Пуск дизеля осуществляется электростартером или сжатым воздухом. Обе системы пуска действуют независимо одна от другой. В судовых условиях основной системой пуска может быть воздушная, а резервной – электрическая.
Действие системы пуска сжатым воздухом заключается в следующем (см. рисунок 4).
Рисунок 4 – Схема воздушной системы пуска
Сжатый воздух давлением 5,0…6,0 МПа, пройдя из баллонов 1 через кран 4, поступает в воздухораспределитель 5. Отсюда поочередно, в соответствии с порядком работы цилиндров дизеля, сжатый воздух в начале такта расширения поступает к пусковым клапанам 2, установленным в головках цилиндров, далее, действуя на поршни, воздух приводит во вращение коленчатый вал.
ПОДГОТОВКА К ПУСКУ
Пуск дизеля разрешается производить при температуре дизеля, масла и охлаждающей жидкости не ниже 8° С.
Если температура воздуха ниже 8°С, то необходимо залить в дизель подогретые до 70—80°С масло и охлаждающую жидкость и примените пусковые приспособления 5ПП-40А, или ПЖД-44.
|
|
Подготовку к пуску после монтажа или длительной стоянки необходимо осуществлять в такой последовательности:
смазать маслом штоки впускных и выпускных клапанов;
провернуть коленчатый вал на три оборота;
установить рукоятку в положение пуска (вертикально), рукоятку выключения рейки в рабочее положение, а рукоятку задатчика частоты вращения повернуть на пять оборотов от начального положения по направлению движения часовой стрелки;
установить рукоятку муфты сцепления в нейтральное положение;
проверить наличие масла в поддоне, топливном насосе, регуляторе, ванне воздухоочистителя и охлаждающей жидкости в расширительном бачке и радиаторе;
открыть кран на топливоподводящем трубопроводе и прокачать систему топливом до появления сплошной струи топлива со сливного трубопровода на топливном фильтре;
проверить сопротивление изоляции электрического оборудования, которое должна быть не менее 0,3 МОм;
произвести наружный осмотр агрегата (обратить внимание на отсутствие посторонних предметов на дизеле);
проверить работу электростартера, маслопрокачивающего насоса, воздухоподогревателей;
открыть приемный клапан охлаждающей воды внешнего контура.
ПУСК ДВИГАТЕЛЯ
Повседневный пуск и прогрев (без наличия длительного перерыва в работе) осуществляется следующим образом.
Пуск агрегата может осуществляться как сжатым воздухом, так и электростартером. При выполнении этой лабораторной работы пуск осуществляется электростартером. Пуск электростартером необходимо осуществлять в следующем порядке:
|
|
включить выключатель в цепи аккумуляторных батареи;
нажать кнопку «Прокачка» и держать включенной, пока давление в системе смазки не поднимется выше 98 кПа (1,0 бар);
не отпуская кнопки «Прокачка», нажать кнопку «Стартер» и держать включенной, пока дизель не заработает, но не свыше 12 с. Повторные включения электростартера проводить с перерывом 60 с.
При затруднительном пуске дизеля проверить исправность воздухоподогревателя и отвернуть на три оборота гильзу с упором топливного насоса;
после пуска установить гильзу в исходное положение;
после пуска дизеля установить рукояткой управления частоту вращения коленчатого вала 800—1000 об/мин;
выключить выключатель в цепи аккумуляторных батарей.
Если пуск проводится впервые после монтажа или после длительного бездействия, то через 2 мин после пуска обязательно проверить уровень масла в поддоне дизеля;
обратить внимание на показания приборов;
давление масла должно быть не менее 196 кПа (2 бар);
давление воды во внешнем контуре должно быть не менее 9,8 кПа (0,1 бар);
прогреть дизель до достижения температуры масла 30° С;
повысить частоту вращения до номинальной.
Если температура масла и охлаждающей жидкости поднялась до 35° С и давление масла не ниже 245 кПа (2,5 кгс/см2), то двигатель готов к постепенному приему нагрузки.
Если температура смазочного масла и охлаждающей жидкости поднялась до 80°С, включить электромотор вентилятора (при наличии воздушного охлаждения).
При температуре масла и охлаждающей жидкости 40°С разрешается нагружать дизель до номинальной (полной) мощности.
Экстренный пуск и прием нагрузки подготовленного к работе агрегата производится в особых случаях (при возникновении аварийной ситуации) в следующем порядке:
включить выключатель в цепи аккумуляторных батарей;
нажать кнопку «Прокачка» и держать включенной 5—10 с, после чего отпустить;
одновременно нажать кнопку «Пуск» или открыть кран пуска воздухом;
после пуска агрегата кнопку отпустить или закрыть кран;
повысить частоту вращения до номинальной. На главном судовом дизеле включить муфту при частоте вращения 600—800 об/мин;
включить минимально необходимую нагрузку;
после устранения аварийной ситуации немедленно снять нагрузку и, если работа агрегата необходима, руководствоваться указаниями повседневного пуска и прогрева. Если агрегат необходимо остановить, то после снятия нагрузки надо дать проработать ему вхолостую 5—10 мин для охлаждения.
В экстренных случаях разрешается включать или выключать реверс-редуктор или муфту сцепления при номинальной частоте вращения коленчатого вала.
Экстренные пуски (пуски без прокачки системы смазки и прием нагрузки без прогрева дизеля) крайне отрицательно сказываются на ресурсе и нормальной работе агрегата. Поэтому, обо всех случаях экстренного пуска, приема нагрузки и включения муфты сцепления или реверс-редуктора при номинальной частоте вращения надо сделать отметку в формуляре агрегата.
Ввиду возникновения резонанса крутильных колебаний валопровода судна при работе ДГА50-9 при частоте вращения 600—800 об/мин, диапазон указанных частот надо проходить быстро (не более 60 с).
Запретные частоты вращения агрегата ДГА-48М находятся в диапазоне 650—750 об/шин.
При пуске или остановке дизель-генераторов в диапазоне частоты вращения 300—600 об/мин может возникнуть резонанс от крутильных колебаний, сопровождающийся шумом в районе подшипников генератора. Этот диапазон не рабочий и возникший шум не опасен.