Переходные правовые системы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ CЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра «Теория и практика перевода»

 

ДОКЛАД

по дисциплине «Основы российской государственности и гражданственности»

на тему «Суть эволюционистского подхода: примитивные, переходные и современные правовые системы»

Выполнила: студентка 2 курса
группы ПП/с-18-2-2
Петривная Анастасия Владимировна

Проверила: ассистент кафедры «Политология и международные отношения» Демешко Наталья Эдуардовна

Севастополь

2020



Суть эволюционистского подхода: примитивные, переходные и современные правовые системы

Правовая система в значительной степени характеризует все элементы государственной деятельности и общественного устройства, комплексно регулирует жизнь государства, социума и личности, относящейся к ним. На различных этапах развития науки были разработаны различные подходы к пониманию правовых систем и принципов их функционирования.

В первую очередь следует дать определение правовой системе.

Правовая система – сложное понятие, включающее в себя совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом правовых средств, регулирующих общественные отношения. Характеризует развитость права в государстве.

Правовая система включает следующие компоненты:

- совокупность правовых ценностей, возникших в ходе исторического и культурного развития определённого государства, нации или цивилизации; особенности применения исторического опыта в отношении правового регулирования от момента формирования до современного состояния;

- правотворчество как законодательно урегулированный процесс, включающих взаимосвязанные этапы разработки, принятия и реализации правовой нормы;

- массив нормативных документов, действующих на территории государства.

Кроме того, формирование, развитие и функционирование правовой системы, взгляд на неё неразрывно связаны с господствующей идеологией и актуальной философской картиной мира, правовым сознанием и правовой психологией членов общества, степенью их вовлечённости в правовую жизнь общества и государства, уровнем осведомлённости о правовых процессах и общественным строем в целом.

Эволюционистский подход (в общественных науках в целом и в праве в частности) основан на идее единства культурных и исторических процессов в определённом общественном и государственном образовании; такой подход предполагает последовательную смену этапов развития права и культуры. Также он может быть назван культурно-историческим или цивилизационным. Он сложился в XIX в. и поддерживался исторической школой права. Её представителями являлись Г.Гуго, Ф.К. Савиньи, Ф. Ю. Штоль, Г.Ф. Пухта, К.Ф. Эйхгорн. Данный подход во многом противопоставляется теории естественного права. Идея классификации правовых систем по национальному и расовому признаку возникла в конце XIX – начале XX вв.; среди учёных, поддерживающих эту идею, следует отметить Г. Созер-Холла, А. Эсмена, Е. Глассона.

Эволюционистский подход рассматривает право как систему, включающую несколько этапов последовательного расширения и углубления правовой системы и её компонентов. Исторический опыт выступает как источник права, а анализ событий позволяет проследить закономерности развития подходов к праву и законодательству, специфику их систематизации.

Эволюционные (качественные) изменения  социальных и правовых институтов, сопутствующих им процессов, связей и отношений – непрерывный процесс в любом государстве и обществе. При этом на этапах стабильности не затрагиваются основополагающие устои общества.

Выделяются следующие этапы развития правовых систем:

Примитивные правовые системы

Примитивные правовые системы включают в себя протоправо: систему норм, регулирующих общественную жизнь людей на начальных этапах формирования социума и социальных отношений; имеют квазиюридический характер (т.е., официально не закреплены в связи с актуальным в ту эпоху уровнем развития правовых отношений, однако выполняют функцию законов) и призваны наладить слаженную работу общества, стремящегося к переходу из первобытного состояния.

Данные правовые системы были реализованы в форме социальных норм (правил поведения индивидов в социуме) и элементов индивидуальной власти. Выделялись два подхода к регулированию общественной жизни: индивидуальный и нормативный. Индивидуальный предполагал появление элементов власти через приказы, исходящие от определённого индивида (например, старейшины) по отношению к другому индивиду в конкретном случае. Нормативный подход – упорядочивание поведения людей с помощью неперсонифицированных правил и предписаний. Именно социальные нормы стали источником права в дальнейшем.

Одними из основных предпосылок к стремлению упорядочить социальную жизнь являются материальные причины (до недавнего времени именно они считались основными): в процессе объединения людей в общины возникала потребность урегулирования процессов производства и обмена материальных благ. Помимо экономических предпосылок существуют также биологические и природные (учитывали особенности окружающей среды и механизмы совместного выживания), хозяйственные, религиозно-обрядовые и другие.

На более поздних этапах выделяют восточный и западный тип развития: восточный более длительный, с более выраженным влиянием традиций и религии, коллективизмом, использованием санкций; западный (прогрессивный) характеризуется более ранним появлением частной собственности, использованием начальных элементов правотворчества наряду с санкциями.

Переходные правовые системы

Переходные состояния системы возникают на определённом этапе развития общества и государства, когда стабильное и неизменное поддержание существующих порядков не отвечает актуальным потребностям  и не решает в полной мере современные на данный момент проблемы.  Следовательно, происходит деконструкция устаревших структурных элементов государства и формирование новых, при этом переход не может быть мгновенным. При этом в переходный период устоявшиеся нормы не действуют в полной мере, а новые лишь начинают утверждаться; и эти противоречивые процессы наблюдаются во всех сферах жизни и деятельности государства, на всех их уровнях, затрагивая даже правовое сознание граждан. В ходе изменений выделяются лишь те принципы, которые обеспечат качественное изменение жизни общества: некоторые старые нормы останутся в прежнем виде или претерпят определённые изменения, а некоторые новые не будут приняты. Чётко выделяется этап преодоления кризисных явлений, связанных с кардинальными изменениями в направлении развития.

На переходном этапе изменяются задачи юридической политики для реализации актуальных потребностей общества социальной, политической и экономической сфере. Условия преобразований определяются интересами разных социальных групп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: