Назначение присадок к моторным маслам заключается в улучшении природных качества масел (вязкостных, смазывающих, противоизносных), а также в придании маслам свойств, им не присущих («моющих», антикоррозионных, антиокислительных, противопенных).
Различают следующие виды присадок:
• Вязкостные присадки (полиизобутилен). Обладают высокой загущающей способностью. Для получения масла с хорошими вязкостными свойствами используют маловязкие (γ100 =
5 мм2 /с) масла, к которым добавляют загущающую присадку. Такое масло называется «загущённым» (ИВ = 115…140).
• Депрессорные присадки. Эти присадки понижают температуру застывания масла, что позволяет использовать их зимой при низких температурах.
• Моющие присадки (зольные и беззольные). Препятствуют образованию смолистых соединений и их прилипанию к нагретым частям двигателя, т.е. лакообразованию.
• Антиокислительные присадки (ДФ – 11, ИП – 22, ИХП – 21). Увеличивают химическую стабильность масла, т.е. препятствуют окислению масла до образования смолистых соединений и образованию нагара.
|
|
• Антикоррозионные присадки. В их состав входят фосфор, сера, которые, вступая в химическую реакцию с металлом, образуют на поверхности деталей прочные плёнки, защищающие металлическую поверхность от коррозии.
• Противоизносные присадки. Содержат соединения с хлором, фосфором и серой, которые вступают в реакцию с металлом и образуют на поверхности деталей плёнку, разделяющую поверхности трения и износа.
• Противопенные присадки (кремнийорганические кислоты). Их действие основано на разрушении пузырьков воздуха, образующихся в масле
Присадки к моторным маслам являются многофункциональными, т. е. улучшают качество масла сразу по нескольким направлениям.
Лекция 16
Тема 2.2. Моторные масла
Знать отечественную и зарубежную классификацию моторных масел по уровню
эксплуатационных свойств, классу вязкости, ассортимент и маркировку моторных масел, и их
применение.
Ассортимент моторных масел
Существуют следующие виды моторных масел:
1. С улучшенными эксплуатационными свойствами:
• загущённые масла (облегчают пуск двигателя в холодное время года, снижают износ двигателя при пуске, их можно применять всесезонно и в условиях Крайнего Севера)
• долгоработающие масла (срок их замены увеличен до 20…25 тыс.км пробега за счёт эффективных присадок)
• универсальные (единые) масла (могут применяться как для карбюраторных, так и для дизельных двигателей).
• рабоче-консервационные масла. (Содержат антикоррозионные присадки. Эти масла не сливают перед постановкой автомобиля на хранение и не заменяют перед последующей его эксплуатацией)
2. Перспективные:
• антифрикционные масла (обладают повышенными противоизносными свойствами)
• синтетические масла (могут работать в б о льшем диапазоне температур, обладают повышенными смазывающими свойствами)
• полусинтетические.
- 35 -