Тема: классификация художественной самодеятельности

 

Общую классификацию художественной самодея­тельности создать трудно, учитывая то обстоятельство, что до сих пор наука затрудняется в разрешении во­проса морфологии искусства. Он сохраняет дискусси­онный характер. Трудности классификации заключают­ся также в том, что самодеятельность не строго «копи­рует» профессиональное искусство, не жестко придер­живается границ академических жанров, видов, но по своей природе даже стремится к преодолению этих границ.

В настоящее время можно наметить скорее подход к классификации, чем выстроить ее достаточно строго.

Прежде всего следует выделить две большие катего­рии самодеятельности:

- самодеятельность в области потребления художественной культуры и

- самодеятель­ность в области производства художественной культу­ры.

Первая категория представлена неорганизованной спонтанной деятельностью людей как читателей, зрителей, слушателей художественных произведений, а также формами такой самодеятельности - ­клубами любителей искусства, секциями общества кни­голюбов, объединениями собирателей и коллекционеров, обществом охраны памятников и т. п.

Вторая категория представлена опять же неорганизованными любителями рисования, пения, сочинения стихов и коллективами самодеятельности: оркестрами, театрами, студиями изобразитель­ного искусства, хореографическими коллективами и т. п.

При всей правомерности такого разделения, бесспорность которого особенно очевидна в профессиональном искусстве, где профессионалы «создают», а публика «потребляет», в нем содержится и определенная огра­ниченность.

Организованные формы самодеятельности «художественного потребления» (клубы любителей искусства, например) обнаруживают тенденцию превращения в объединения творческие, в которых происходит не столь­ко потребление, сколько производство определенных ценностей. Рецензия на фильм (устная или письмен­ная), доклад о творчестве любимого режиссера, не го­воря уже об общественно полезном коллекционирова­нии художественных ценностей (предметов быта, под­линников живописи и т.д.), - это уже явления куль­туры. Приведенный пример показывает, как деятель­ность участников оказывается и потреблением, и произ­водством художественной культуры.

Вторая категория самодеятельных коллективов - ­оркестры или театральные кружки - производит некий художественный продукт (музыкальную программу, спектакль). Однако этому предшествует длительный период интенсивного, творческого поиска, освоения профессиональной грамоты, средств технической и художе­ственной выразительности. В этот период происходит самая совершенная форма «потребления», дающая лю­бителям максимальное овладение языком данного ис­кусства, позволяющая почувствовать произведение так, как это недоступно «просто слушателю» 'или «просто театральному зрителю». Таким образом, здесь также художественное потребление сливается с производством художественного продукта.

Это, собственно, подтверждает высказанное поло­жение о том, что преодоление разрыва между художественным производством и художественным потребле­нием - одна из сущностных особенностей самодеятельности. Однако она проявляется как тенденция, свойст­венная наивысшим уровням организации самодеятель­ности. На практике же приходится, к сожалению, не­редко встречаться с тем, что участники традиционного вида самодеятельности (хоровые, хореографические, цирковые коллективы) не столько «потребляют», сколь­ко производят художественные продукты, которые, естественно, не отличаются сколько-нибудь заметным качеством.

Дифференциация самодеятельных коллективов на «художественно-потребляющие» и «художественно-производящие» оказывается неполной. Коллективы имеют также различный характер, обусловленный историческими корнями или преобладающей ориентацией на тот или другой пласт художественной культуры

 

Можно выделить три основных класса самодеятельных явлений:

1. Самодеятельность, ориентированная на фольклор и этнографическую культуру прошлого (крестьянства, городской окраины).

       2. Самодеятельность, ориентированная на профес­сиональную культуру.

3. Оригинальная самодеятельность, не имеющая аналога ни в профессиональном искусстве, ни в фольк­лоре.

 

Первый класс представлен многочисленными народ­ными хорами, национальными ансамблями, индивиду­альными исполнителями, фольклорными группами и т. д.

 

Второй - основной массой традиционных самодея­тельных коллективов: театральных, академических хо­ров, эстрадных оркестров, берущих за образец искусст­во профессиональное.

 

К третьему классу можно отнести агитбригаду, клу­бы самодеятельной песни(«барды»), литературно-музы­кальные композиции, художественно- документальные программы, некоторые виды художественно-прикладной деятельности, не имеющие профессиональных аналогов (аппликации из необычных материалов, композиции из соломки, корнепластика и т. п.).

 

Обоснованность такой традиции очевиднее опять же в сравнении с образцами и примерами профессиональ­ного искусства, где классические жанры существенно отличаются от народно-этнографических. Однако при­стальное изучение самодеятельных явлений выявляет трудности в их четкой градации по этим признакам. Так, в самодеятельности,«ориентированной на фольклор», мы находим множество примеров, когда за обра­зец берется не подлинно народное, а освоенное уже профессиональным искусством ( профессиональные на­родные хоры, хореографические коллективы и т.д.). Связано это и с общими историческими судьбами фольк­лopa, и с тем, что занятие фольклорной культурой тре­бует в качестве предпосылки высокого профессиональ­ного уровня. Связано это и с тем, что само профессио­нальное искусство стоит лицом к непреходящим ценно­стям народной художественной культуры. Это заметно в изобразительном искусстве, особенно в декоративно-прикладном, где использование народных мотивов и техники обработки материалов все чаще обретает но­вую жизнь. Проявляется это и в эстрадной музыке в направлениях, получивших недвусмысленные названия «фольк», «кантри».

 

       Еще любопытнее сложилась ситуация в области оригинальной самодеятельности. Она может быть рас­ценeнa кaк своеобразное поле эксперимента современ­ной художественной культуры в целом, где возникает и апробируется новое. Так было, например, в свое время с художественной фотографией, которая как художественная деятельность.возникла в любительской, непро­фессиональной среде. В профессиональном искусстве нет явления, аналогичного самодеятельным «бардам». Однако, в случаях выдающейся талантливости этих любителей-исполнителей, они юридически переходят профессиональную среду либо, сохраняют свою «вторую» профессию, и в глазах широкой публики известны лишь как художники, а отнюдь не в первой их «основной» профессии. Некоторые оригинальные формы самодеятельности, не имевшие аналога в профессиональном искусстве, становятся основанием для развития соответствующих профессиональных форм. Так, например, литературно-музыкально-документальные монтажи, театрализованные чествования трудовых коллективов, героев войны и труда и другие такого рода постановочно-зрелищные действа возникли в сфере самодеятельного творчества, но затем были подхвачены и доведены до высокого уровня профессиональными группами, готовящими про­граммы для больших концертных залов, телевидения, радио.

 

Обилие таких «пограничных» явлений при сущест­вующей традиции самодеятельности также закономер­но, ибо самодеятельность как раз и есть преодоление узкопрофессиональных корней в современном художе­ственном функционировании рядового человека. Не бу­дем забывать, что в этом свете самодеятельное истори­чески предшествовало профессиональному и, что важнее для нас, самодеятельное по природе своей стре­мится не к следованию нормам, стандартам, условным границам, но к преодолению их ради целостного, все­стороннего и свободного развития личности.

 

Каждый из трех обозначенных выше классов само­деятельности внутренне подразделяем на виды и под­виды.

Видами художественной самодеятельности являются музыкальная, изобразительная, театральная и др. Бо­лее частные подразделения, подвиды – музыкальная самодеятельность состоит из академического хора, во­кальных ансамблей, оркестров эстрадных, духовых и т. д. Изобразительная представлена живописью, скульптурой, керамикой и т. д.

Несколько иная ситуация в самодеятельности, ори­ентированной на фольклор и этнографическую культу­ру. Подлинно народной культуре был свойствен син­кретизм - неразделенность на жанры и неотделенность от быта и других жизненных реалий. В современном фольклоре расслоение на жанры уже сильно обозначи­лось и продолжается: Здесь можно обнаружить группы «синтетические», участники которых и поют, и танцу­ют, и играют, иногда осуществляют постановку какого­-либо красочного обряда или систему календарных действ. Есть группы сугубо вокальные или сугубо хо­реографические.

Что касается нетрадиционной самодеятельности, то здесь рождаются и новые жанры. Из лекции с диапози­тивами рождается слайд-театр, из вечера танцев и те­матической художественно-познавательной программы ­дискофеерия и т. д.

Есть свои жанры и в самодеятельности «потребле­ния» художественной культуры. Здесь два больших вида: художественно-исследовательская и художественно-критическая сама деятельность, развивающиеся в двух наиболее заметных направлениях. Во-первых, это клубы любителей искусства (представляющие самодеятельный аналог объединений, групп профессиональной критики), в которых занимаются обсуждением, анализом, оценкой художественных произведений или творчества отдель­ных художников (художественных школ, направлений и т. п.). Во-вторых, по аналогии с музейным делом ­индивидуальная работа по коллекционированию ху­дожественных ценностей или предметов, имеющих пря­мое отношение к художественной культуре прош­лого.

Систематизация, изучение материалов индивидуаль­но и в рамках клубов коллекционеров представляет своеобразный вид художественно-исследовательской ра­боты, способ оригинального, художественного, общест­венно ценного деяния.

Многообразие видов, классов и подвидов самодея­тельного искусства подлежит не только дифференциа­ции. Здесь возможна внутренняя классификация, объединяющая группы жанров по признаку единства ха­рактера творчества. В одних случаях это авторская самодеятельность, представляющая непосредственную ху­дожественно-творческую реакцию человека на действи­тельность; в других - это самодеятельность, исполни­тельская, где участник выражает себя через специаль­но подобранный репертуар профессиональных и само­деятельных авторов. Иногда в самодеятельности автор и исполнитель совмещаются. Самодеятельные «барды», например, являются авторами текстов и музыки своих песен и их исполнителями.

Есть виды самодеятельности, предполагающие и следование традиции (использование в качестве репер­туара «готового» народного произведения), и вари­ативность, импровизационность в исполнении, что пре­вращает исполнителя в соавтора безымянных авторов фольклорного произведения.

Авторство и исполнительство представляют одинаковые возможности для самовыражения. Деятель­ность, ориентированная на профессиональное, искусст­во, представляет принципиально иные возможности для художественного развития в сравнении с собственно авторской деятельностью.

Все эти классы самодеятельных явлений не в одина­ковой степени развиты и не в одинаковой степени изу­чены. Вместе с тем разнородные явления самодеятель­ности нельзя противопоставлять один другому как бо­лее важные и менее важные.

Наукой установлено, что разные виды художественной деятельности в неодинаковой степени зависят от интеллекта: одни просто невозможны при невысоком интеллекте, другие допускают его известную ограничен­ность. Одни виды деятельности предполагают высокую)

общую образованность, другие могут возникнуть, так сказать, на голом месте, при полном отсутствии пред­варительной специальной художественной подготовки.

Никакие подобные характеристики не дают основа­ния считать одни виды художественной деятельности «высокими», а другие - «низкими». В развитии само­деятельности следует стремиться к тому. чтобы набор коллективов и объединений в регионе или в рамках отдельного многосекционного клубного коллектива и даже в пределах одного объединения позволял занять и использовать активность людей с самыми различны­ми склонностями, интересами, способностями, уровня­ми общего и специального художественного образо­вания.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: