Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах у детей и взрослых

Конфликт будет конструктивен, если он:

- раскрывает важную проблему;

- вовлекает индивидов в решение проблемы;

- дает выход скопившимся негативным эмоциям;

- помогает индивидам совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт.

Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах у детей Традиционные программы обучения «миролюбивому» поведению в конфликтах, в зависимости от возраста детей, могут включать в себя обсуждение деструктивных и конструктивных стратегий взаимодействия в конфликтах, негативных последствий использования силы и преимуществ переговорных моделей, а также практические формы активного обучения. Формирование отношений в группе следует с достаточно раннего возраста.

Уже у годовалых детей фактически возникают противоречия между потребностями собственного «Я» и потребностями другого, вызывающие конфликтные ситуации. В этот период «конфликты», возникающие между детьми, довольно типичны: дети не могут поделить понравившуюся им игрушку, даже если в руках у них одинаковые предметы, они стремятся к обладанию «чужой вещью»; дети бьют или толкают друг друга, часто просто с целью привлечения внимания партнера.

Японские воспитатели успешно использовали приемы игрового научения детей рукопожатию и просьбе об игрушке, понравившиеся детям и заменившие прежние «конфликтные» формы их взаимодействия. С двухгодовалого возраста идет «языковое» освоение конфликта, детей учат выражать свое мнение и свои потребности в конфликтных ситуациях словами, постепенно формируя у них навыки конструктивного взаимодействия.

В более старшем возрасте проблемы во взаимодействии детей, равно как и в работе воспитателей с детьми, могут возникать вследствие того, что дети не выполняют свои обязанности в группе, не соблюдают принятые нормы и правила поведения и т. д. По мнению японских воспитателей, в таких случаях целесообразно устраивать обсуждение возникших конфликтных ситуаций. Фактически детей учат анализировать конфликты, понимать причины их возникновения и искать конструктивные способы выхода из сложных ситуаций взаимодействия. В четырехлетнем возрасте дети в состоянии распределять обязанности по группе (уборка со стола, передвижение стульев и т. д.), обсуждать и договариваться о порядке их выполнения.

Понятно, что однажды успешно разрешенная конфликтная ситуация никак не исключает вероятность повторного возникновения конфликтов, и воспитатели повторяют свои действия раз за разом, веря в то, что в конечном счете это непременно приведет к закреплению у детей навыков конструктивного взаимодействия в трудных ситуациях человеческого общения.

Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах у взрослых
Стоит отметить, что конструктивный потенциал, заложенный в конфликтной ситуации, реализуется только в том случае, если участники конфликта сумеют грамотно разрешить те противоречия, которые лежат в основе конфликта. Иными словами, если они могут объективно оценить сложившуюся ситуацию, на основе этой оценки сформировать у себя позитивное отношение к конфликту и выбрать один из способов его эффективного разрешения. Поможет им в этом овладение конфликтологической компетентностью.

Конфликтологическая компетентность - важнейшая характеристика личности и профессионализма современных специалистов, в том числе, и аудиторов. В профессиональной деятельности аудиторов довольно часто возникают межличностные конфликты, которые связаны с тем, что с выводами аудиторских проверок не согласны сотрудники проверяемых подразделений, потому что позиция аудиторов беспристрастна, в то время как сотрудники подразделений являются заинтересованными лицами.

Зачастую по итогам деятельности аудиторов следуют определенные наказания и санкции сотрудников, что также может привести к конфликтам в банке.

Существует несколько стратегий поведения в конфликтных ситуациях: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание. Не существует однозначно хороших или плохих, правильных или неправильных стратегий поведения. Каждая из стратегий может оказаться конструктивной в той или иной конфликтной ситуации. Все будет зависеть от множества факторов: особенностей конкретной ситуации, личностных характеристик ее участников, количества времени на ее решение и т. д.

Однако практически все специалисты-конфликтологи считают, что самая перспективная стратегия поведения в конфликте – это сотрудничество. Выбирая эту стратегию, участники конфликта, в первую очередь, не боятся того, что возникла спорная ситуация. Они всегда стремятся к тому, чтобы были учтены интересы обеих сторон, и все оказались в выигрыше. Использование данной поведенческой стратегии требует от человека умения выслушать партнера по общению, обязательно учесть его точку зрения, ни в коем случае не переходить к обвинениям и оскорблениям.

Сотрудничество, партнерство в конфликте основано на взаимном доверии, понимании и уважении. Главный итог такого поведения в конфликте – это не только его разрешение, но и сохранение долгосрочных, стабильных и прочных отношений в коллективе.

Однако нужно понимать, что сотрудничество при разрешении конфликтной ситуации всегда требует достаточно много времени. Поиск решения, которое устраивало бы обе стороны, может быть очень трудным, особенно в том случае, если противоположная сторона не настроена на партнерские отношения в конфликте.

Сотрудничество в конфликте предполагает необходимость отбросить эмоции и настроиться на переговоры с оппонентом. Не нужно бояться открыто обсуждать возникшие противоречия с противоположной стороной. Для участников конфликта важно предлагать как можно больше альтернативных вариантов решения спорной ситуации и обязательно внимательно рассматривать и анализировать каждый из них с целью поиска оптимального решения.

Таким образом, самое важное при реализации стратегии сотрудничества в конфликте – установка на паритетные, равные отношения с оппонентом. Важно стать именно равными партнерами, которые представляют интерес друг для друга, а не противниками.

Умение грамотно решать организационные конфликты поможет любому человеку эффективно общаться не только в его профессиональной деятельности, но и конструктивно управлять конфликтами в собственной жизни, семье.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: