Мастерская жизнетворчества «труд как благо»

 

Цель: Помочь учащимся сформировать уважительное отношение к труду, понимание того, что труд – это благо.

Задачи:

- поиск размышлений о ценности труда во всём многообразии его проявления;

- понимание значимости уважительного отношения к людям различных профессий;

- создание условий для эмоционального переживания, чтобы сформировать негативное отношение к лени.

Оборудование: доска, раздаточный материал (карточки), компьютерная презентация.

Участники: Учащиеся 8-11 классов.

  Ход мероприятия

І. "Индукция"

Демонстрируется социальный ролик «Успех нашей страны – труд каждого человека» (Слайд 1). Учащиеся высказывают свои ассоциации, предполагают тему для мастерской (Слайд 2), выдвигают гипотезы, формулируют проблемы. Учитель зачитывает простые правила (Слайд 3).

ІІ. "Самоконструкция"

   Учащимся предлагается ответить на вопросы и записать ответы на листе А-2 в том виде, в каком они представлены на слайде (Слайд 4):

1. Что вы умеете делать? (не менее 5 элементов);

2. Что хотели бы научиться делать? (не менее 5 элементов);

3. Какие профессии вас привлекают? (не менее 5 элементов);

4. Для чего необходимо трудиться? (не менее 5 элементов).

Учитель организует обсуждение вопросов, представленных в анкете.

 Далее предлагает учащимся составить свое определение к слову труд, вспомнить поговорки и пословицы о труде.

ІІІ. "Социоконструкция"

Учащиеся объединяются в пары, обмениваются тетрадями и обсуждают полученные результаты.

ІV. "Социализация"

Учащиеся объединяются в группы и обмениваются своими идеями, выбирают наиболее удачные определения. Учитель предлагает проанализировать цитаты известных людей о труде и выбрать одну из них (Слайд 5).

V. "Афиширование"

Учащиеся записывают наиболее понравившиеся мысли на листок в виде афиши и вывешивают их на доску, комментируя свой выбор. Учитель предлагает свою цитату о труде, также комментируя сой выбор (Слайд 6).

VІ. "Разрыв"

Учащиеся делают вывод о том, что их представление о труде расходится с представлением о труде известных людей. Выдвигают гипотезы, формулируют проблемы.

Учитель предлагает поработать с различными источниками информации:

1. Притча о прорабе (Слайд 7, Приложение №2). Учащиеся читают текст, в котором

отсутствует последний абзац, и отвечают на вопросы: 1)Что сказал хозяин прорабу? 2) Чем закончилась притча?

 

Учащиеся делают выводы: Труд – это ответственность за результаты, добросовестность, гордость или как в данной притче стыд, продуманность до мелочей.

 2.Учащиеся смотрят отрывок из танца «Косари» Государственного ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова (Слайд 8) и высказывают свои ассоциации, возникшие в результате просмотра.

Возможные ассоциации: физический труд приносит удовольствие, доставляет радость, способствует сплочению и другие.

3. Учащиеся анализируют стихотворение В. Маяковского «Поэт рабочий» (Слайд 9, Приложение №3).

Возможные выводы учащихся: Труд поэта подобен по своей значимости физическому труду. Нет в обществе значимых и незначимых профессий. Каждый труд важен для общества.

 

4. Учащимся предлагается посмотреть отрывок из кинофильма

«Несколько дней из жизни Обломова» (Слайд 10) режиссёра Н.Михалкова, снятый в 1979 году по произведению И.А.Гончарова «Обломов» и сделать вывод о том, к чему приводит лень.

Возможные ответы учащихся: Человек перестаёт трудиться, а значит и развиваться. Лень становится причиной деградации человека.

 

5. Учащиеся смотрят видеоролик «Труд – величайший дар человеку» (Слайд 11) и заполняют кластер. После просмотра учащиеся объединяются в группы для обсуждения полученных результатов, выбирают наиболее удачный и вывешивают его на доску, делая необходимые комментарии.

  

6. Составить небольшой рассказ  по фотографиям из музейной комнаты (Приложение №4).

После обсуждения рассказа в группе, один из учащихся представляет его перед всем классом.

