Слайд №7 Творческий путь

Работу выполнил ученик 9Г класса Куликовский Даниил

Тема «Лев Николаевич Толстой»

Комментарии к слайдам

Слайд №2 Жизнь и творчество

Граф Л.Н.Толстой — потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии) — родился 28 августа (9 сентября) 1828 г. в усадьбе Ясная Поляна. Здесь он прожил большую часть жизни, написал большинство произведений, в том числе романы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы: «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение».

Слайд №3 и №4 Поисхождение

Происходил из дворянского рода, известного, по легендарным источникам, с 1351 года. Его предок по отцовской линии, граф Пётр Андреевич Толстой, известен своей ролью в следствии по делу царевича Алексея Петровича, за что был поставлен во главе Тайной канцелярии. Черты правнука Петра Андреевича, Ильи Андреевича, даны в «Войне и мире» добродушнейшему, непрактичному старому графу Ростову. Сын Ильи Андреевича, Николай Ильич Толстой (1794—1837), был отцом Льва Николаевича. Некоторыми свойствами характера и фактами биографии он был похож на отца Николеньки в «Детстве» и «Отрочестве» и отчасти на Николая Ростова в «Войне и мире». Однако в реальной жизни Николай Ильич отличался от Николая Ростова не только хорошим образованием, но и убеждениями, которые не позволяли служить при Николае I. Участник заграничного похода русской армии против Наполеона, в том числе участвовал в «битве народов» у Лейпцига и побывал в плену у французов, но смог сбежать, после заключения мира вышел в отставку в чине подполковника Павлоградского гусарского полка. Вскоре после отставки вынужден был пойти на чиновничью службу, чтобы не оказаться в долговой тюрьме из-за долгов отца, казанского губернатора, умершего под следствием за служебные злоупотребления. Отрицательный пример отца помог выработать Николаю Ильичу свой жизненный идеал — частная независимая жизнь с семейными радостями. Чтобы привести свои расстроенные дела в порядок, Николай Ильич (как и Николай Ростов), женился на уже не очень молодой княжне Марии Николаевне из рода Волконских в 1822 г., брак был счастливый. У них было пятеро детей: Николай (1823—1860), Сергей (1826—1904), Дмитрий (1827—1856), Лев, Мария (1830—1912).

Слайд №5 Детство

Детство Толстого прошло в старинной помещичьей усадьбе. Отец писателя, граф Николай Ильич Толстой — участник Отечественной войны 1812 г. — был образо­ванным, начитанным человеком. Толстой, пишет о своем отце: «Жизнь его проходила в занятиях хозяйством, в котором он, кажется, не был большой знаток, но в кото­ром он имел для того времени большое качество: он был не только не жесток, но скорее добр и слаб. Так что и за его время я никогда не слыхал о телесных наказаниях… Дома отец, кроме занятия хозяйством и нами, детьми, еще много читал. Он собирал библиотеку, состоящую, по тому времени, в французских классиках, исторических и естественно-исторических сочинениях — Бюфон, Кювье… Сколько я могу судить, он не имел склонности к наукам, но был на уровне образования людей своего времени». Матери своей — Марии Николаевны (урожд. княжны Волконской) Толстой не помнил — она умерла, когда ему было полтора года. Но по рассказам знавших ее лю­дей и по сохранившимся дневникам и письмам матери писатель воссоздал ее облик. «Мать моя, — пишет Тол­стой в воспоминаниях, — была… очень хорошо образо­вана для своего времени. Она знала, кроме русского, — которым она, противно принятой тогда русской безгра­мотности, писала правильно, — четыре языка: француз­ский, немецкий, английский и итальянский, — и должна была быть чутка к художеству; она хорошо играла на фортепьяно, и сверстницы ее рассказывали мне, что она была большая мастерица рассказывать завлекательные сказки, выдумывая их по мере рассказа».

 

Преобладающими чертами характера Марии Нико­лаевны были, по словам Толстого, мягкость, скромность и правдивость.

 

Рано лишившись родителей, Толстой провел юношеские годы (1841—1847) в семье своей тетки, Пелагеи Ильинишны Юшковой, в Казани. Здесь, в 1844 г., он поступил в университет, на философский факультет, по разряду арабско-турецкой словесности. В 1845 г. Толстой переходит на юридический факультет. В 1847 г. он оставляет университет, не окончив курса. Уход из универ­ситета был вызван неудовлетворенностью будущего пи­сателя казенным характером обучения.

 

В Казани в 1847 г. Толстой начал вести дневник. В нем запечатлены его духовные искания и запросы и выражено критическое отношение к окружающей среде.

 

Слайд №6 Учеба

Казанский период жизни Л.Н.Толстого – это, прежде всего, Казанский университет, возглавляемый великим Н.И.Лобачевским, это выдающиеся ученые – математики, химики, медики, востоковеды, юристы, прославившие Россию как своими исследованиями и открытиями, так и своими демократическими взглядами.

 

Казанский период жизни Льва Толстого – период становления личности, формирования мировоззрения великого писателя, философа, гуманиста – нашел свое яркое отражение в его творчестве (автобиографические повести «Отрочество» и «Юность», рассказы «После бала», «Исповедь», «Утро помещика», «Казаки» и др.).

 

Связи Толстых с Казанью возникли в середине XVIII столетия. Прадед Льва Николаевича граф Андрей Иванович Толстой в 1754 — 1759 гг. служил секунд-майором в Казанском гарнизоне, дед его граф Илья Андреевич пять лет (1815 — 1820 гг.) был казанским губернатором и похоронен на кладбище Кизического монастыря. В Казани жила его младшая дочь Пелагея Ильинична, выданная замуж за казанского помещика Владимира Ивановича Юшкова. В 1841 г. П.И.Юшкова, взяв на себя роль опекунши своих несовершеннолетних племянников (совершеннолетним был только старший — Николай) и племянницы, привезла их в Казань.

 

Поселились Толстые в доме И.К.Горталова на Поперечно-Казанской улице (ул. Япеева, д. 15), заняв нижний этаж и мезонин (верхний этаж занимали хозяева). В этом доме братья Толстые прожили большую часть своей казанской жизни – 1841-1845 гг. «Мы жили в доме Горталова против острога», – вспоминал позднее писатель.

 

Старший брат Николай, студент Московского университета, в 1841 году перевелся на 2-й курс математического отделения философского факультета Казанского университета. В 1843 г. на это же отделение поступили Сергей и Дмитрий. Мария была определена в Родионовский институт благородных девиц.

 

Лев выбрал разряд восточной словесности философского факультета. С 29 мая по 5 июня 1844 г. вместе с учениками I и II гимназий он подвергался испытаниям. Получив положительные оценки «4» по закону божьему, алгебре, русской словесности, английскому языку, «5+» по французскому и «5» по турецко-татарскому, он провалился по истории и географии. Пересдав с разрешения ректора эти предметы, 3 октября 1844 г. Л.Толстой был зачислен студентом Императорского Казанского университета. Однако изучение восточных языков не увлекало Толстого.

 

В первые же годы студенчества Л.Толстой вошел в казанское светское общество, жизнь которого отличалась множеством всяких развлечений. «Весело проходит зима в Казани. Бал за балом, маскарад за маскарадом», – сообщала газета «Казанские губернские ведомости» в №5 за 1844 г. Родовитый молодой человек был везде желанным гостем. «Казанские старожилы помнят его на всех балах, вечерах и великосветских собраниях, всюду приглашаемым, всюду танцующим» (Н.П.Загоскин).

 

Родовитый молодой человек был везде желанным гостем. «Казанские старожилы помнят его на всех балах, вечерах и великосветских собраниях, всюду приглашаемым, всюду танцующим» (Н.П.Загоскин).

 

Граф Л.Толстой бывает в доме попечителя Казанского учебного округа М.Н.Мусина-Пушкина, в усадьбе казанского военного губернатора И.А.Боратынского.

 

Веселая светская жизнь мешала сосредоточиться на учебе. По итогам полугодичных испытаний 1844-1845 гг. Толстой не допускается к переводным экзаменам. 25 августа 1845 г. он подает прошение проректору К.К.Фойгту о переводе его на юридический факультет.

