Раздел 2. Организационно-методический

Рабочая программа дисциплины

 

«Литургика»

 

Курс

 

Направление подготовки: 033400 «Теология»

 

Профиль подготовки: «Практическая теология Православия»

 

Квалификация (степень) выпускника: «Бакалавр»

 

Хабаровск

 

2012

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки и учебного плана 033400 «Теология», по профилю «Практическая теология Православия»

 

 

Программу курса разработал иерей Александр Дружинин, преподаватель ______________

 

Рецензенты

______________________________________________________

                           (ФИО, должность, ученое звание) (подпись)

 

 

Программа рассмотрена на заседании кафедры

 

«____»____________2012 г., протокол № _____

 

Зав. кафедрой                                   Личная подпись                  ________________

                                                                                                                    (ФИО)

 

СОГЛАСОВАНО:

Проректор по научной работе  Личная подпись                 ________________

                                                                                                                                 (ФИО)

 

© Дружинин А., иерей

© ХДС РПЦ

Раздел 1. Пояснительная записка

Литургика – богословская наука о Богослужении Церкви Христовой. Эта наука получила название от слова «литургия», что в переводе с греческого языка означает «общественное дело», «общественная служба». В древние времена слово «литургия» употреблялось для обозначения совокупности богослужебных действий, обрядов и форм, т.е. всего Богослужения или отдельных его видов. Предметом изучения православной литургики являются содержание и формы христианского богослужения, в том виде и смысле, как их понимает и совершает Православная Церковь.

Под термином Богослужение понимается совокупность священнодействий и молитвословий, упорядоченных церковным Уставом, посредством которых православные христиане прославляют Бога, вступают в таинственное общение с Ним и получают освящающую благодать Божию, необходимую для прохождения христианской жизни, ведущей ко спасению.

Церковь Христова как "столп и утверждение истины" (1 Тим 3, 15), как "полнота Наполняющего все во всем" (Еф 1, 23) с самого начала своего бытия содержит в себе все необходимое для осуществления своей благодатной миссии в этом мире. Но богатое сокровище, вверенное Церкви ее Божественным Основателем, не оставалось в ней бездейственным. Посредством благовестия Святых Апостолов и проповеди их преемников Церковь возвещала, во что и как она верует, каков смысл и содержание вверенных ей истин Откровения. Это в одинаковой степени относится и к миссионерской деятельности Церкви и к устроению ее внутренней жизни. Иными словами, важнейшей задачей Церкви является помощь воспринявшим возвещенные истины веры сделать последние правилом своей жизни. О том же говорит и святой апостол Павел, указывая, что Господь установил различные служения "для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф 4, 12-13).

Созидание Тела, Глава Которого есть Христос, совершается не одним только благовестием, принятие которого полагает начало новой жизни уверовавших, жизни во Христе и со Христом. Чтобы быть живыми членами Тела Христова – Церкви – надлежит быть в тесном общении со Христом (Ин 15, 1-5) и от Его полноты почерпать "благодать на благодать" (Ин. 1, 16).

Созидание, о котором говорит святой апостол Павел, является непрерывным процессом, представляющим взаимодействие людей и все взращивающей силы Божией (1 Кор 3, 5-9). И только при условии тесного и согласного соработничества Богу можно становиться жилищем Духа Божия, святым храмом Божиим (1 Кор. 3, 16). Средоточием этого благодатного процесса является Богослужение.

В настоящем курсе литургики изучается Богослужение годового круга (двунадесятые праздники, службы Постной и Цветной Триоди).

Учебный предмет «Литургика» входит в перечень дисциплин для проведения итоговой аттестации специалистов в области православного богословия.

Раздел 2. Организационно-методический

2.1. Цели и задачи освоения дисциплины.

 

Курс предназначен для студентов 1 курса Хабаровской духовной семинарии и является продолжением дисциплины «Литургика», изучаемого студентами подготовительного отделения и подготовкой для изучения материала этой дисциплины 2 курса.

Целью изучения данной дисциплины в третьем и четвертом семестрах является содействие в достижении студентами Хабаровской духовной семинарии определенных общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций посредством изучения годового круга богослужения: истории и духовного содержания молитвословий двунадесятых праздников, их уставных особенностей, истории и смысла многодневных постов Православной Церкви, служб Постной и Цветной Триоди.

Достижение цели изучения данной дисциплины предполагает решение разноплановых задач.

Во-первых, необходимо показать историю установления служб годичного круга.

Во-вторых, раскрыть их значение, содержание и цель, объяснить богослужебные особенности.

В-третьих, показать особенности современной литургической практики в Русской Православной Церкви и дать рекомендации по их применению в приходском служении.

 

2.2. Место дисциплины в образовательной программе.

 

Дисциплина «Литургика» входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла и является составной частью модуля «Богослужебная практика Православия».

Предмет «Литургика», тесно связан с такими дисциплинами как «Практический курс богослужебного устава», «Литургическое богословие», «Введение в Литургическое предание», «Практикум церковного чтения»,  «Гомилетика», «Практическое руководство для пастырей» и «Пастырская эстетика».

Изучение курса литургики поможет студентам в формировании цельного представления о православном богослужении и применении своих знаний на практике.

 

2.3. Образовательные результаты (знания и компетенции)

 

Изучение дисциплины «Литургика» в богословской школе направлено на приобретение студентом следующих знаний и компетенций:

 

Знание и понимание
Знать: историю и богослужебные особенности служб годичного круга Православной Церкви; - современную литургической практику Русской Православной Церкви; - тропари, кондаки и величания двунадесятых праздников. Уметь: объяснить значение, содержание и цель совершения служб годичного круга; организовать богослужение - использовать соответствующие указания Типикона на практике. Владеть: навыками работы с богослужебными указаниями Устава, богослужебными книгами и вспомогательной литературой.

 

КОМПЕТЕНЦИИ
Общекультурные компетенции: - способность критически переосмыслить накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-2); - способность работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК-4); - способность приобретать и интерпретировать с использованием современных информационных и образовательных технологий новые знания по всем разделам теологии и смежных дисциплин (ОК-11); - способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной деятельности (ОК-16);
Профессиональные компетенции(по видам деятельности): Социально-практические: - способность использовать в практической деятельности знание о теологических основаниях, принципах, методах и различных формах этой деятельности; готовность участвовать в исследованиях практической деятельности конфессии и применять результаты этих исследований (ПК-7) Экспертно-консультативные: - способность подбирать, систематизировать и анализировать материал в соответствии с объектами профессиональной деятельности (ПК-8) Организационно-управленческие: - готовность к решению конкретных задач и участию в составе групп, реализующих различные виды профессиональной деятельности выпускника (ПК-12)
Профессионально-специализированные компетенции: - способность совершать богослужение (СК-16) -способность организовать разовое и регулярное богослужение (СК-17);

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: