В результате проведенной постановочной работы и репетиционного процесса было подтверждено, что применение хореографических методик существенно повышает уровень развития профессиональных танцевальных навыков. Кроме того, правильно выстроенный подход в работе, способствует развитию волевых качеств обучающихся – настойчивости, решительности, самостоятельности, выносливости, самодисциплине, самостоятельности и целеустремленности.
По результатам проведенной постановочной работы над танцем фолк-модерн были предложены методические рекомендации по развитию волевых качеств исполнителей в процессе постановочной работы, в основу которой включены следующие принципы.
• Принцип наглядности и личного примера педагога, или выдающегося деятеля искусств, как стимуляция обучающихся на достижения таких же высот.
• Принцип доступности способствует постановке интересных и необычных задач репетиционной деятельности, соответствующих их силам, которые впоследствии могут быть осложнены, тем самым стимулируя обучающихся для их преодоления.
• Принцип гуманности, который заключается в вере в доброе начало, которое заложено природой в каждом обучающемся, отсутствием давления на его волю; условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого обучающегося, его самореализации и самоутверждения.
Условиями развития волевых качеств обучающихся являются:
- продуманный и четко спланированный режим и распорядок дня;
- личный пример педагога дополнительного образования в обязательном отношении к делу;
- преодоления сравнительно незначительных трудностей, ведущих к достижению цели;
- регулярное выполнение заданий, предусмотренной образовательной программой на протяжении всего обучения, вырабатывается стойкая установка на обязательное отношение к занятиям хореографией, формирует привычку доводить его до конца, не останавливаясь перед возникающими трудностями;
- ясная мотивация.
Таким образом, занятия хореографией, а в особенности современным танцем являются дополнительными условиями для развития и формирования волевых качеств у обучающихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического исследования и постановочной работы были получены следующие результаты:
1. Воспитание воли – это механизм самовоспитания. Хореографические занятия пробуждают активность учащихся в процессе обучения и воспитания, формируют у них умение к самовоспитанию. К волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся: целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность. О том, что волевые свойства у учащихся сформированы можно говорить, когда они способны к таким действиям, как: преодоление трудностей; выполнение не тех действий, которые они хотят совершать, а тех, что нужно выполнять.
2. Фолк-модерн танец, который является синтетическим феноменом постмодернистской хореографии, сочетает в себе технические возможности танца модерн и движения и пластические мотивы народно-сценической хореографии. В центре него находится тело человека. Синтез рождается в телесном эксперименте над идеей «фолк». Фолк-модерн отражает становления танца через не танцевальное и с помощью этого не танцевального как итог репрезентации чистого телесного опыта. Технический уровень фолк-модерн танца, с одной стороны представляет собой обширное пространство техник танца модерн и contemporary, с другой – менее значительное представительство собственно фольклорного материала. В рамках фолк-модерн танца мы имеем дело, как с продолжением технических традиций танца модерн, так и с отрицанием фольклорных традиций. Язык хореографического текста в данной ситуации представляется как поле всех креативных идей, а «фолк» оказывается содержательной и уникальной практикой. Хореограф имеет неограниченную свободу выбора методов и приемов для собственного творчества, что определяет многообразие трансформаций фольклорного материала.
3. Благодаря занятиям по современному танцу, приобретаются волевые усилия, связанные с преодолением опасности и риска у «танцовщиков» во время репетиций и выступлений, а также волевые усилия при мышечных напряжениях «танцовщиков». Способность обучающегося проявлять усилия воли на занятиях по современному танцу, связаны с преодолением существенных сложностей, представляющих собой черту нравственного характера, измерителем, с помощью которого и окружающие, и сам ученик оценивает свое индивидуальное достоинство. Репетиционное занятие по фолк-модерн танцу является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность обучающегося, формирует у него личностные качества: силу, выносливость, смелость, волю, ловкость, трудолюбие, упорство, целеустремленность, инициативность, решительность.
4. Проведенная постановочная работа показала, что формирование волевых качеств эффективно осуществляется в процессе занятий современным танцем, так как репетиционная деятельность способствует развитию силы воли обучающихся, а также приобретаются необходимые волевые качества для творческого и личностного роста. Совместное участие педагога-хореографа и учащихся в творческом процессе над созданием современного танца в направлении фолк-модерн, расширяет сферу их интересов, стимулирует к качественной и продуктивной работе, способствует развитию волевых качеств, а так же развивает эстетическое восприятие. Репетиционные занятия развивают у обучающихся такие качества воли, как чувство ответственности, настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность и целеустремленность. В связи с этим, возрастает ценность и значимость деятельности педагога-хореографа в условиях хореографического коллектива.
5. Лексика современного танца позволяет создать хореографическое произведение, которое несет в себе актуальные и волнующие мысли. Постановки в современном направлении, отличаются своей многогранностью образов и сюжетов, способствуют формированию и развитию у обучающихся волевых качеств личности, необходимых для творческой деятельности. Жанры современного танца располагают неограниченным количеством лексических приемов, средств выразительности и драматургических решений, что позволяет создать оригинальное хореографическое произведение.
Таким образом, поставленная в исследовании цель достигнута, задачи решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие/ Г. С. Абрамова. - М.: Академ. Проект, 2011. - 702 с.
1. Баллон, А. Психическое развитие ребенка [Текст]: учебное пособие/ А. Баллон. - М.: Просвещение, 2009. - 194 с.
2. Бахтина, О. И. Информатизация гуманитарного образования [Текст]: учебник для вузов/ О. И. Бахтина. - М.: Педагогика, 1990. - 122-125 с.
3. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст]: учебник для вузов/ В. П. Беспалько - М.: Педагогика, 1995. - 336 с.
4. Брихцин, М. В. Воля и волевые качества. Психология личности [Текст]: учебное пособие/ М. В. Брихцин. - М.: Просвещение, 2010. - 220 с.
5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст]: учебное пособие / Л. И. Божович. - М.: Издательство «Институт практической психологии», - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -342-352с
6. Васенина, Е. Современный танец постсоветского пространства [Текст] / Е. Васенина. - М.: Редакция журнала «Балет». 2013. - 5 с.
7. Вестник Академии Русского Балета имени А. Я. Вагановой. – СПб.: Академия Русского Балета имени А. Я. Вагановой, 2008 №2 (20). – 82-83 с.
8. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. М. В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2010 — 256-258 с.
9. Выготский, Л. С. Психология [Текст]: учебное пособие/ Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. - 500-511 с.
10. Гиглаури, В. Как я понимаю модерн [Текст] / В. Гиглаури // Танцевальный Клондайк. - М.: Владос, 2000. - 308 с.
11. Грицанов, А. А. Постмодернизм [Текст] / А. А. Грицанов, М. А. Можейко. – М.: Книжный дом, 2001. - 1040 с.
12. Гуревич, К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников [Текст]: учебное пособие / К. М. Гуревич. - М.: Владос, 2009. - 340-346 с.
13. Гусарова, Е. Н. Профессиональное становление личности в процессе обучения [Текст] / Е. Н. Гусарова // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 3. - 248-252 с.
14. Еникеев, С. В. Общая психология: учебник для вузов [Текст]: учебное пособие / С. В. Еникеев. - М.: Приор, 2011. - 400 с.
15. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / И. А. Зимняя. - М.: Логос, - 2001. - 381--382 с.
16. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст]: учебное пособие / В. А. Иванников. - М.: Наука, 2011. - 205-209 с.
17. Ивашкин, В. С. Природа и психологические механизмы волевого усилия [Текст] / В. С. Ивашкин // Проблемы психологии воли. - Рязань, 1991. - с. 19-23.
18. Ильин, Е. П. Психология воли [Текст]: учебник для вузов / Е.П. Ильин. - СПБ.: Питер, 2010. - 270-280 с.
19. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности [Текст]: учебное пособие / Е. П. Ильин. – СПб.: «Питер», 2008. – 420- 428 с.
20. Ильин, И. П. Постмодернизм. От истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. [Текст] / И. П. Ильин. - М.: Интрада, 1998. 256 с.
21. Карасева, С. Н. Карасева С. Н. Проблема воли в истории философии и психологии // Культура и образование. – Октябрь 2013. - № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2013/10/869
22. Кнабе, Г. С. Местоимения постмодерна. Чтения по истории и теории культуры [Текст]: учебное пособие / Г. С. Кнабе. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2004. - 52 с.
23. Косс, П. П. Футуризм и танец. От Лои Фуллер до футуристов [Текст] / П. П. Комм // Танец в ХХ веке: сб. ст. – Волгоград: Центр современной хореографии, 1998. – С. 2-10.
24. Кумар, К. Модерн. Контексты современности: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: хрестоматия; пер. с англ. и нем [Текст]: учебное пособие для вузов / К. Кумар. - Казань.: Издательство Казанского института, 2000. 17-19 с.
25. Кэмп, Д. Философские проблемы танцевальной критики [Текст] / Д. Кэмп. – М.: Искусство, 1981. – 272 с.
26. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст]: учебное пособие / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2008. - 560-562 с.
27. Макаренко, А. С. О воспитании [Текст] / А. С. Макаренко. - М.: Издательство политической литературы, 1990. -.416 c.
28. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма [Текст] / Н. Б. Маньковская. - СПб.: Алетейя, 2000. – 347 с.
29. Миловзорова, М. С.Анатомия и физиология человека [Текст]: учебное пособие / М. С. Миловзорова. - М.: Медицина,1972. – С. 185-215.
30. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 688 с.
31. Нижинский, В. Ф. Чувство: Тетради [Текст] / В. Ф. Нижинский. - М.: Вагриус, 2000. - 256 с.
32. Подласый, И. Л. Педагогика начальной школы [Текст]: учебное пособие / И. Л. Подласый. - М.: Академия, 2011. - 390 с.
33. Поляков, С. С. Основы современного танца [Текст] / С. С. Поляков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 80 с.
34. Психология младшего школьника [Текст]: учебное пособие / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, К. Т. Патрина. - М.: Педагогика, 2011. - 328 с.
35. Психология развития [Текст]: учебное пособие / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПБ.: Питер, 2010. - 630- 658 с.
36. Пэйо, Ж. Воспитание воли [Текст] / Ж. Пэйо. - Минск, Беларуская Энцыклапедыя, 2004. – 201 с.
37. Рогов, Е. И. Эмоции и воля: азбука психологии [Текст]: учебное пособие / Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 240 с.
38. Рудик, П. А. Психология [Текст]: учебное пособие / П. А. Рудик. - М.: Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955. - 110-112 с.
39. Сидорова, И. Г. СоОбразование и саморазвитие [Текст] / И. Г. Сидорова, Т. А. Хорошева. - 2009. – № 14. - С. 198-204.
40. Смирнова, Е. О. Психология ребенка [Текст]: учебное пособие / Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011. - 463 с.
41. Спарджер, С. Анатомия и балета [Текст] / C. Спанджер. - М.: Просвещение, 2006. – С. 15-18.
42. Узнадзе, Д. Н. Общая психология [Текст]: учебное пособие / Д. Н. Узнадзе. – СПб.: Питер, 2009. – С. 400-416.
43. Устяхин, С. В. Феномен фолк-модерн танца в современной хореографии [Текст] / С. В. Устяхин. // Танец модерн. Фолк-модерн. - 2007. - С. 3-17.
44. Чистов, К. В. Традиция и вариативность [Текст] / К. В. Чистов // Фольклор. Текст. Традиция. - 2005. - С. 106.
45. Чумаков, М. В. Волевые качества личности [Текст] / М. В. Чумаков // Вопросы психологии. – 2010. – №1. – С. 121-148.
46. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. - 156 с.
47. Эндрюс, Т. Магия танца [Текст] / Т. Эндрюс. – М.: Ваклер, 2003. – 430 с.
Приложение 1
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Приложение 2
Рисунок 4
Рисунок 4.1
Рисунок 4.2
Рисунок 4.3
Рисунок 4.4
Приложение 3
Рисунок 5
Рисунок 6
Приложение 4