Обработка результатов

В последнюю графу таблицы записываются реакции ребенка, его ассоциации и мысли, которые он излагает, продолжая предложение. По характеру ответов педагог делает вывод об особенностях отношения ребенка к здоровью, понимания и интерпретации его старшим дошкольником. Обратите внимание на эмоциональность детских высказываний: этот параметр также является своего ро­да показателем отношения к здоровью, переживаний, связанных с ним.

Обработка результатов требует индивидуального подхода, учета жизненного опыта ребенка, его личностных особенностей и возможностей.

В изучении отношения к здоровью и здоровому образу жизни старших дошкольников можно использовать методику «Сочини историю». Варианты тем следующие:

ü «Картина моего здоровья» (с использованием рисования);

ü «Я и мое здоровье» или «Я здоров!»;

ü «Мой друг заболел, или Письмо больному другу (подруге)»;

ü «История моего друга, который никогда не мыл руки и не чистил зубы»;

ü «Путешествие в страну Здоровье».

Контент-анализ детских высказываний направлен на понимание осознания ребенком смысла здоровья и здорового образа жизни, отношения к ним. Такой анализ позволяет выявить, сколько признаков, качеств, свойств, действий, правил здоровья и здорового образа жизни знает ребенок и как к ним относится, как понимает их. Рассказы детей позволяют сделать вывод о ценностном или отрицательно ценностном отношении дошкольников к здоровью и жизни человека, установить, понимают ли дети взаимную зависи­мость между этими понятиями. Обратите внимание на творчество ребенка в процессе сочинения истории или рассказа, так как образы здоровья, их ассоциативность и оригинальность подскажут истин-ность отношения ребенка к изучаемому предмету.

Так же как и с детьми младшего-среднего дошкольного возраста, хорошей иллюстрацией к отношению детей шестого, седьмого годов жизни будет наблюдение за поведением ребенка в течение некоторого времени (от нескольких дней до 1—2 недель

Результаты наблюдения также рекомендуется оформить в таблицу, составленную по аналогии с таблицами наблюдения за детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Отношение ребенка_________________________ (лет, мес)____

К здоровью и ЗОЖ (по материалам наблюдения)

Критерии Проявляется Не проявляется Проявляетсяизбирательно Примечания
Устойчивость и направленность лю­бых действий и деятельности дошкольника на ценность здоровья и человеческой жизни        
Бережное, уважительное и заботливое отношение к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрос­лым, предметному миру        
Мотивация к сбережению своего здо­ровья и здоровья окружающих людей, сверстников и взрослых, общества в целом        
Свободное оперирование своими воз­можностями и верой в собственные силы в решении здоровьесберега­ющих задач        
Осознание и принятие нравственных эталонов жизнедеятельности (гуман­ности, доброты, заботы, понимания, уважения, честности, справедливо­сти, трудолюбия и др.)        
Осознание себя субъектом здоровья и здоровой жизни        

 

ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКАДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Цель - изучить особенности ценностного отношения детей младшего и среднего дошкольного возраста к здоровью.

Для достижения обозначенной цели используется хорошо знакомая ребенку детская литература, например В. Берестов «Больная кукла», сказки К. И. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр».

Примерные вопросы к ребенку.

1. Скажи, пожалуйста, тебе нравится сказка «Айболит» К. И. Чуковского? (Покажите ребенку книжку, дайте полистать и просмотреть иллюстрации.)

2. Кто твой любимый герой в этой сказке? Почему?

3. А если бы ты стал Айболитом и попал в сказку, чтобы ты делал? Для чего бы ты это делал?

4. Представь, что у Айболита в руках оказалась волшебная палочка, как ты думаешь, какие бы желания он загадал?

В ходе диагностики фиксируются высказывания ребенка, особенно важно обратить внимание на ответы, в которых ребенок совершает выбор (вопросы со 2 по 4). Собственно, он и становится показателем отношения дошкольника к здоровью, понимания ребенком его сущности и значимости для человека, его жизни.

Результаты наблюдения за ребенком четвертого года жизни

Отношение ребенка________________________ (лет, мес.)_____

к здоровью и ЗОЖ (по материалам наблюдения)

 

Критерии Проявляется Не ппроявляется Проявляетсяизбирательно Примечания
Интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения        
Удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры        
Положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания        
Интерес к самопознанию        
Радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми        
Удовлетворенность самостоятельными и совместными действиями и их результатами        
Тенденции к самостоятельным проявлениям культуры здоровья        

 

Наличие выделенных проявлений в поведении ребенка свидетельствует о его правильном отношении к здоровью и здоровому образу жизни.

                  Результаты наблюдения за ребенком пятого года жизни.

Отношение ребенка________________________ (лет, мес.)_____

к здоровью и ЗОЖ (по материалам наблюдения)

 

Критерии Проявляется Не проявляется Проявляетсяизбирательно Примечания
Устойчивость интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения        
Самостоятельность проявления здоровьесберегающей компетентности в разных видах детской деятельности и поведении        
Удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры, процессов самообслуживания; удовлетворенность результатами индивидуальных и совместных действий        
Радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни        
Осознание себя, своих желаний и потребностей, стремление к самооценке        
Направленность на выполнение элементарных трудовых процессов, полезный для здоровья результат        

ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: