Компонент, связанный с переработкой полимодальной информации

Татьяна Леонидовна Сморкалова

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

· 40-60% современных детей испытывают трудности письма и чтения

· В России 10-20% детей имеют нарушения письма и чтения

· В англоязычных странах – 17-20%

 

НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА И ЧЕНИЯ

В России: дисграфия, дислексия.

В зарубежной практике: дислексия, легастения.

 

ТРУДНОСТИ И НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ

Ø Пока идет формирование навыка чтения и письма (первые 2-3 года обучения) – это трудности обучения письму и чтению

Ø Нарушения письма и чтения – повторяющиеся и стойкие ошибки

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ

1. Аналитический, включающий вычленение и овладение основными элементами действия. Действия выполняются медленно, паузы дают контроль, программу следующего действия.

2. Синтетический: объединение отдельных элементов в целостное действие при высокой степени сознательного контроля.

3. Автоматизация: сформированное целостное действие, выполняемое без фиксирования внимания на отдельных элементах.

 

ОСОБЕННОСТИ НЕРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ТРУДНОСТЯМ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ

Ø Нейропсихология изучает мозговую организацию психических функций.

Ø В нейропсихологии высшие психические функции рассматриваются как сложные функциональные системы, в состав которых входит много компонентов, опирающихся на работу различных участков мозга.

Ø Каждый из этих компонентов играет свою особую роль, и недоразвитие любого из них ведет к специфическим затруднениям формирования всей психической функции в целом.

 

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ. НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Локализация: подкорковые, стволовые отделы мозга (ретикулярная (сетевидная) формация, таламус, гипофиз, гипоталамус, медиобазальная кора лобных и височных отделов больших полушарий)

Основная функция: регуляция тонуса и бодрствования

Основные функции на письме и чтении:

Ø Поддержание оптимального тонуса коры при письме и чтении

Ø Активация только нужных для конкретной деятельности областей мозга и дезактивацию тех областей, которые в данной деятельности не участвуют

Ø Поддержание оптимального мышечного тонуса, позы тела во время письма и чтения

  Симптомы недостаточного развития компонента:

Ø Повышенная утомляемость, колебания работоспособности

Ø Гипо- или гиперактивность ребенка

Ø Синкинезии

Ø Задержка становления автоматизированного письма и чтения

Ø Неравномерность начертания букв (макрография, микрография)

Ø Невнимательное письмо и чтение

 

КОМПОНЕНТ, СВЯЗАННЫЙ С ПЕРЕРАБОТКОЙ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Локализация: височные отделы коры полушарий мозга

Основная функция: переработка слухоречевой информации

Основные функции на письме и чтении:

Ø Восприятие, понимание речи

Ø Запоминание и воспроизведение речи

Ø Фонемное и звуковое распознавание

Симптомы недостаточного развития компонента:

Ø Трудности восприятия информации на слух

Ø Переспрашивание

Ø Сложности в дифференцировании близких по звучанию звуков в словах

Ø Трудности удержания на слух определенного объема информации

Ø Неправильная расстановка ударений

Ø Пропуски согласных при письме под диктовку

Ø Пропуск мягкого знака при письме

Ø Низкая интонированность чтения

Ø Очень медленный темп чтения

 

КОМПОНЕНТ, СВЯЗАННЫЙ С ПЕРЕРАБОТКОЙ КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Локализация: теменные отделы коры больших полушарий

Основная функция: переработка кинестетической информации (информации в виде ощущения движения отдельных частей тела

Основные функции на письме и чтении:

Ø Участие в речевой моторике (артикуляция)

Ø Работа проприоцептивных рецепторов на письме

Симптомы недостаточного развития компонента:

Ø Путает звуки близкие по способу произношения (ж-з, т-п, т-к, т-н)

Ø Смешение букв, близких по написанию (у-и, щ-ш, ж-х)

Ø Смешение звуков, близких и по звучанию,и по произношению

Ø Трудности выработки автоматизированного письма и чтения

Ø Трудность формирования правильной траектории движений при письме

Ø «Плохой почерк», неустойчивый почерк

 

КОМПОНЕНТ, СВЯЗАННЫЙ С ПЕРЕРАБОТКОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Локализация: затылочные отделы коры полушарий

Основная функция: переработка зрительной информации

Основные функции на письме и чтении:

Ø Восприятие зрительных образов букв и слов

Ø Автоматизация навыка письма и чтения

Симптомы недостаточного развития компонента:

Ø Проблемы списывания. Ухудшение почерка, замены и т.п. при списывании.

Ø Трудности формирования зрительного образа буквы

Ø Трудности автоматизированного письма и чтения

Ø Очень медленный темп чтения

Ø Замена одних букв другими, близкими по глобальному оптическому образу и конструкции (а-о-е, и-ш-п, б-в-р)

Ø Трудность слияния букв при чтении

Ø Теряет строку при чтении и письме

Ø Пропуск и смешение гласных, в том числе ударных

 

КОМПОНЕНТ, СВЯЗАННЫЙ С ПЕРЕРАБОТКОЙ ПОЛИМОДАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Локализация: теменно-височно-затылочная область коры больших полушарий.

Основная функция: восприятие и переработка пространственных и квазипространственных характеристик и пространственных соотношений.

Основные функции на письме и чтении:

Ø Ориентация в пространстве листа

Ø Зрительно-моторная координация

Ø Различение букв, имеющих пространственные различия (р-ь, ш-щ, ь-ъ, к-ж и т.д.)

Ø Понимание квазипространственных (логико-грамматических) конструкций

Симптомы недостаточного развития компонента:

Ø Трудности ориентирования в пространстве листа

Ø Потеря строки при чтении и письме

Ø Нарушение порядка букв в словах при письме и чтении

Ø Трудности при написании букв, имеющих четкую пространственную ориентацию (е-э, б-д и т.д.)

Ø Зеркальное письмо и чтение

Ø Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно)

Ø Ошибки в количественном соотношении элементов (и-ш)

Ø Трудности в понимании пространственных и квазипространственных конструкций

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: