Задание:
1. Совместно с медицинской сестрой ДОУ предложите родителям ответить на вопросы анкеты.
2. Обоснуйте необходимость такого обследования, используя инструкции к анкетированию.
3. Примите участие в обработке результатов и дайте необходимые рекомендации родителям.
При использовании скрининга комплексный врачебный медицинский осмотр в ДОУ упраздняется, а весь процесс исследования проводится в два этапа.
1-й этап - анкетирование детей с помощью родителей по имеющейся симптоматике нездоровья, отсеивание из медосмотра детей, не предъявляющих никаких жалоб, и направление на врачебное дообследование к педиатру учреждения детей, предъявляющих жалобы. В первой части этап «закрывает» медсестра детского учреждения, во второй - врач, который, проводя собеседование и осмотр предъявляющего жалобы ребенка, решает вопрос о необходимости его дообследования узкими специалистами или функционально-лабораторного обследования в поликлинике.
2-й этап - по заключениям специалистов. Врач учреждения проводит анализ материалов и определяет ребенку группу здоровья.
|
|
Как видно из представленной анкеты предлагаемые в ней вопросы о самочувствии ребенка разбиты по группам специалистов и, в зависимости от числа и значимости положительных ответов, уточненных врачом учреждения при первичном осмотре ребенка, определяют необходимость направления ребенка к тому или иному специалисту.
Успех скрининг-анкетирования зависит от правильности и полноты ответов детей и родителей.
АНКЕТА
для выявления жалоб на состояние здоровья детей
ФИО ______ Пол _______ Дата рождения ______
ДОУ№ _____ Группа _____ Домашний адрес _____
№ п/п
| Вопросы | Ответы (да,нет) | |||
1
| Бывают ли у ребенка головные боли (подчеркнуть: беспричинные, при выполнении, после физической нагрузки, после возвращения из ДОУ, изредка, часто)? ' | ||||
2
| Устает ли ребенок после возвращения из ДОУ (подчеркнуть: изредка, часто)? | ||||
3
| Плаксив ли ребенок в плохом настроении? | ||||
4
| Часто ли наблюдаются конфликты, ссоры ребенка с окружающими? | ||||
5
| Отмечаются ли у ребенка при волнении (подчеркнуть) повышенная потливость, появление красных пятен? | ||||
6 | Бывают ли у ребенка нарушения сна (подчеркнуть: долгое засыпание, чуткий сон, тревожные сновидения, трудное пробуждение по утрам, изредка, часто)?
| ||||
7 | Страдает ли ребенок энурезом (ночным недержанием мочи)?
| ||||
8 | Бывают ли у ребенка головокружения при перемене положения тела (подчеркнуть: изредка, часто)?
| ||||
9 | Были ли у ребенка ушибы головы с потерей сознания?
| ||||
10 | Бывают ли у ребенка судороги (подчеркнуть: общие, стягивание рук, ног)?
| ||||
11 | Бывают ли у ребенка обмороки (подчеркнуть: беспричинные, при волнении, при испуге, изредка, часто)?
| ||||
12 | Отмечалось ли когда-нибудь у ребенка повышение кровяного давления?
| ||||
13 | Не жалуется ли ребенок на неприятные ощущения в области сердца (подчеркнуть: боли, сердцебиение, перебои в сердце)?
| ||||
14 | Отмечается ли у ребенка одышка, чувство нехватки воздуха (подчеркнуть: в покое, при физической нагрузке)?
| ||||
15 | Жалуется ли ребенок на боли в суставах (подчеркнуть: коленных, локтевых, мелких суставах рук, ног)?
| ||||
16' | Бывают ли у ребенка боли в горле (ангина) с повышением температуры (подчеркнуть: изредка, 4, 5 и более раз в году)?
| ||||
17 | Страдает ли ребенок насморком (подчеркнуть: изредка, 4, 5 и более раз в году)?
| ||||
18 | Отмечается ли сильный кашель у ребенка (подчеркнуть: изредка, 4, 5 и более раз в году)?
| ||||
19 | Бывают ли у ребенка охриплость или потеря голоса (подчеркнуть: изредка, 4, 5 и более раз в году)? | ||||
20 | Не беспокоит ли ребенка постоянное затруднение носового дыхания (подчеркнуть: одной половины, дышит ртом)?
| ||||
21 | Наблюдается ли у ребенка гноетечение из ушей?
