Это чтение части текста в соответствии с заданием. Задание может быть направлено на выяснение фактического содержания, на установление причинно-следственных связей, на раскрытие художественных особенностей.
Выборочное чтение может быть разной степени сложности. Наиболее простой вариант – искомая часть текста представляет собой ответ репродуктивного характера. Усложненный вариант – выборочное чтение связано с поиском частей текста, объединенных тематически. Самый сложный вариант – когда в основе выборочного чтения лежит подбор материала, связанный причинно-следственными отношениями, требующий сравнения фактов, обобщения.
4. Прием стилистического (языкового) анализа текста.
Стилистический анализ – это, прежде всего, анализ использования автором языковых средств. Писатель ищет слово, которое точно выражает его мысль. Для этого он использует обычные, повседневные слова, но поставленные в определенные сочетания с другими словами, они приобретают особую эмоциональную окраску, создают образ. Толковаться должны не слова, а образы, созданные из этих слов. Работа над словом должна быть направлена на то, чтобы помогать детям уяснять образный смысл произведения, мысли и чувства автора. Поэтому для языкового анализа выбираются те слова и выражения, которые помогают понять образный смысл произведения. После выделения слова или выражения осознается их роль в тексте. Возможен стилистический эксперимент по замене авторского слова синонимом. Можно сопоставить первоначальный и окончательный вариант одного стихотворения и попытаться объяснить, почему автор внес измерения.
|
|
Анализ художественных образов
Анализ художественного произведения – это работа над образами в их взаимодействии.
Последовательность анализа художественных образов:
Так как в детской литературе основным образом является образ-персонаж, то в первую очередь проводится работа над характером героя с опорой на сюжет. Характер героя проявляется в действии, героя характеризуют также его речь, ремарки автора, портрет и т.д.
Рассматриваются взаимоотношения героев. При этом важно, чтобы дети поняли мотивы поведения действующих лиц.
Если в произведении есть пейзаж или интерьер, рассматривается их роль в тексте.
На основе анализа взаимодействия образов выявляется идея произведения; понимание идеи приближает нас к осознанию позиции автора.
Работа над действующими лицами произведения.
Основные методические положения анализа действующих лиц:
В образе типичное и индивидуальное выступает в единстве. Дети должны воспринять действующее лицо как представителя определенной эпохи, группы людей, и, в то же время, как отдельного человека с его характерными особенностями.
|
|
В герое выделяются его основные ведущие черты, которые объясняют мотивы поведения и позволяют понять образ в целом. В то же время дети учатся видеть героя во всей сложности и противоречивости его характера.
Пониманию образа – персонажа способствует выяснение авторского к него отношения.
Важным условием эффективности работы над образом является сопереживание читателя, его отношение к персонажу. Обязательно выявление собственного отношения детей к образу персонажа.
Этапы работы над образом-персонажем:
Произведение только что прочитано. Дети высказывают о действующих лицах свое целостное впечатление, чаще всего эмоционального плана.
Конкретизация первоначальных представлений. Дети учатся отбирать материал о действующих лицах.
Заключительный этап. Обобщается подобранный материал, составляется рассказ о герое.
Приемы работы над образом-персонажем:
1) Учитель называет качества персонажа, а дети приводят примеры, их подтверждающие.
2) Детям предлагается самостоятельно назвать свойства характера героя.
3) Дети читают текст по частям и в ходе анализа выясняют, что нового из прочитанной части узнали о герое.
4) Сопоставление героев одного произведения или произведений, близких по тематике.
Для выявления авторского отношения к действующим лицам используются следующие приемы:
А) Учитель сам характеризует отношение автора к герою, а дети подтверждают это с помощью текста.
Б) Учитель привлекает внимание детей к авторским словам, косвенно характеризующим героя. Дети расшифровывают то или иное действие, выражение лица, интонацию героев, и на этом основании определяется отношение автора.
В) Из текста исключаются слова, выражающие авторскую оценку.
Г) Если нет авторских ремарок, дети их вместе с учителем придумывают.