Татьяна Леонидовна Сморкалова
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
· 40-60% современных детей испытывают трудности письма и чтения
· В России 10-20% детей имеют нарушения письма и чтения
· В англоязычных странах – 17-20%
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА И ЧЕНИЯ
В России: дисграфия, дислексия.
В зарубежной практике: дислексия, легастения.
ТРУДНОСТИ И НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ
Ø Пока идет формирование навыка чтения и письма (первые 2-3 года обучения) – это трудности обучения письму и чтению
Ø Нарушения письма и чтения – повторяющиеся и стойкие ошибки
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ
1. Аналитический, включающий вычленение и овладение основными элементами действия. Действия выполняются медленно, паузы дают контроль, программу следующего действия.
2. Синтетический: объединение отдельных элементов в целостное действие при высокой степени сознательного контроля.
3. Автоматизация: сформированное целостное действие, выполняемое без фиксирования внимания на отдельных элементах.
|
|
ОСОБЕННОСТИ НЕРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ТРУДНОСТЯМ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ
Ø Нейропсихология изучает мозговую организацию психических функций.
Ø В нейропсихологии высшие психические функции рассматриваются как сложные функциональные системы, в состав которых входит много компонентов, опирающихся на работу различных участков мозга.
Ø Каждый из этих компонентов играет свою особую роль, и недоразвитие любого из них ведет к специфическим затруднениям формирования всей психической функции в целом.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ. НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Локализация: подкорковые, стволовые отделы мозга (ретикулярная (сетевидная) формация, таламус, гипофиз, гипоталамус, медиобазальная кора лобных и височных отделов больших полушарий)
Основная функция: регуляция тонуса и бодрствования
Основные функции на письме и чтении:
Ø Поддержание оптимального тонуса коры при письме и чтении
Ø Активация только нужных для конкретной деятельности областей мозга и дезактивацию тех областей, которые в данной деятельности не участвуют
Ø Поддержание оптимального мышечного тонуса, позы тела во время письма и чтения
Симптомы недостаточного развития компонента:
Ø Повышенная утомляемость, колебания работоспособности
Ø Гипо- или гиперактивность ребенка
Ø Синкинезии
Ø Задержка становления автоматизированного письма и чтения
Ø Неравномерность начертания букв (макрография, микрография)
Ø Невнимательное письмо и чтение
|
|
КОМПОНЕНТ, СВЯЗАННЫЙ С ПЕРЕРАБОТКОЙ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Локализация: височные отделы коры полушарий мозга
Основная функция: переработка слухоречевой информации
Основные функции на письме и чтении:
Ø Восприятие, понимание речи
Ø Запоминание и воспроизведение речи
Ø Фонемное и звуковое распознавание
Симптомы недостаточного развития компонента:
Ø Трудности восприятия информации на слух
Ø Переспрашивание
Ø Сложности в дифференцировании близких по звучанию звуков в словах
Ø Трудности удержания на слух определенного объема информации
Ø Неправильная расстановка ударений
Ø Пропуски согласных при письме под диктовку
Ø Пропуск мягкого знака при письме
Ø Низкая интонированность чтения
Ø Очень медленный темп чтения
КОМПОНЕНТ, СВЯЗАННЫЙ С ПЕРЕРАБОТКОЙ КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Локализация: теменные отделы коры больших полушарий
Основная функция: переработка кинестетической информации (информации в виде ощущения движения отдельных частей тела
Основные функции на письме и чтении:
Ø Участие в речевой моторике (артикуляция)
Ø Работа проприоцептивных рецепторов на письме
Симптомы недостаточного развития компонента:
Ø Путает звуки близкие по способу произношения (ж-з, т-п, т-к, т-н)
Ø Смешение букв, близких по написанию (у-и, щ-ш, ж-х)
Ø Смешение звуков, близких и по звучанию,и по произношению
Ø Трудности выработки автоматизированного письма и чтения
Ø Трудность формирования правильной траектории движений при письме
Ø «Плохой почерк», неустойчивый почерк
КОМПОНЕНТ, СВЯЗАННЫЙ С ПЕРЕРАБОТКОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Локализация: затылочные отделы коры полушарий
Основная функция: переработка зрительной информации
Основные функции на письме и чтении:
Ø Восприятие зрительных образов букв и слов
Ø Автоматизация навыка письма и чтения
Симптомы недостаточного развития компонента:
Ø Проблемы списывания. Ухудшение почерка, замены и т.п. при списывании.
Ø Трудности формирования зрительного образа буквы
Ø Трудности автоматизированного письма и чтения
Ø Очень медленный темп чтения
Ø Замена одних букв другими, близкими по глобальному оптическому образу и конструкции (а-о-е, и-ш-п, б-в-р)
Ø Трудность слияния букв при чтении
Ø Теряет строку при чтении и письме
Ø Пропуск и смешение гласных, в том числе ударных
КОМПОНЕНТ, СВЯЗАННЫЙ С ПЕРЕРАБОТКОЙ ПОЛИМОДАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Локализация: теменно-височно-затылочная область коры больших полушарий.
Основная функция: восприятие и переработка пространственных и квазипространственных характеристик и пространственных соотношений.
Основные функции на письме и чтении:
Ø Ориентация в пространстве листа
Ø Зрительно-моторная координация
Ø Различение букв, имеющих пространственные различия (р-ь, ш-щ, ь-ъ, к-ж и т.д.)
Ø Понимание квазипространственных (логико-грамматических) конструкций
Симптомы недостаточного развития компонента:
Ø Трудности ориентирования в пространстве листа
Ø Потеря строки при чтении и письме
Ø Нарушение порядка букв в словах при письме и чтении
Ø Трудности при написании букв, имеющих четкую пространственную ориентацию (е-э, б-д и т.д.)
Ø Зеркальное письмо и чтение
Ø Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно)
Ø Ошибки в количественном соотношении элементов (и-ш)
Ø Трудности в понимании пространственных и квазипространственных конструкций