Автомобильные топлива и масла получают двумя способами:
Прямая перегонка.
Крекинг.
- 8 -
1. Прямая перегонка нефти или дистилляция (стекание каплями) – это разделение нефти на фракции, отличающиеся по составу. Фракция – составная часть нефти с одинаковыми свойствами (температурой кипения, плотностью), которая выделяется при перегонке.
Рисунок 2.1. Принципиальная схема прямой перегонки бензина в атмосферно-вакуумной установке
1 – трубчатая печь; 2 – теплообменник; ректификационная колонна; 4 – конденсатор; 5 – сепаратор; 6 – сборник соляра; 7 – вакуумная колонна.
Принцип прямой перегонки нефти (см. рис 2.1) заключается в следующем:
1. Нефть нагревается до температуры 330 – 350 оС в трубчатой печи 1. Здесь образуется смесь паров нефти и неиспарившегося жидкого остатка;
2. Далее пары нефти и жидкий остаток направляются в ректификационную колонну 3 с теплообменниками 2. В колонне происходит разделение паров нефти на фракции (бензин, лигроин, керосин, газойль, солярку).
|
|
3. Неиспарившийся жидкий остаток отделяется от паров и в виде мазута (60 -80 % от массы нефти) отводится в трубчатую печь 1 и в вакуумную колонну 7 для получения масел.
4. В вакуумной колонне происходит разделение мазута на составляющие фракции (лёгкие, средние, тяжёлые масла и масла для двигателей), а оставшийся в результате переработки
мазута гудрон отправляется потребителю. Итак, в результате прямой перегонки получают такие нефтепродукты, как:
• Бензин (температура кипения tкип = 40 … 200оС)
• Лигроин (tкип = 110…230оС)
• Керосин (tкип = 140… 300оС)
• Газойль (tкип = 230…330оС)
• Солярка (tкип = 280 …350оС)
• Различного рода масла.
Лигроин (тяжёлый бензин) имеет более высокую плотность; используется как ДТ в тяжёлой технике и сельскохозяйственных машинах, а так же в качестве сырья для получения высокооктановых бензинов.
Газойль – промежуточный продукт между керосином и смазочным материалом – также является сырьем для получения высокооктановых бензинов.
Преимущество прямой перегонки нефти заключается в получении топлива с высокой химической стабильностью, т. е. способностью не окисляться.
- 9 -
2. Крекинг – разложение молекул сложных углеводородов в условиях высоких температур (500…550оС) и давлений (5…20 МПа). Существуют следующие виды крекинга:
1. Термический крекинг. Был разработан в России Шуховым в 1891 году, но впервые применён в США. Сырьём для него служат мазут, керосин, газойль. В результате крекинга при t = 500…550оС и р = 5 МПа получают бензин с ОЧ = 66…72.
Недостаток:
• Низкое октановое число;
• Низкая химическая стабильность, т. е. такой бензин легко окисляется. В результате появляется необходимость применения присадок, которые снизят процесс окисления, что экономически невыгодно. (В качестве присадок используют древесно-смольный антиокислитель и антиокислитель ФЧ – 16)
|
|
2. Каталитический крекинг (см. рис. 2.2) Этот вид крекинга осуществляется с использованием катализатора, который ускоряет процесс разложения молекул сырья. В качестве сырья используют газойль и солярку, из которых в присутствии
алюмокобальтомолибденового катализатора получают бензин А 76 и А 80. Преимущество:
• В результате образуются изопарафиновые и ароматические углеводороды, наличие которых повышает ОЧ и химическую стабильность бензина.
3. Риформинг – один из видов каталитического крекинга. Его проводят в среде водородосодержащего газа при t = 480…540оС и р = 4 МПа в присутствии молибденового или платинового катализатора. В качестве сырья используют бензин с низким октановым числом, получают бензины марок А92, А95, А98.
Рисунок 2.2. Принципиальная схема каталитического крекинга
1 – печь для нагрева сырья; 2 – испаритель; 3 – бункер с катализатором; 4 – реактор; 5 – генератор;
6 – ректификационная колонна; 7 – газосепаратор.