  

VІІ. «Рефлексия»

  Учимся предлагается составить синквейн или штрихи

Правила составления синквейна:

1 строка – одно существительное (тема)

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза, несущая определённый смысл

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Синквейны учащихся:

1. Труд

2. Тяжёлый, полезный

3. Работать, производить, развивать

4. Труд – это возможность для развития человека

5. Ценность

 

1. Труд

2. Важный, нужный

3. Делать, помогать, реализовать

4. Труд – путь к становлению личности

5. Благо

 

Правила составления штрихов

  1 строка – одно существительное.

  2 строка  – два прилагательных.

  3 строка - три причастия.

  4 строка – 4 глагола.

  5 строка – 5 наречий (или деепричастий).

  6 строка – Сложносочинённое или сложноподчинённое предложение по теме.

 

Штрихи учащихся:

1. Труд

2. благородный, добросовестный

3. Обязывающий, усиленный, оцененный

4. Творить, строить, возводить, реализовать

5. Важно, необходимо, обязательно, идеально,  много

6. Труд – это путь к становлению личности человека, которая способна развиваться. (Труд – это не только способ для зарабатывания денег, но и возможность развиваться и быть полезным обществу).

Приложение№ 2

 

Притча о прорабе

 «Жил однажды прораб. Всю свою жизнь он строил дома, но настал день, когда человек понял, что устал и больше не хочет работать, что пора ему на пенсию.

Пришел он к своему хозяину и сказал:

– Устал я. Решил уйти на пенсию. Буду сидеть дома, с внуками возиться, цветы выращивать.

Строитель он был хороший, и хозяин стал его уговаривать повременить с уходом на пенсию, но прораб был тверд в своем решении. Тогда хозяин попросил:

– Слушай, построй последний дом, а потом мы тебя проводим на заслуженный отдых. Проводим с хорошей премией.

Прораб уважил хозяина и согласился. Дом, который надо было построить, был маленьким коттеджем для одной семьи.

Прораб работал нехотя, он уже видел себя на пенсии, поэтому торопился, что-то упрощал, что-то недоделывал, покупал материалы, которые в данный момент были на складе, а не те, которые требовались согласно проекту…. Он был опытным строителем и понимал, что дом, который он строит – не лучшая его работа, но оправдывал себя тем, что это его последняя работа перед уходом на пенсию. Что, чем раньше он закончит, тем скорее наступит долгожданный отдых.

Наконец строительство было закончено, и прораб позвал хозяина, чтобы показать ему дом.

Тот осмотрел коттедж и сказал:

Учитель зачитывает окончание текста.

 

– Знаешь, а ведь этот дом ты строил для себя. Это подарок от нашей фирмы за многолетнюю безупречную работу. Вот ключи и документы. Владей!

Что испытал в этот момент человек, было известно только ему одному! Все окружающие аплодировали, поздравляли, а он стоял красный, как рак от стыда за собственную небрежность: ведь он прекрасно понимал, что все недочеты и небрежности, допущенные во время строительства, в будущем станут для него большими проблемами. И последние годы своей жизни он будет вынужден прожить в единственном доме, который он построил спустя рукава».

 

Приложение № 3

Поэт рабочий

(В.Маяковский)

Орут поэту:

«Посмотреть бы тебя у токарного станка.

А что стихи?

Пустое это!

Небось работать — кишка тонка».

Может быть,

нам

труд

всяких занятий роднее.

Я тоже фабрика.

А если без труб,

то, может,

мне

без труб труднее.

Знаю —

не любите праздных фраз вы.

Рубите дуб — работать дабы.

А мы

не деревообделочники разве?

Голов людских обделываем дубы.

Конечно,

почтенная вещь — рыбачить.

Вытащить сеть.

В сетях осетры б!

Но труд поэтов — почтенный паче —

людей живых ловить, а не рыб.

Огромный труд — гореть над горном,

железа шипящие класть в закал.

Но кто же

в безделье бросит укор нам?

Мозги шлифуем рашпилем языка.

Кто выше — поэт

или техник,

который

ведет людей к вещественной выгоде?

Оба.

Сердца — такие ж моторы.

Душа — такой же хитрый двигатель.

Мы равные.

Товарищи в рабочей массе.

Пролетарии тела и духа.

Лишь вместе

вселенную мы разукрасим

и маршами пустим ухать.

Отгородимся от бурь словесных молом.

К делу!

Работа жива и нова.

А праздных ораторов —

на мельницу!

К мукомолам!

Водой речей вертеть жернова.

 

1918

 

 

Приложение №4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: