Во время работы агрегата необходимо вести наблюдение за показаниями приборов на щите приборов или на дистанционном щите контроля и управления, за уровнем масла в поддоне и охлаждающей жидкости в расширительном бачке и радиаторе.
При номинальной мощности показания приборов должны находиться в пределах, указанных в таблице 1.
Таблица 1.
Величины показаний приборов на номинальной нагрузке.
Показатели | Водо-водяная система охлаждения | Водо-воздушная система охлаждения | ||
рекомендуемые | Допускаемые | рекомендуемые; | Допускаемые | |
Давление масла, кПа (кгс/см2) Температура масла, °С Температура охлаждающей жидкости внутреннего контура, °С Давление воды внешнего контура, кПа (кгс/см2) | 245—490 (2,5-5) 70—90 80—90 19-78 (0,2—0,8) | 196—686 (2-7) 100 98 9,8-118— (0,1-1,2)- | 245—490 (2,5-5) 70—90 80—90 | 196—686 (2-7) 100 105 |
При работе с креном или дифферентом нужно следить за уровнем масла в ванне воздухоочистителя.
При полностью заряженных аккумуляторных батареях (сила тока ниже 1 А) отключить зарядный генератор выключателем шунта на щите контрольных приборов. На автоматизированных и главных судовых дизелях выключатель в цепи аккумуляторных батарей должен быть постоянно включен, так как в противном случае не сработает автоматика или предельный выключатель.
Нельзя допускать перегрузки агрегата более чем на 10% от номинальной мощности. Повторные перегрузки агрегата можно производить не ранее чем через 6 ч. Суммарное время работы при перегрузках не должно превышать 10% от суточной продолжительности работы агрегата.
В зависимости от марки топлива и масла, чистоты фильтра на впуске и величины нагрузки выхлопные газы дизеля могут иметь окраску от бесцветной до темно-серой.
Не рекомендуется длительная работа агрегата на малых нагрузках, при температуре масла и охлаждающей жидкости ниже 60° С.
Длительная работа на малых нагрузках приведет к переохлаждению агрегата, повышенному образованию нагара и шлама, закоксованию поршневых колец, втулок рабочих клапанов, сопел форсунок и др.
Не разрешается непрерывная работа на холостом ходу продолжительностью свыше 30 мин.
При промывке бумажного топливного фильтра, при разборке разобщительного клапана или клапана маслозакачивающего насоса надо следить, чтобы не выпал из гнезда шарик или клапан.
Ресурс непрерывной работы—100 ч (агрегата ДГА-48М, а ДГА-72М — 200 ч, К-470 и К-970 — 500 ч).
Обслуживание при кратковременной остановке
Агрегат должен быть постоянно готов к немедленному пуску.
Для этого все рукоятки управления должны находиться в рабочем положении. Масло и охлаждающая жидкость должны быть залиты до рабочих уровней, аккумуляторные батареи должны быть заряжены.
Автоматизированный по второй или третьей степени агрегат должен находиться в горячем резерве, для чего подогреватели масла и охлаждающей жидкости должны быть включены, выключатель автоматики на пульте должен быть включен.
Не менее, чем за 1 ч до пуска должны быть также включены подогреватели на агрегатах, где они предусмотрены.
Если дизель или дизель-генератор, в том числе и автоматизированный, находится в бездействии более 10 суток, но не более трех месяцев, надо пустить его и проработать 10 мин. Обработанные наружные части смазать маслом.
Обслуживание при продолжительной остановке. Если дизель должен бездействовать более трех месяцев, его необходимо законсервировать, закрыть приемный кингстон, слить воду из внешнего и внутреннего контуров системы охлаждения (краники и пробки оставить открытыми), рукоятки управления и выключения поставить в положение «Стоп» или выключить.
Произвести обслуживание щитов и устройств автоматики, генераторов согласно указаний инструкций по их обслуживанию. Зарядить аккумуляторные батареи.
Обслуживание при зимней эксплуатации
При эксплуатации агрегата в условиях отрицательных температур окружающей среды во внутренний контур системы охлаждения залить антифриз, топливную систему заправить зимним или арктическим топливом, а в масляную систему залить основной сорт масла или масло марки МТ-14П.
Аккумуляторные батареи перевести на режим работы в зимних условиях (залить электролит плотностью 1,25—1,29 г/см3 при 15° С).
Для быстрейшего прогрева агрегата с водо-воздушной системой охлаждения необходимо частично прикрыть со стороны всасывания брезентовым чехлом вентилятор системы охлаждения. Трубопроводы, масляный и водяной радиаторы надо утеплять подручными материалами (вата, ватин или изготовить специальный капот).
После остановки дизеля необходимо слить масло и охлаждающую жидкость. Масло надо слить сразу, а охлаждающую жидкость — после того, как ее температура понизится до 70° С.
Необходимо оставить открытыми пробки и краники на водяных насосах, блоке, водяном холодильнике, бачке подогрева воды и масла и др.
Слить воду из насоса установки ДНУ 120/70 через два отверстия в нижней части насоса, закрытые пробками.