 

На 1 курсе юридического факультета Толстой стал серьезно заниматься, посещал лекции Д.И.Мейера, А.Г.Станиславского, Е.Г.Осокина, собеседования, которые проводил по уголовному праву профессор Г.Л.Фогель. Тем не менее, на экзаменах по уголовному праву у Фогеля и по истории гражданского права у Мейера он получает «2» (проходной балл) и за «успехи» и за «прилежание». После экзамена Д.И.Мейер в разговоре со студентом П.П.Пекарским о Толстом заметил: «У него нет охоты серьезно заниматься, а это жаль: у него такие умные глаза, что я убежден, что при доброй воле и самостоятельности он мог бы сделаться замечательным человеком».

 

Сверх факультетских предметов Д.И.Мейер дал студенту Толстому задание сравнить «Наказ» Екатерины II и «Дух законов» Монтескье. Задание Мейера не только увлекло Л.Толстого и привело к глубоким размышлениям об устройстве государственной жизни, о правовых нормах и т.п., но и сыграло значительную роль в его дальнейшей судьбе. Эта работа нашла отражение в его Дневнике: «Работа с «Наказом» и «Esprit des lois» Montesguieu открыла мне новую область умственного самостоятельного труда, а университет со своими требованиями не только не содействовал такой работе, но мешал ей».

 

12 апреля 1847 г. Л.Н.Толстой подает прошение на имя ректора И.М.Симонова об исключении его из числа студентов «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам» и 23 апреля покидает Казань. Л.Н.Толстой бывал в Казани и позднее: в 1851 г., направляясь на военную службу на Кавказ, он неделю провел в Казани, а в 60-70-х годах – во время стоянок парохода, когда совершал поездки в Самарскую губернию.

 

Слайд №7 Творческий путь

Первые литературные опыты Толстого относятся к 1850 г. Приехав из Ясной Поляны в Москву, он начал работу над автобиографической повестью «Детство», повестью из быта цыган (осталась незавершенной), написал «Историю вчерашнего дня» —психологический «отчет» об одном из прожитых дней. Вскоре жизнь Толстого круто изменилась: в 1851 г. он решил поехать на Кавказ и поступить юнкером в одну из армейских частей. Важную роль в этом решении сыграл один из самых авторитетных для юного Толстого людей — старший брат Николай, офицер-артиллерист, служивший в действующей армии.

 

На Кавказе была закончена повесть «Детство», ставшая литературным дебютом Толстого (опубликована в некрасовском «Современнике» в 1852 г.). Это произведение вместе с созданными позднее повестями «Отрочество» (1852-1854) и «Юность» (1855-1857) вошло в состав знаменитой автобиографической трилогии, в которой Толстой, еще во время учебы в Казанском университете увлекшийся педагогическими идеями французского просветителя Ж.-Ж.Руссо, исследует психологию ребенка, подростка и юноши Николая Иртеньева.

 

В 1851-1853 гг. бывший студент и начинающий писатель участвовал в войне с горцами. Во время Крымской войны его перевели в Дунайскую армию, воевавшую с турками, а затем в осажденный войсками союзников Севастополь. Армейский быт и эпизоды Крымской войны послужили источником незабываемых впечатлений, дали обильный материал для военных произведений— рассказов «Набег» (1852), «Рубка леса» (1853-1855), «Севастопольских рассказов» (1855). В них впервые показана «непарадная» сторона войны. «Окопная» правда и внутренний мир человека на войне — вот что интересовало писателя-воина. За мужество и храбрость, проявленные при обороне Севастополя, он был награжден орденом Анны и медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853-1856 гг.». Опыт участника самой кровопролитной войны середины XIX в. и художественные открытия, сделанные в военных рассказах 1850-х гг., Толстой использовал десятилетием позже в работе над своим главным «военным» произведением — романом «Война и мир».

 

Первые публикации Толстого вызвали сочувственные отклики критики и читателей. Пожалуй, самая проницательная характеристика творчества молодого писателя принадлежит перу Н.Г.Чернышевского. В статье «Детство и отрочество. Военные рассказы гр. Толстого» (1856) критик первым с классической ясностью определил важнейшие особенности творчества Толстого: «чистоту нравственного чувства» и психологизм — внимание к сложнейшей стороне существования человека, которую Чернышевский назвал «диалектикой души».

 

В 1855 г. Толстой приехал в Петербург, а осенью 1856 г. вышел в отставку, разочаровавшись в военной карьере. Началась работа над задуманным ранее «Романом русского помещика». Это произведение осталось незавершенным, сохранился только один из его фрагментов — рассказ «Утро помещика», «эхо» которого ощущается во всех романах Толстого.

 

В 1857 г., во время первой поездки в Европу (Франция, Италия, Швейцария, Германия), Толстой написал рассказ «Люцерн». Создав в нем образ западной «цивилизации», он поставил серьезные нравственные и философские проблемы. Впервые была затронута тема отчуждения человека, продолженная в позднем творчестве писателя и в произведениях его последователей — писателей XX в. Толстой с горечью написал о том, как люди, в общем добрые и гуманные, проявили необыкновенную душевную черствость по отношению к конкретному человеку, однако закончил рассказ абстрактно-философским выводом о «разумности» мироздания: «Бесконечна благость и премудрость Того, Кто позволил и велел существовать всем этим противоречиям». Роман «Анна Каренина» (1873-1877), центральное произведение 1870-х гг., — новый этап в творческом развитии Толстого. В отличие от романа-эпопеи «Война и мир», посвященного изображению «героической» эпохи в жизни России, в проблематике «Анны Карениной» на первом плане оказалась «мысль семейная». Роман стал настоящим «семейным эпосом»: Толстой считал, что именно в семье следует искать узел современных общественных и нравственных проблем. Семья в его изображении — чуткий барометр, отражающий перемены в общественной морали, вызванные изменением всего пореформенного уклада жизни. Тревогой за судьбу России продиктованы знаменитые слова Константина Левина: «У нас теперь,... когда все это переворотилось и только укладывается, вопрос о том, как уложатся эти условия, есть только один важный вопрос в России». Герой понимает, что от благополучия страны зависит и его хрупкое семейное счастье. Повесть «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886) — шедевр Толстого, повлиявший на несколько поколений русских и зарубежных писателей, — первое художественное произведение, написанное после перелома в его мировоззрении. Толстой поставил своего героя, преуспевающего петербургского чиновника, перед лицом смерти, то есть в «пограничную ситуацию», когда человек должен пересмотреть свое прежнее отношение к службе, карьере, семье, задуматься о смысле прожитой жизни. В течение десяти лет (1889-1899) Толстой работал над последним романом «Воскресение», сюжет которого возник на основе подлинного судебного дела. Главная идея этого беспрецедентного по силе социальной критики романа — духовное «воскресение» человека. Социальные институты, религию, мораль и право — всю современную жизнь, уродующую людей, писатель показал с позиций своей религиозно-нравственной философии. Размышляя о «конце века», Толстой подвел неутешительные итоги XIX столетия, в котором материальная цивилизация взяла верх над духовностью, заставив людей поклоняться фальшивым ценностям. Однако писатель убежден, что подобно тому, как неправедная, бессмысленная жизнь князя Нехлюдова завершилась его прозрением и нравственным «воскресением», подлинной перспективой существования всех людей должно стать преодоление лжи, фальши и лицемерия. В преддверии XX в. Толстой размышлял о грядущей «весне» человечества, о торжестве жизни, которая пробьется, как первая весенняя трава, сквозь «плиты камней». Несмотря на то, что в 1880-е — 1890-е гг. много времени и сил Толстой отдавал работе над публицистическими произведениями, считая, что писать «художественное» «стыдно», его литературная деятельность не прекращалась. Само присутствие патриарха русской литературы благотворно влияло на художественную и общественную жизнь России. Его произведения оказались созвучными идейным и творческим исканиям молодых писателей начала XXв. Многие из них (И.А.Бунин, М.Горький, А.И.Куприн, М. П. Арцыбашев и др.), как и тысячи людей на разных континентах, прошли через увлечение «толстовством».

 

Слайд №8 Супруга

Эти две истории удивительны по своей силе, но еще больше - по своей парадоксальности, что ли. Потому что может показаться: великий Лев Толстой вдруг предстает каким-то нравственным чудовищем. Но, задумавшись, понимаешь: есть люди, которых нельзя судить по нашим обыденным законам. Просто Толстой был "другой". С другим отношением к смерти даже самых близких людей.

И с другим пониманием любви.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: