Контрольные вопросы и задания

1. Назначение и требования к моторным маслам.

2. Какие свойства моторных масел обеспечивают надёжную работу моторных масел?

3. Что происходит в трёх рабочих зонах двигателя, и какие присадки вводят в моторные масла для улучшения их качества?

4. Что вы знаете о старении масла и сроках его замены? По каким показателям судят о необходимости замены масла?

5. Как и по каким показателям качества моторного масла осуществляют диагностику двигателя?

6. Ассортимент и классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам и классу вязкости.

7. Зарубежная классификация моторных масел АР I, ACEA, SAE.

8. Как определить предполагаемую марку неизвестного масла по показателям качества?

9. Ответьте на вопросы тестового задания (см. Приложение 1, таблицы П1.7,П1.8).

Лекция 18

Тема 2.3. Трансмиссионные масла

Знать назначение, требования и режимы работы трансмиссионных масел, Вязкостно-

температурные, смазывающие и защитные свойства масел, классификацию масел по уровню

эксплуатации, классу вязкости, маркировку трансмиссионных масел.

Назначение, режимы работы и эксплуатационные требования к трансмиссионным маслам

Трансмиссии автомобилей подразделяются на:

• Механические (сцепление, КПП, ведущий мост, карданный вал, раздаточная коробка). Принцип их работы заключается в том, что усилие передаётся с помощью различного рода передач (зубчатых, червячных).

• Гидравлические (гидромуфты, гидродинамические КПП, насосы). Принцип работы таких трансмиссий состоит в том, что крутящий момент от ведущего вала к ведомому валу передаётся с помощью жидкого рабочего тела.

Назначение трансмиссионных масел заключается в смазывании передач различного типа (зубчатых, червячных, гипоидных), редукторов и других деталей трансмиссии, механизмов рулевого управления. Кроме того, трансмиссионные масла являются рабочим телом в гидравлических трансмиссиях. Трансмиссионные масла выполняют те же функции, что и моторные масла, т.е. смазывание и уменьшение износа трущихся деталей, отвод тепла и предохранение деталей от коррозии. Кроме основных, трансмиссионные масла выполняют также ряд дополнительных функций: уменьшение потерь энергии на преодоление трения, снижение шума, снижение ударных нагрузок и поглощение вибраций, уплотнение зазоров.

Физико-химические свойства трансмиссионных масел приводятся в таблице приложений П 2.6.

Трансмиссионные масла работают в специфических условиях. Существует 3 режима работы трансмиссионных масел:

1. Температурный режим. Температура масла меняется т температуры окружающего

воздуха до температуры в точках контакта шестерён. Различают следующие температуры:

Минимальную температуру, т.е. температуру масла в момент трогания с места. Она равна температуре окружающего воздуха (до – 60 ºC).

Максимальную температуру, т. е. температуру масла в точках контакта зубьев шестерён (до 300 ºC).

Среднюю температуру, т. е. наиболее вероятную в процессе работы (80…100 ºC).

- 40 -


2. Скоростной режим. Скорость скольжения в различного рода передачах лежит в пределах от 1,5 (в конических передачах) до 25 м/с (в гипоидных передачах).

3. Нагрузочный режим. Удельные нагрузки на поверхности зубьев 0,5 до 4 ГПа (б о льшие значения относятся к гипоидным передачам).

Высокие температуры вызывают интенсивное окисление и термическое разрушение углеводородов масла. Высокие удельные нагрузки обычно приводят к тому, что при пуске, и даже при устоявшейся температуре, наблюдается недостаточное смазывание (граничное, а не жидкостное, когда трущиеся поверхности полностью разделены плёнкой смазочного материала). В результате возникает задир и усталостное выкрашивание зубьев шестерён. Высокие скорости скольжения приводят к повышению температур в зонах контакта деталей, а это в свою очередь может привести к снижению вязкости масла.

Поэтому к эксплуатационным свойствам трансмиссионных масел предъявляют повышенные

требования:

• Не изменять свойства под действием температуры и времени;

• Не содержать механических примесей, воды и коррозионно-активных соединений (снижение механического и химического износа деталей)

• Не разрушать резиновые уплотнения;

• Обладать высокой смазывающей способностью, хорошими противозадирными свойствами;

• Обладать хорошими вязкостно-температурными характеристиками (обеспечение лёгкого пуска, особенно при низких температурах).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: