1) работа с заголовком
2) работа с фамилией автора
3) работа с иллюстрацией
4) вычленение ориентирующих слов: проводится при рассмотрении того, как напечатан текста хрестоматии. Разделен ли на части, есть ли подзаголовок.
Нужно учить детей читать первое и последнее предложение текста.
Первичное восприятие содержание произведения.
Приемы первичного чтения:
- чтение учителем вслух,
- чтение текста специально подготовленными детьми,
- чтение текста детьми по цепочке,
- комбинированное чтение (учитель и вызванные ученики читают текст попеременно; учитель выбирает диалоги, описательные отрывки, начало произведения и его заключительные строки, отрывки, наиболее трудные для чтения с технической стороны, содержащие подтекст, кульминационные моменты),
- использование грамзаписи (для знакомых произведений),
- прием сопоставления различных интонаций,
- чтение на фоне музыки,
- учитель останавливает чтение на кульминационном моменте или на проблемном и предлагает детям подумать о том. Что будет дальше, чем разрешится ситуация.
Проверка первичного восприятия.
Это выяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и проверка понимания ими общего смысла произведения.
Прием работы – беседа (не более 3-4 вопросов), которая должна прояснить и закрепить первичные читательские впечатления детей.
Содержание беседы:
- Понравилось ли вам это произведение?
- Что особенно понравилось?
- Когда было страшно?
- Что вызвало смех?
- Когда было жалко героя? и т.д.
Можно поставить вопрос так, чтобы он давал простор для самовыражения учащихся:
- Что вы можете сказать об этом произведении?
- Поделитесь своими мыслями и чувствами.
Можно использовать иллюстрацию.
Беседа может завершиться проблемным вопросом.
Характеризующие черты проблемных вопросов:
- наличие противоречий и возможность альтернативных ответов,
- увлекательность,
- емкость, т.е. способность охватить широкий круг материала.
Постановка проблемного вопроса сделает анализ произведений естественным и необходимым. Он целесообразен при чтении произведений, где есть ситуации. Предполагающие различные понимания героев, их действий, поступков, этических проблем, затронутых писателем.
Анализ художественного произведения
Это средство, помогающее детям более глубоко и адекватно понять смысл произведения. Анализ ориентирован на извлечение объективного смысла, заложенного в текст автором произведения.
Интерпретация – присвоение смысла произведения себе.
Анализ не предусматривает множественности точек зрения, а интерпретация предусматривает ее. Интерпретация возможна только на базе предварительного анализа.
Поэтому задача учителя – через анализ подготовить базу для личностной интерпретации художественного произведения каждым учеником.
Основные принципы анализа художественного произведения.
Цель анализа – осознание идеи художественного произведения, отношение автора к тому, что он изображает.
Анализироваться должен текст, изображение жизненного материала, а не сама жизнь.
Анализ возможен только после эмоционального восприятия произведения. Он должен корректировать и углублять первичное восприятие.
Анализ должен быть избирательным. На уроке разбираются не все элементы произведения, а те, которые в данном произведении наиболее ярко выражают идею.
Анализ должен учитывать жанровые особенности произведения.
Школьный анализ должен способствовать общему и литературному развитию младших школьников, формировать у них систему специальных умений, необходимых для полноценного восприятия произведения.
Правильно организованный анализ текста способствует совершенствованию навыка чтения (анализ требует многократного прочитывания текста). Вопросы ставятся так, что, не обращаясь к тексту, ответить на них невозможно. Задавая вопросы. Требующие размышления, учитель создает речевую ситуацию, побуждает ребенка к высказыванию.
В процессе анализа дети проходят долгий путь поиска, отстаивают свою точку зрения, учатся понимать людей. То есть анализ способствует решению основной задачи школы – развитие личности ребенка.
Аналитическая беседа.
Аналитическая беседа – это объективная характеристика содержания и формы литературного произведения, способствующая глубокому пониманию смысла прочитанного.
В ходе беседы идет разбор компонентов текста при целостном анализе (сюжет, композиция, система образов, языковые средства и т.д.).
Обязательно прочитывание текста разными приемами:
- чтение вслух,
- чтение про себя,
- чтение шепотом,
- чтение по частям,
- выборочное чтение,
- поисковое чтение (все прочитывается молча, а нужное – вслух),
- хоровое чтение (прочитываются главные строки),
- чтение по цепочке,
- тренировочное чтение,
- выразительное чтение.
Анализ ведется по логически законченным частям. Части определяет учитель, исходя из содержания и структуры произведения. Каждая часть читается вслух вызванным учеником, другие дети следят по книге. После завершения чтения идет анализ прочитанной части.
Анализ организуется по трем уровням: фактическому (событийному), идейному (подтекст) и уровню собственного отношения к прочитанному (интерпретация).
Приемы анализа:
Постановка учителем вопросов к прочитанному тексту.
Вопросы должны быть целенаправленными и должны ставиться в определенной системе. Последовательность вопросов обусловлена целевой установкой учителя.
Типы вопросов:
- на выявление фактического содержания произведения (события, герои, предметный план);
- на выявление причинно-следственных связей;
- вопросы, ведущие к оценкам, обобщениям;
- вопросы, направленные на установление ассоциаций с опытом учащихся;
- вопросы, привлекающие внимание детей к особенностям художественного произведения.
Постановка детьми вопросов к прочитанному тексту.