| ||||
22 | Не замечаете ли вы снижение слуха у ребенка?
| ||||
23 | Бывают ли у ребенка беспричинные носовые кровотечения?
| ||||
24 | Бывают ли у ребенка боли и резь в глазах, покраснение глаз, зуд (подчеркнуть)?
| ||||
25 | Бывает ли у ребенка слезотечение (подчеркнуть: беспричинное, аллергическое, постоянное)?
| ||||
26 | Не отмечаете ли вы снижения зрения у ребенка при рассмотрении объекта (подчеркнуть: вдали, вблизи)?
| ||||
27
| Часто ли у ребенка болят зубы? | ||||
28
| Наблюдается ли у ребенка неприятный запах изо рта? | ||||
29
| Кровоточат ли у ребенка десны при чистке зубов? | ||||
30
| Бывают ли у ребенка боли в животе (подчеркнуть: беспричинные, на голодный желудок, после еды)? | ||||
31
| Бывают ли у ребенка боли или неприятные ощущения в животе после приема жирной, острой, жареной пищи (подчеркнуть)? | ||||
32
| Бывает ли у ребенка отрыжка (подчеркнуть: воздухом, кислым, горьким, тухлым)? | ||||
33
| Жалуется ли ребенок на тошноту (подчеркнуть: на голодный желудок, после приема пищи, изредка, часто)? | ||||
34
| Бывают ли нарушения стула у ребенка (подчеркнуть: склонность к запорам, склонность к поносам, часто, изредка)? | ||||
35
| Болел ли ребенок кишечными инфекциями (подчеркнуть: салмонеллезом, дизентерией)? | ||||
36
| Болел ли ребенок болезнью Боткина (вирусным гепатитом)? | ||||
37
| Не жалуется ли ваш ребенок на боли в животе или паху при поднятии тяжестей? | ||||
38
| Не жалуется ли ребенок на одно- или двухсторонние ноющие боли в пояснице? | ||||
39
| Бывают ли у ребенка отеки век по утрам? | ||||
40
| Бывают ли у ребенка отеки ног к вечеру? | ||||
41
| Бывает ли у ребенка частое, болезненное мочеиспускание? | ||||
42
| Отмечали ли вы изменение цвета и прозрачности мочи у ребенка (подчеркнуть: темная, мутная)? | ||||
43
| Бывает ли у ребенка реакция (подчеркнуть) на какую-либо пищу, запахи, растения, пыль, шерсть животных (подчеркнуть: отеки, сыпь, чихание, затрудненное дыхание)? | ||||
44
| Отмечалась ли когда-нибудь у ребенка аллергическая реакция на введение лекарственных препаратов, на прививки? | ||||
|
|
Примечание: в зависимости от характера ответа, вписать «ДА» или «НЕТ».
Дата заполнения:________
Подпись заполнившего анкету _____
ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОГО АНКЕТИРОВАНИЯ (заполняется медработником ДОУ)
1 -и блок 2-й блок 3-й блок 4-й блок 5-й блок 6-й блок 7-й блок 8-й блок | - Патология нервной системы (невротические и вегетативные расстройства) - Патология сердечно-сосудистой системы - Патология уха, горла, носа - Патология глаза - Стоматологическая патология - Патология желудочно-кишечного тракта - Патология мочевыделительной системы — Аллергические состояния | 1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10, 11 12,13,14, 15 16, 17, 18, 19,20,21,22,23 24,25,26 27,28,29 30,31,32,33,34,35,36,37 38, 39, 40,41, 42 43, 44 |
Медсестра: ______________ Дата: _________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (предварительное):.____________
Врач детского учреждения __________ Дата: ______
ОЦЕНКА АНКЕТНОГО ТЕСТА
Результаты анкетного теста обобщаются медицинской сестрой учреждения, которая в сводной таблице (табл. 6) обводит номера вопросов, на которые получены положительные ответы. Истории развития ребенка вместе с анкетными тестами, имеющими положительные ответы на поставленные вопросы, передаются врачу учреждения, который осматривает детей и решает вопрос о необходимости их дополнительного обследования в лаборатории или консультации узких специалистов.
Вопросы 1-11: при положительном ответе на вопросы 1,2,3,4 раздельно или в парном сочетании (например, 1 и 2,1 и 3,2 и4и т. д. (наблюдение врачом учреждения; при положительном ответе на остальные вопросы раздельно или в парном сочетании - консультация невропатолога обязательна. При положительном ответе натри и более вопросов данного блока (в любом сочетании) - консультация невропатолога обязательна.
Вопросы 12-15: при положительном ответе на любой из вопросов данного блока- наблюдение врача учреждения, по показаниям - консультация кардиолога или ревматолога.
Вопросы 16-23: при положительном ответе на вопросы 16-20 раздельно или в сочетании - наблюдение врача учреждения, по показаниям - консультация оториноларинголога. При положительном ответе на вопросы 21-23 - консультация оториноларинголога обязательна.
|
|
Вопросы 24-26: при положительном ответе на вопросы 24-25 - наблюдение врача учреждения, по показаниям - консультация окулиста. При положительном ответе на вопрос 26 - консультация окулиста обязательна.
Вопросы 27-29: при положительном ответе на вопросы 27-28 - направление на прием к стоматологу, при положительном ответе на вопрос 29 - наблюдение врача учреждения, при необходимости - консультация стоматолога.
Вопросы 30-36: при положительном ответе на один из вопросов данного блока - обследование врача учреждения, на два и более вопросов - обследование врачом учреждения с дополнительными специальными исследованиями, по показаниям - консультация гастроэнтеролога.
Вопрос 37: при положительном ответе - обследование врачом учреждения, при необходимости - консультация хирурга.
Вопросы 38-42: при положительном ответе на один из вопросов - наблюдение врача учреждения, на несколько вопросов - обследование, врачом учреждения с дополнительными специальными исследованиями, по показаниям - консультация нефролога.
Вопросы 43-44: при положительном ответе на каждый или оба вопроса - наблюдение врача учреждения, при необходимости - консультация аллерголога.
Исследования показали, что 60-70% выявленной в процессе медосмотра патологии подтверждается жалобами по скрининг-анкетам. Но подавляющее большинство анкетных жалоб не подтверждаются соответствующим диагнозом. Основная масса неподтвержденных диагнозом жалоб является показателем донозологической диагностики.
Диагностика культуры здоровья дошкольников
Задание:
1. Выберите одну из предложенных методик и проведите диагностику 2-3-х детей группы.
2. Обработайте результаты и обсудите на педагогическом консилиуме.
3. Выработайте план мероприятий по воспитанию здоровьесберегающей компетентности.
Диагностические задачи | Методы диагностики |
Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни | Индивидуальные беседы с ребенком. Проблемные диагностические ситуации. Проективные методы. Контент-анализ продуктов детской деятельности. Наблюдение |
Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди» | Беседы. Диагностические игровые задания. Проблемные ситуации. Наблюдение. Опрос родителей и педагогов |
Изучить особенности здоровьесберегающей компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать: - задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; - задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях; - задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи | Наблюдение. Диагностические игры. Проблемные ситуации |
В организации диагностики представлений детей о здоровье очень важно использовать дополнительные диагностические методы с целью изучения переноса продемонстрированных ребенком знаний в реальную жизнь, повседневную практику, чтоосуществляется в процессе наблюдения за ребенком в естественных условиях пребывания в детском саду и в специально организованных условиях (например, сюжетно-ролевой игры или проблемной ситуации)., Результаты наблюдения позволят педагогу увидеть особенности здоровьесберегающей компетентности своих воспитанниковиуточнить, насколько действенны эти знания
Для более детального изучения здоровьесберегающей компетентности детей младшего и среднего дошкольного возраста целесообразно использовать дидактические игры, направленные на решение ребенком игровых задач:
ü здорового образа жизни и безопасного поведения;
ü разумного поведения в непредвиденных ситуациях;
ü оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
С этой целью можно использовать такие игры, как «Я и мое тело», «Режим дня», «Правильная и здоровая пища», «Опасно - безопасно», «Опасное путешествие», «Волшебный светофор», «Берегите зубы» (приложение 3) и др. Исходя из поставленных задач, педагог может самостоятельно перевести имеющиеся у него в профессиональном арсенале дидактические игры валеологического содержания в диагностический контекст.
Критерии к оценке здоровьесберегающей компетентности детей младшего и среднего дошкольного возраста:
ü применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении игровой задачи;
ü актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в игровой ситуации;
ü решение игровой задачи, которое содействует сохранению здоровья;
ü автономность, самостоятельность решения.
Таблица по критериям