Икона «Владимирская Богоматерь»

На вокзале, огромном и холодном, часть стены которого была полуразрушена недавней бомбёжкой, на изрешечённой осколками деревянной скамье сидела женщина с ребенком. Малыш, обвив ручонкой материнскую шею, беспечно спал. Лицо женщины застыло в скорби и печали. Её огромные глаза не замечали суеты. Она смотрела вдаль и думала о чём-то своем.

Это было в сорок первом году. На военных дорогах мне довелось видеть всё, что бывает на войне. Но я никогда, наверное, не забуду одинокую женщину с ребенком на вокзале. Она и теперь представляется мне олицетворением скорби фронтовой поры.

Воспоминания военных лет не случайно посетили меня в ту пору, когда я по шумным улицам, мостам и набережным Москвы шел в Третьяковскую галерею.

Вырвавшись из столичной сутолоки, вы попадаете в сравнительно тихий Лаврушинский переулок. В нижних залах Третьяковской галереи вас охватывает состояние ровной задумчивости.

Третьяковская галерея – бесконечный мир. Каждый в нём может найти то, что ему представляется самым важным и необходимым, отвечающим настроению. Нижний этаж галереи для меня – вечный праздник древнерусского искусства. В двух залах собраны шедевры живописи, что народ создавал столетиями: гениальная рублёвская «Троица», иконы новгородского, владимирского и северного письма, трагически суровые образы Феофана Грека, иконы-исполины, украшавшие иконостасы знаменитых храмов, и миниатюрные иконки, которые путники брали в дорогу.

Присядем на скамью и присмотримся к ликам – скорбным, озаренным надеждой, тревожным, умиротворенным, ликующим.

Я стою перед иконой «Владимирская Богоматерь»... Встретив её взор, я испытываю чувство, похожее на то, какое я пережил давным-давно, в военную пору, на вокзале. Но не слишком ли далекое сравнение? Что общего между нашей современницей, испытавшей военное лихолетье, и византийской иконой, написанной много столетий назад?

Глаза матери полны чувства, которое в Средние века определяли как радость святой печали. Свершится то, что должно. Грядущее неотвратимо. Дитя вырастет и примет мученический конец – пострадает за людей. Мать это знает.

В испытующем взоре есть и какая-то смутная тайна, и невыразимая словами боль, и влекущая, загадочная сила.


В произведении выражено то, что близко людям всех времён и народов. Нет, совсем не случайно, глядя на скорбный лик Богоматери, вспомнил я женщину военных лет, прижимавшую к себе ребёнка, которому грозили, как и всем нам, многие беды.

Приблизимся к древнему творению и останемся с ним наедине.

Сын, сидящий на правой руке, прижался округлым личиком к материнской щеке, и его детские глаза устремлены к Марии. Тонкие уста матери сомкнуты, но в уголках губ мы ощущаем горечь. Глаза, в которых сосредоточена вся жизнь, устремлены вдаль. Мария придерживает левой рукой младенца, словно пытаясь робко защитить его от уготовленной ему судьбы.

Можно поручиться, что если вы хоть раз внимательно вглядитесь в это древнейшее произведение искусства, то вы его никогда не забудете, станете стремиться повидать его вновь и вновь. Глаза Марии, весь её облик так запоминаются посетителям галереи, что и спустя десятилетия при мысли о редкостной иконе они испытывают чувство благоговения перед мощью искусства.

Если бы она могла так же говорить, как она умеет смотреть, её рассказы напомнили бы нам о событиях отечественной истории, и трагических, и печальных, и торжественных...

479 слов                                                                   По Е. Осетрову*

 

Евгений Иванович Осетров (1923-1993) – российский писатель и литературный критик, исследователь и популяризатор истории русской культуры, памятников искусства и старины Москвы, библиофил.

Творческое задание

Напишите подробное изложение, передав содержание текста от 3-его лица.

Опишите своё впечатление от посещения художественного или краеведческого музея.



Текст 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: