В последнюю графу таблицы записываются реакции ребенка, его ассоциации и мысли, которые он излагает, продолжая предложение. По характеру ответов педагог делает вывод об особенностях отношения ребенка к здоровью, понимания и интерпретации его старшим дошкольником. Обратите внимание на эмоциональность детских высказываний: этот параметр также является своего рода показателем отношения к здоровью, переживаний, связанных с ним.
Обработка результатов требует индивидуального подхода, учета жизненного опыта ребенка, его личностных особенностей и возможностей.
В изучении отношения к здоровью и здоровому образу жизни старших дошкольников можно использовать методику «Сочини историю». Варианты тем следующие:
ü «Картина моего здоровья» (с использованием рисования);
ü «Я и мое здоровье» или «Я здоров!»;
ü «Мой друг заболел, или Письмо больному другу (подруге)»;
ü «История моего друга, который никогда не мыл руки и не чистил зубы»;
ü «Путешествие в страну Здоровье».
|
|
Контент-анализ детских высказываний направлен на понимание осознания ребенком смысла здоровья и здорового образа жизни, отношения к ним. Такой анализ позволяет выявить, сколько признаков, качеств, свойств, действий, правил здоровья и здорового образа жизни знает ребенок и как к ним относится, как понимает их. Рассказы детей позволяют сделать вывод о ценностном или отрицательно ценностном отношении дошкольников к здоровью и жизни человека, установить, понимают ли дети взаимную зависимость между этими понятиями. Обратите внимание на творчество ребенка в процессе сочинения истории или рассказа, так как образы здоровья, их ассоциативность и оригинальность подскажут истин-ность отношения ребенка к изучаемому предмету.
Так же как и с детьми младшего-среднего дошкольного возраста, хорошей иллюстрацией к отношению детей шестого, седьмого годов жизни будет наблюдение за поведением ребенка в течение некоторого времени (от нескольких дней до 1—2 недель
Результаты наблюдения также рекомендуется оформить в таблицу, составленную по аналогии с таблицами наблюдения за детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
Отношение ребенка_________________________ (лет, мес)____
К здоровью и ЗОЖ (по материалам наблюдения)
Критерии | Проявляется | Не проявляется | Проявляетсяизбирательно | Примечания |
Устойчивость и направленность любых действий и деятельности дошкольника на ценность здоровья и человеческой жизни | ||||
Бережное, уважительное и заботливое отношение к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предметному миру | ||||
Мотивация к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, сверстников и взрослых, общества в целом | ||||
Свободное оперирование своими возможностями и верой в собственные силы в решении здоровьесберегающих задач | ||||
Осознание и принятие нравственных эталонов жизнедеятельности (гуманности, доброты, заботы, понимания, уважения, честности, справедливости, трудолюбия и др.) | ||||
Осознание себя субъектом здоровья и здоровой жизни |
|
|
ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКАДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Цель - изучить особенности ценностного отношения детей младшего и среднего дошкольного возраста к здоровью.
Для достижения обозначенной цели используется хорошо знакомая ребенку детская литература, например В. Берестов «Больная кукла», сказки К. И. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр».
Примерные вопросы к ребенку.
1. Скажи, пожалуйста, тебе нравится сказка «Айболит» К. И. Чуковского? (Покажите ребенку книжку, дайте полистать и просмотреть иллюстрации.)
2. Кто твой любимый герой в этой сказке? Почему?
3. А если бы ты стал Айболитом и попал в сказку, чтобы ты делал? Для чего бы ты это делал?
4. Представь, что у Айболита в руках оказалась волшебная палочка, как ты думаешь, какие бы желания он загадал?
В ходе диагностики фиксируются высказывания ребенка, особенно важно обратить внимание на ответы, в которых ребенок совершает выбор (вопросы со 2 по 4). Собственно, он и становится показателем отношения дошкольника к здоровью, понимания ребенком его сущности и значимости для человека, его жизни.
Результаты наблюдения за ребенком четвертого года жизни
Отношение ребенка________________________ (лет, мес.)_____
к здоровью и ЗОЖ (по материалам наблюдения)
Критерии | Проявляется | Не ппроявляется | Проявляетсяизбирательно | Примечания |
Интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения | ||||
Удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры | ||||
Положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания | ||||
Интерес к самопознанию | ||||
Радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми | ||||
Удовлетворенность самостоятельными и совместными действиями и их результатами | ||||
Тенденции к самостоятельным проявлениям культуры здоровья |
Наличие выделенных проявлений в поведении ребенка свидетельствует о его правильном отношении к здоровью и здоровому образу жизни.
Результаты наблюдения за ребенком пятого года жизни.
Отношение ребенка________________________ (лет, мес.)_____
к здоровью и ЗОЖ (по материалам наблюдения)
Критерии | Проявляется | Не проявляется | Проявляетсяизбирательно | Примечания |
Устойчивость интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения | ||||
Самостоятельность проявления здоровьесберегающей компетентности в разных видах детской деятельности и поведении | ||||
Удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры, процессов самообслуживания; удовлетворенность результатами индивидуальных и совместных действий | ||||
Радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни | ||||
Осознание себя, своих желаний и потребностей, стремление к самооценке | ||||
Направленность на выполнение элементарных трудовых процессов, полезный для здоровья результат |
ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
|