Авторская самодеятельность

Авторская самодеятельность в наше время представ­лена многими видами объединений, групп, в основе ра­баты которых лежит возможность творческого проявле­ния отдельной личности. Широкое распространение получила литературная самодеятельность, существующая в форме литобъединений самодеятельных поэтов, прозаиков, мемуаристов и журналистов. Не менее широко представлена группа объединений па отдельным видам изобразительного искусства: студии скульптуры, живо­писи, графики. Новый вид искусства уверенна осваи­вает массовая фотосамодеятельность, существующая в форме фотоклубов. Все большее распространение полу­чает самодеятельное авторства в музыкальных жанрах (группы самодеятельных композиторов, авторы в соста­ве ВИА, оркестров народных инструментов, клубы са­модеятельной песни). Кинолюбительство развивается и как вид индивидуального, и как вид группового, коллек­тивного авторства, где участники, правда, выступающего только в авторской роли, но и в других «ролях» операторов, режиссеров и т.д.

На авторском уровне все чаще проявляют себя от­дельные участники или даже целые коллективы агит­бригад.

Как отдельный, оригинальный вид самодеятельного авторства можно рассматривать сценарную рабату клуб­ных активистов по созданию литературно-музыкальных композиций, программ-сценариев ритуалов, обрядов, праздников, тематических вечеров, конферанса для ве­дущих на массовых мероприятиях.

Социологи и психологи единодушны в там, что рост образования и культуры обязательна будет приводить и уже приводит к развитию и формированию личности более сложной и духовно богатой; потребность такой личности в непосредственном художественном осмыслении действительности, в авторской художественной дея­тельности возрастает и будет возрастать.

Эта исторически сложившаяся, закономерная ситуа­ция требует известной перенастройки кадров культур­но-просветительных работников в их отношении к ав­торской самодеятельности. И здесь необходимы совер­шенно иные критерии авторской самодеятельности, не­жели те, которые прежде были в ходу, отвечали требо­ваниям своего времени.

В первые послеоктябрьские десятилетия авторская самодеятельность получила довольно широкое развитие. Ярчайшие события революции, гражданской войны, перестройка старого мира находили художественно-образ­ное отражение в частушках и песнях. Их складывали солдаты, революционная молодежь, рабочие, крестья­не. Обобщенные художественные образы буржуя-капи­талиста, кулака-мироеда и других врагов народа, а также обобщенные образы рабочего, борющегося с ка­питалом, возникали на самодеятельных плакатах, превращались в действующие персонажи революцион­ных праздников и манифестаций.

Самодеятельность революционной эпохи была соб­ственно прямой реакцией трудящихся на переживаемые события, и эта реакция требовала именно авторских форм - возможности высказаться, выразить себя, свое отношение к происходящему. Не случайно в известном ленинском высказывании о художественной самодея­тельности в перечне ее видов преобладают авторские. В. И. Ленин говорил: «Хорошо, когда наши рабочие сочиняют свои пьесы, пишут стихи, издают журналы и книги, играют на сцене своих клубов, что они проявля­ют свае творчества во всех видах искусства и совершен­ствуются в этом...».

Знаменательный момент истории самодеятельности представляет время «трамов», «синей блузы», когда массовая самодеятельность заявила а себе как об ори­гинальном художественно-общественном явлении, не дублирующем искусства профессиональное, когда она явила собой новое направление авторской работы - ­коллективное.

Позднее авторскую самодеятельность несколько по­теснила самодеятельность исполнительская. Объясняет­ся это причинами общественно-исторического характе­ра. Успехи культурной революции пробудили потреб­ность масс в овладении всеми художественными богатствами, которые накопило человечество в течение своей истории. В решении этой задачи – овладении культур­ным наследием – исполнительская самодеятельность представляла наиболее благоприятные возможности. Однако следует прямо сказать, что имела место и не­дооценка авторской самодеятельности, «продукция» ко­торой была якобы де полностью примитивной, несовер­шенной в художественном отношении.

В настоящее время мы являемся свидетелями подъе­ма, усиления авторской самодеятельности, хотя взгляд на нее как на второстепенный вид самодеятельности до конца не изжит. Ей уделяется меньше внимания в ме­тодической печати. Она меньше исследована. Для мно­гих жанров этой самодеятельности пока не готовятся кадры руководителей. Особенности творческого и педа­гогического процесс а в авторских видах самодеятельно­сти почти не получили отражения в специальной лите­ратуре.

Авторское творчество называют иногда «первич­ным», так как творческая реализация индивида осу­ществляется в нем наиболее непосредственно. Собст­венное отношение к объекту, собственная реакция на действительность и есть начало всякого творческого акта. Другим его моментом является способность выра­зить, передать это свое отношение в выразительной об­разной форме.

Субъективная ценность авторства как средства раз­вития и совершенствования личности определяется тем, что оно требует от человека высокой духовной актив­ности, самостоятельности, побуждает человека к поис­ку в себе самом и в окружающем мире истины, одухот­воренности, ценности, которыми можно было бы поде­литься с другими. Авторское представляет человеку максимальные возможности для самопроявления, рас­крытия себя, своей неповторимости в действии и в ре­зультате. Авторство - важнейшее средство развития и саморазвития личности, формирования чувства ответственности, гражданственности и самоуважения. Вклю­чение человека в авторские формы деятельности ­мощное средство педагогики.

Богатство творящей индивидуальности как перво­основы творчества - закономерность и профессиональ­ного, и непрофессионального искусства. Художествен­ное обучение не может заменить или скрыть бедность, ординарность личности. Обучение, школа в авторской деятельности развивает способности и навыки выраже­ния, но если выражать нечего, любая школа окажется бессильной. Если в своем стихотворении, картине, филь­ме человеку нечего сказать, никакое мастерство рифмо­сочетания, никакое знание законов композиции или монтажа не помогут превратить поделку в художест­венное произведение. И наоборот, если человек интере­сен, обладает жизненным опытом, имеет оригинальные взгляды, суждения, умеет тонко чувствовать, чутко вос­принимать жизнь, он может пытаться найти художе­ственное выражение своего. Миропонимания и мироощу­щения.

Изучение наиболее интересных явлений самодея­тельного авторского творчества убеждает, что основой творческого процесса здесь является непосредственная самореализация субъекта. Художественная ценность результата зависит при этом от самобытности, индиви­дуальной особенности проявления художественного вку­са и меры при воплощении жизненного материала.

Огромный интерес у художников-профессионалов и любителей изобразительного искусства вызывает твор­чество художников-самоучек, многие Из которых были выявлены, поддержаны, представлены публике усилия­ми работников Центрального Дома народного творче­ства им. Н.К.Крупской. Константин Панков, Бронюс Завадскис, Шалва Марадишвили, Мария Примаченко и имена других многих советских самодеятельных ху­дожников известны сегодня далеко за пределами на­шей страны. Работы Марии Примаченко - колхозни­цы из села Болотня Киевской области, которая нигде не училась, но тем не менее сложилась в интересного мастера, - с огромным успехом демонстрировались на выставках в СССР, Польше, Болгарии, Франции, Кана­де. Увидев выставку работ М.Примаченко в Париже, Пабло Пикассо, скупой на похвалы современных ему художников, сказал: «Я преклоняюсь перед этим чу­до-искусством гениальной украинки».

Работы таких художников пленяют именно раскованностью и непосредственностью художественного от­клика, художественной реакции на жизнь. На деревьях Примаченко, например, цветут ромашки величиной с коровью голову; колодец до краев полон молока; фан­тастических красных плодов на ветках в саду больше, чем листьев. Фантазия и наивность, неожиданность и смелость в использовании метафоры и гротеска - под­линна народная поэтика - находят здесь яркое выра­жение.

Общественная ценность непрофессионального автор­ства определяется тем, что она есть непосредственная, свободная (и от профессиональной ограниченности в том числе), живая реакция на жизнь. Искренность и жи­вость и превращают творения непрофессиональных ху­дожников в самостоятельную ценность документального или художественного свойства.

Трудно, например, переоценить значимость для на­шей культуры дневников и стихов, написанных ленин­градцами во время блокады. Ценность их не только в документальности, подлинности и жизненности. Им свойственна и неподдельная поэтичность, мужествен­ность и лаконизм стиля, образность, которые явились не плодом специального «литературного» усилия. Они не придумывались, не были моментам литературного мастерства, не были результатам «работы» над словом, на оказались естественным отражением черт и свойств самой жизни, ее мужественности, ее патетики, ее строгости и лаконизма.

Привлекательность самодеятельного авторства час­та заключается в особом слиянии автора с жизнью. Все большую популярность, особенно в молодежной среде, завоевывают песни самодеятельных композиторов. Бы­туя чаще в повседневной жизни, в узком кругу, в заду­шевной обстановке, а зачастую, переходя и на эстраду, эти песни оказываются более естественными, «свои­ми», «подходящими», чем песни иных профессиональ­ных композиторов. Секрет их притягательности в почти абсолютном совпадении настроения автора, лирическо­го героя и тех, кто обращается к этой песне в качестве слушателей, а также исполнителей.

Самодеятельному автору не нужна как профессио­налу отправляться в творческую командировку, чтобы «собрать материал», «проникнуться им». Он знает, чув­ствует объект своего творчества в ритмах и содержании привычной повседневности. Привлекательность рома­нов академика Н. Амосова в там, что они вводят чита­теля в мир и проблемы, с которыми автор связан всей своей жизнью как человек и как профессиональный хирург. И таких примеров наша жизнь насчитывает не­мал.

Сказанное позволяет заключить, что ценность само­деятельного авторства имеет и субъективный аспект, так как максимальна мобилизует индивидуально-не­повторимое творческое начала, и объективный. Само­деятельные авторы способны создавать произведения самостоятельной художественной и документальной значимости, не повторяющие профессиональные дости­жения, на дополняющие их как оригинальные.

Особенности самодеятельного авторства, о которых речь шла выше, определяют особые требования к орга­низации педагогического и творческого процесса в кол­лективах и объединениях авторской самодеятельности.

Отправным моментом педагогического процесса здесь является изучение педагогом-руководителем осо­бенностей индивидуальной одаренности каждого уча­стника, выявление своеобразия, которое есть и может быть основой неповторимости, уникальности его творчества. В самодеятельности случается, что сам автор (ребенок или взрослый) не осознает, в чем именно пре­лесть или сила его таланта, в чем заключается его истинное индивидуальное богатство. Иногда ан ценит в себе та, чем он похож на других, а не та, в чем может оказаться особенным. Неопытные или неквалифи­цированные руководители не всегда умеют выявить эта неповторимое, интересное в человеке и, что еще пе­чальнее, невольно «стирают» едва намечающееся ори­гинальное в творчестве непрофессионального автора, ориентируя его на признанные эталоны творчества. Основой педагогического и творческого процесса в кол­лективах авторской самодеятельности является пре­имущественно не тренинг, не экзерсисы учебно-дидак­тического характера, т. е. не учебные формы деятель­ности, а направление творческих усилий каждого уча­стника в русло, максимально соответствующее личной одаренности, индивидуальная работа с каждым участ­ником. Даже если вид творчества требует объединен­ных, коллективных усилий (группа кинолюбителей, ра­ботающая над фильмом, или агитбригада), руководи­тель должен иметь в отношении каждого участника ин­дивидуальную программу педагогического действия.

Так как залогом успеха в авторской деятельности (будь то литература, фотография, кино) является бо­гатство творящей личности, педагогическое действие должно быть направлено на развитие личности всесторонне богатой, зоркой, чуткой, способной к анализу, социально зрелой.

Конечно, работа в авторских коллективах не может не иметь определенных учебных форм, связанных с предметной деятельностью. Участие в коллективе должно способствовать расширению у каждого из его членов горизонта знаний и представлений о мире, корректировать нравственную позицию, формировать ува­жение к творчеству других, требовательность к себе, скромность в оценке собственной деятельности, уваже­ние к публике. Возможность представлять публике плоды своего творчества должна быть высшей честьюдля любого самодеятельного автора, и, наоборот, вся­кое навязывание другим себя и результатов своей дея­тельности является проявлением нескромности.

Работа в авторских коллективах должна иметь по­знавательный аспект. К сожалению, любители иног­да позволяют себе, занимаясь литературой, сочиняя стихи, плохо знать классическую поэзию, не быть в курсе литературной жизни, не читать серьезной кри­тики, т.е. оставаться в сущности людьми малообра­зованными даже в области литературы. Руководите­ли же самодеятельных коллективов, ссылаясь на огра­ниченность времени, не занимаются организацией по­знавательной деятельности, не формируют ценностного отношения к ней, ограничиваясь обсуждением собствен­ных работ любителей. Вот почему важно не просто планировать познавательные акции, но намечать такие дела и мероприятия, которые предполагали бы глубо­кую подготовку участников, их самостоятельную или совместную работу, повышающую общую и специаль­ную культуру участников.

       Воспитательная работа в таких коллективах долж­на иметь и ценностно-ориентационный аспект. Каждому самодеятельному автору важно не просто овладевать технологией деятельности, не только знать историю своего вида искусства и творчество больших мастеров, но и ощущать личность выдающихся мастеров, пони­мать не только их величие, но противоречия, а порой и трагизм их творческих судеб. Такая работа содейст­вует предупреждению всех форм графоманства.

Один из характерных недостатков начинающих ав­торов заключается в обращении к материалу, который они плохо знают. Другая крайность - заземленность, пересказывание известного им материала без превра­щения его в материал художественный. Это характер­но и для работ кинофотолюбителей, участников лит­объединений, начинающих художников и др. Поэтому, когда говорится, что одной из основ педагогического процесса в авторском объединении должно быть пости­жение. жизни, имеется в виду формирование установок участников на специфический, образный способ отра­жения действительности - на идейность в широком смысле слова.

Идейность и образность связаны: факт, деталь, ра­курс, композиция могут быть случайными, нести чисто внешнее поверхностно-фактографическое содержание, но они превращаются в образ, как только оказываются не случайными, но связываются с определенной мы­слью, идеей, оказываются способом выражения автор­ского отношения, способом возбуждения определенной ответной эмоциональной реакции воспринимающего.

Довольно частым недостатком деятельности автор­ских самодеятельных коллективов является их изоли­рованность от массовой работы клубов и других куль­турно-просветительных учреждений. Это характерно, например, для литобъединений, которые нередко явля­ют собой замкнутые группки, члены которых ограничи­ваются «взаимочтением» и «взаимообсуждением». Меч­той каждого здесь является «настоящая публикация», а так как достойных широкой публикации среди лю­бителей оказывается не так уж много, они годами не добиваются желанного признания. В то же время в любом культпросветучреждении, производственном коллективе, микрорайоне масса объектов, требующих приложения литературных сил, - сценарная работа, местные знаменательные события, удивительные судь­бы людей, о которых можно и нужно писать.

Интересен опыт литературной самодеятельности в Германской Демократической Республике, где при культурно-просветительных учреждениях и на базе многих производственных коллективов существуют ячей­ки общества «Пишущие рабочие». Важным направ­лением в работе этих ячеек является ведение рабочих бригадных дневников, летописи жизни производствен­ных коллективов, создание литературно-музыкальных композиций и драматургии, отражающей местный материал. Одна из ошибок начинающих, самодеятельных авто­ров заключается в том, что близкие, повседневно зна­комые им объекты кажутся «ординарными», «непоэтич­ными». Происходит это от неумения в повседневном увидеть образ времени, образ типичного явления, имею­щего определенный смысл и заключающего в себе известную красоту. Преодоление понимания принципа связи с жизнью.

Таким образом, основу организации процесса в авторском самодеятельном коллективе нужно видеть в организации творческой реакции участников на события жизни.

 

ЗАДАНИЕ:

 

1. Раскройте принципы классификации самодеятельного художественного творчества.

2. Дайте характеристику различным видам самодеятельного художественного 

творчества.

3. Используя профессиональные журналы, лекции, методические пособия и другие источники информации, подберите примеры, доказывающие наличие и популярность тех или иных видов самодеятельного творчества.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: