полость входного корпуса компрессора, коробки приводов 26 суфлируются с атмосферой через центробежный суфлер агрегата БЦА-94 22. В центробежном суфлере из воздуха отделяются частицы масла и отводятся в коробку приводов. Воздух по наружному трубопроводу сбрасывается в атмосферу через систему суфлирования маслобака ГПА.
|
|