Антипенные свойства моторных масел

Во время работы двигателя масло непрерывно взбалтывается и разбрызгивается, в результате в масло попадает воздух, отработавшие газы. Выходя из масла, пузырьки воздуха образуют обильную пену. Образование пены является нежелательным, т.к.:

• ухудшается смазывание деталей,

• увеличивается расход масла,

• уменьшается надёжность подачи масла, т.к. вместе с ним подаётся и большое количество воздуха.

Способность масла противостоять образованию пены, называется антипенными

свойствами, которые масло приобретает благодаря введению специальных присадок.

Противокоррозионные свойства моторных масел

В результате окисления масла образуются кислые продукты, которые вызывают коррозию металлических поверхностей, особенно из цветных металлов.

Степени коррозионности масел оценивается по потере масс пластинки (чаще всего

свинцовой), выраженной в г/м2. Наиболее распространён метод Пинкевича, по которому 80 граммов масла (t = 140 ºC) заливается в пробирку, которая устанавливается в специальный прибор. В пробирку помещается предварительно взвешенная пластинка. В течение 50 часов пластинка с помощью стальной проволоки, соединённой с КШМ, периодически приподнимается и опускается в масло (15 раз в минуту). Затем пластинку сушат и снова взвешивают.

Далее подсчитывают коррозионность моторного масла:

q1– масса пластинки после испытания, г; F- площадь пластины, м2. По ГОСТу коррозионность моторного масла должна составлять 10…30 г/м3.

Защитные свойства моторных масел

При воздействии влаги на металлические поверхности, они подвергаются электрохимической коррозии, т.е. «ржавчине».

Способность масла защищать металлические поверхности от электрохимической коррозии называется защитными свойствами. Наиболее сильно электрохимическая коррозия проявляется при длительном нахождении автомобиля во влажной атмосфере.

Если в масло добавлены ингибиторы коррозии – вещества, препятствующие действию влаги – то такое масло приобретает рабоче-консервационные свойства. Рабоче-консервационные масла не сливаются перед постановкой автомобиля на хранения и не заменяются.

Лекция 15

Тема 2.2. Моторные масла

Иметь представление о старении моторных масел.

Иметь представление о присадках к моторным маслам.

Знать причины старения, показатели предельного состояния и сроки замены моторных масел.

Процесс старения масла и сроки его замены.

Старением масла называют изменение свойств масла при его работе в двигателе. Эти изменения могут быть качественными и количественными.

- 33 -


Качественные изменения – это химические превращения в масле с образованием смолистых отложений, углеродистых (сажистых) соединений, органических кислот. Для моторных масел также характерно загрязнение продуктами износа поверхностей трения, а также пылью, попадающей вместе с воздухом. Из-за наличия в масле металлосодержащих присадок, в нём со временем могут образовываться отложения, которые уменьшают отвод тепла, что в свою очередь может привести к перегреву деталей и возникновению калильного зажигания и детонации. В работавшем масле накапливается вода (при сгорании 1 кг топлива образуется до 1,2…1,4 кг водяных паров), что увеличивает коррозионность масла и ухудшает его смазывающие свойства. Если двигатель работает на этилированном бензине, то в масло могут попадать соединения брома, свинец.

Количественные изменения масла – это его уменьшение за счёт испарения, утечек и угара в процессе работы.

В результате старения масло темнеет, в нём увеличивается содержание механических примесей. При использовании масла, содержащего большое количество загрязняющих веществ, быстро образуются нагары и лаковые отложения, что в конечном итоге приводит к пригоранию поршневых колец. При этом увеличивается прорыв газов в картер, растут расход масла и износ деталей цилиндропоршневой группы, снижается мощность и экономичность двигателя. Нагары и лаки приводят к перегреву двигателя, что в свою очередь, ускоряет процессы окисления топлива и образования взрывоопасных перекисей, вызывающих детонацию.

По этим причинам необходимо осуществлять контроль за состоянием масла в двигателе и своевременно менять отработавшее масло на свежее. Пригодность масла к использованию определяется значением вязкости, уровнем загрязнённости механическими примесями и водой, ДС. Пробу масла отбирают из картера не позднее 30 мин после остановки двигателя. Щуп уровня масла вынимают из отверстия, в него вставляют пробоотборник на глубину 3…5 см ниже уровня масла и отбирают пробу для исследования.

По результатам испытаний были установлены показатели предельного состояния качества масла, так называемые браковочные показатели; при достижении хотя бы одного из них масло считается непригодным (см. табл. 15.1).

Таблица 15.1




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: