Этические учения в русской философии

ВОПРОС11

Нравственные ценности — это высшие социальные ценности, так как они обеспечивают высшую устойчивость и солидарность человеческому сообществу.
Ценность, которая осознана как нравственная, воспринимается человеком как обязательная к исполнению. Нравственные ценности:
– императивны (обязательны);
– безусловны (им необходимо следовать всегда и во всем);
– надситуативны;
– универсальны (безличны).
К высшим моральным ценностям, которые задают предельно общие ориентиры медицинской профессии можно отнести — добро, совесть, долг, честь, достоинство, сострадание, милосердие, свобода, справедливость, гуманизм и др. В контексте биоэтического знания особое значение приобретает жизнь как ценность и цель врачевания.
Предметом морально-нравственной мысли является личное осознание противоборства добра со злом, поиск путей осмысленной жизни человека
В понятии Добра отражаются наиболее обобщенные и устойчивые представления о благе и поступках человека, которые предполагают духовное возвышение и нравственное совершенство. В современной врачебной этике категория добра имеет несколько тесно взаимосвязанных аспектов:

1,добро — объективное моральное качество действий специалиста;
2. добро — идеал, т.е. общее понятие, объединяющее всю совокупность положительных принципов и норм врачебной этики;
3. добро — нравственная цель поведения врача, выступающая в качестве мотива поступка;
Зло — это категория этики, по своему содержанию противоположная добру и благу
Зло в медицине — это профессиональная некомпетентность врача, его равнодушие, уклонение от помощи больному.
Совесть — это понятие морального сознания, выражающее высшую способности личности к самоконтролю, нравственной оценке собственных действий на основе понимания своей ответственности перед другими людьми, обществом за совершаемые поступки.
В понятии СОВЕСТЬ выделяют 3 основных элемента:
·Рациональный элемент, представляющий собой разумное осознание нравственного значения своих действий
·Чувственно-эмоциональный элемент, проявляющийся в виде чувства нравственного удовлетворения или неудовлетворения человека собой
·Волевой элемент, состоящий в способности человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели.
Совесть, говорил Ф.М. Достоевский, должна быть просвещенной, ибо недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?
Но были и противники совести, к примеру Ф. Ницше и Гитлер.Ф. Ницше учил, что «совесть — это прибежище слабых, именно они к ней взывают. Сильному она не нужна. Если хочешь быть сильным – забудь о совести». А. Гитлер говорил, обращаясь к своим солдатам: «Я освобождаю вас от унижающей человека химеры — совести».

В профессиональной этике медика совесть рассматривается как особое состояние духовного мира врача, как специфическая форма его осознания и оценки своих действий, мыслей, чувств в их соотношении с принятыми в медицинском сообществе нормами морали. Совесть — это внутреннее осознание своего профессионального долга, профессиональной ответственности как личного долга и личной ответственности.
Человек долга рассматривает свои действия и поступки через призму собственной совести!!!
Перед недугом все равны!!!!
Долг — одна из основных категорий этики, выражающая общественную необходимость в виде определенных нравственных требований, предъявляемых к отдельной личности как представителю определенного сообщества.
долг — это не только совокупность обязанностей личности перед обществом, но и общества перед личностью.
Профессиональный медицинский долг определяет, что должен делать медицинский персонал, чтобы облегчить страдания больного человека. Долг — это чувство моральной необходимости для выполнения непосредственно своих обязанностей по отношению к другим людям и обществу.
Честь — это положительная общественная оценка личности специалиста, его авторитет, профессиональная репутация.
Достоинство — это самооценка личности, представление о собственной профессиональной и общественной значимости.
Честь заслуживается добрыми делами. Понятие чести предполагает в отношении общества к человеку ту меру уважения, которую он заслужил.
справедливость отражает такие требования ко всем медикам, согласно которым оказываемая ими профессиональная медицинская помощь пациентам должна быть соразмерна достижениям медицинской науки и степени нравственной ответственности.
особое значение в медицинской профессии приобретают ценности сострадания и милосердия. к непреходящим этическим ценностям относятся милосердие, забота, сочувствие, спасение жизни
гуманизм — это то понятие, без которого медицина теряет право на свое. Гуманизм — это принцип мировоззрения, согласно которому человек есть высшая ценностьсуществование. идея гуманности, человеколюбия была четко выражена уже в «золотом правиле нравственности»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе. гуманность отношения медика к пациенту предполагает уважение его человеческого достоинства, его моральной автономии.































ВОПРОС12

Культура человечества в широком смысле слова понимается как совокупность всего, созданного людьми, включая как положительные, так и отрицательные в моральном отношении объекты и явления.
Культура представляет собой специфический способ бытия человека, включающего не только деятельность и ее продукты, но и бездеятельность человека, в результате которой подвергаются деструктивным изменениям различные объекты действительности, в том числе и сам человека на всех уровнях своей жизнедеятельности – биологическом, психологическом, социальном, духовном.
медицинскую культуру — это совокупность всего, созданного человечеством, что оказывает влияние на сохранение жизни и здоровья человека, включая продукты природной среды, видоизмененные в ходе целенаправленной деятельности людей.
Медицинская культура возникла в процессе целенаправленной деятельности людей по осознанию и изменению такой грани человеческого бытия, как существование человека в состоянии болезни

 

Медицинская культура является сложным, многогранным социокультурным явлением, отражающим особенности жизнедеятельности людей, которые на уровне общества, социальной группы, личности оказывают влияние на состояние их здоровья.
Специфика современной медицинской культуры состоит в том, что применяемые в ее области социальные практики и биомедицинские технологии, нацеленные на сохранение жизни и здоровья человека, используются в обществе в системе властных отношений, которые распространяются даже на предельные грани человеческого бытия — процессы зарождения жизни и перехода от жизни к биологической смерти человека
Духовная сфера медицинской культуры образована, прежде всего, нравственными ценностями и нормами медицинской этики и деонтологии, историей медицины, содержащей факты и примеры не только таких достижений человеческого духа в сфере медицины, как героизм и самопожертвование, но и примеры жестокости, нивелирования ценности человеческой жизни, утилитарного подхода к человеку.

 

Одной из главных отличительных особенностей современнДаже такие моральные аксиомы, составляющие этическую основу медицинской культуры, как «жизнь — благо», «смерть — зло» пересматриваются в соответствии с понятиями качества жизни, эвтаназия и другимиой медицинской культуры является трансформации моральных ценностей.
субъектом медицинской культуры является человек, создающий ее продукты – медицинские и медико-социальные технологии, знания, материальные средства для осуществления медицинской деятельности и новых биосоциальных качеств человека. Человек врачующий (homo sanans) — это человек, осуществляющий деятельность, направленную на исцеление болезней и облегчение страданий больных людей, восстановление здоровья человека и предупреждение возникновения заболеваний в будущем
В соответствии с носителями медицинской культуры выделяются такие её формы, как профессиональная, массовая, обыденная, индивидуальная и другие. Каждый из субъектов вносит свой вклад в развитие определенного вида медицинской культуры: врач и другие медицинские работники — в профессиональную культуру, представители других социальных групп — в массовую и обыденную, каждый человек в то же время создает свою индивидуальную медицинскую культуру

Профессиональная медицинская культура представляет собой форму медицинской культуры человечества, существующую в рамках профессионального сообщества медицинских работников и синтезирующую в себе медицинские знания, теоретические воззрения, медицинские технологии и социальные практики, традиции и специфическую
языковую систему, выработанные человечеством с целью сохранения здоровья и жизни человека, борьбы с различными его заболеваниями.
включающей в себя такие подсистемы, как медицинское образование, органы и учреждения здравоохранения, медицинское страхование и социальную защиту населения, научно-исследовательские учреждения и др
Отличительными особенностями современной профессиональной медицинской культуры являются компьютеризация и информатизация деятельности медицинских работников.
Профессиональная медицинская культура на современном этапе ее развития приняла парадигму «доказательной медицины»
В медицинской культуре этический аспект научного творчества имеет особо важное значение, т.к. объектом исследования всегда является живой организм человека и допустимость тех или иных действий с ним определяется, прежде всего, моральными принципами и нормами людей, проводящих исследования.
Не менее актуальной является проблема объема индивидуальных профессиональных знаний медицинских работников, которая при недостаточном внимании к ней оборачивается профессиональной некомпетентностью, ошибками, неудовлетворенностью пациентов полученной медицинской помощью и превращением ситуации из «медицина бессильна» в «профессиональное бессилие врача».
Массовая медицинская культура во все исторические эпохи является формой общественного сознания и практической деятельности людей
Для массовой культуры характерны стандартизация представлений о медицинской деятельности, видах медицинской помощи и медицинских работниках и активное тиражирование этих представлений в обществе с использованием всех средств массовой коммуникации. Массовая культура внутренне противоречива. С одной стороны, благодаря ей становятся доступными для широких масс населения знания и ценности профессиональной медицинской культуры, а с другой стороны она вульгаризирует их, подменяет подлинные продукты культуры усредненными, упрощенными представлениями о них.
Обыденная медицинская культура формируется в процессе повседневной жизни человека на основе жизненного опыта. Она включает в себя разрозненные знания из области научной, традиционной и народной медицины, стереотипы и предрассудки, социокультурные мифы и традиции, социальные, правовые, религиозные нормы, регламентирующие жизнедеятельность человека в области сохранения здоровья человека, а также индивидуальный опыт возникновения, течения и лечения различных заболеваний.
Микросоциум — это среда существования обыденной медицинской культуры. В ней происходит трансляция продуктов медицинской культуры от поколения к поколению. В условиях обыденной культуры личность приобщается к мировой медицинской культуре, осваивая те ее элементы, которые в наибольшей степени представлены в данном микросоциуме
Человек всегда осуществляет выбор между жизненными ценностями, достижение и сохранение которых требует от него активных действий и материальных затрат. Здоровье, как это ни парадоксально на первый взгляд выглядит, далеко не всегда стоит на первом месте в системе жизненных ценностей человека.
Индивидуальная медицинская культура представляет собой форму существования профессиональной и обыденной культуры общества на уровне личности
Индивидуальная медицинская культура содержит в своей основе индивидуальную концепцию здоровья, которая соотносится с системой жизненных ценностей человека.
Моральные ценности личности, уровень ее духовно-нравственного развития являются основой и активной стимулирующей силой, направляющей деятельность человека на освоение медицинской культуры человечества, на сохранение как своего здоровья и жизни, так и окружающих людей

 

 






















ВОПРОС 13

Гуманизация медицины — комплексная задача, включающая защиту и укрепление гуманитарных ценностей в медицине, а также борьбу с различными искажениями и негативными тенденциями в современной медицинской науке и практике.
Дегуманизация медицины — это масштабный и устойчивый процесс размывания системы традиционных ценностей медицинской деятельности и, шире, снижения в медицине роли гуманитарной культуры вообще.
Сама по себе дегуманизация медицины складывается из множества отдельных, но взаимосвязанных тенденций, таких как:
Технологизация медицины есть фундаментальная характеристика современной медицинской отрасли. Под этим термином понимается повсеместное распространение в системе медицинской помощи современных, научно и технически поддержанных медицинских средств, а также продолжающийся процесс их изобретения и совершенствования.
Существует множество негативных следствий продолжающейся технологизации, которая вторгается в область отношений «врач — пациент» и приводит к отчуждению между ними. В отличие от более традиционной медицинской практики, которая разворачивалась, прежде всего, как межличностное взаимодействие, общение врача и больного, современная медицинская практика ориентирована, в первую очередь, на эффективную технологию.
Одним из проявлений дегуманизированной медицины является тяжело переживаемое пациентами чувство бесчеловечности или даже жестокости медицинского персонала.
Коммерциализация медицины
Еще одна фундаментальная тенденция последнего времени — существенная активизация частного сектора в системе медицинской помощи. Это во многом связано с мощным влиянием неолиберализма в современном мире (включая нашу страну). Неолиберализм последовательно продвигает модель свободного рынка практически во все сферы общественной деятельности.
Процесс массивного наступления бизнеса на медицину наиболее ярко виден в США, которые, во многом задают направление изменений для всех остальных стран. За последние десятилетия в Соединенных Штатах и других развитых странах медицинская практика испытала и продолжает испытывать множество воздействий, приводящих к ее масштабной коммерциализации.
Коммерциализация является фундаментальным вызовом для медицины. Рынок стимулирует его участников к определенному виду поведения. Традиционные этические ценности медицины (благо для пациента) входят в противоречие с откровенно коммерческими целями (деньги). В наиболее явном виде это выражается в смещении медицинских установок — не «как помочь?», а «как продать?»

 

Значение гуманитарного образования для медицины
Международно признанным ориентиром для развития систем медицинского образования является Эдинбургская декларация, принятая на заключительной сессии Эдинбургской конференции Всемирной федерации медицинского образования (WFME — World Federation for Medical Education) в 1988 г. Она послужила основой для обсуждения и создания в последующий период моделей образовательных реформ.
В Декларации был рекомендован многосторонний подход к улучшению медицинского образования. Главная мысль Декларации состоит в том, что образование должно быть адекватно насущным потребностям общества и проблемам здравоохранения. Среди конкретных принципов были выдвинуты такие, как непрерывное повышение квалификации, подготовка медицинских работников с широким научным кругозором; междисциплинарное образование, совершенствование этических основ лечебной деятельности.
Огромное значение в подготовке медицинских работников имеет классика медицины — произведения великих врачей прошлого, в которых моральные вопросы неотъемлемо связаны с проблемами практической помощи. Исключительно богата идеями о гуманитарных ценностях медицины и значении широкого гуманитарного контекста (этического, психологического, культурного) в лечебном процессе отечественная медицинская традиция. Здесь следует назвать таких замечательных ученых, как С. П. Боткин, С. Г. Забелин, В. А. Манассеин, М. Я. Мудров, А. А. Остроумов, Н. И. Пирогов, а также многие другие российские ученые, которые продолжили это направление
Роль биоэтики в гуманизации медицины
Биоэтика как академическая дисциплина и социальный институт ведет обширную работу по борьбе с негативными тенденциями в современной медицине и защите гуманитарных ценностей медицинской деятельности. Эта работа совершается во многих направлениях.
1. С самого начала развития биоэтики она призвана служить мостом между специальными (медицинскими и смежными) знаниями и гуманитарными ценностями. В том числе огромное значение имеет накапливаемый в биоэтике опыт междисциплинарной деятельности, столь важный в нашу эпоху узкой специализации.

 

2. Биоэтика — уникальный проект по организации диалога между различными заинтересованными сторонами. Биоэтика выступает как форум, площадка для открытого обсуждения моральных проблем медицины и усилий по их рациональному и справедливому разрешению.
3. Биоэтика — это также практика морального рассуждения, что очень актуально для современного, динамично изменяющегося мира. Как признают профессиональные философы, во многом именно биоэтика стимулировала возрождение интереса к этике, уже практически мало интересному направлению классической философской мысли в современном обществе. В биоэтике идет постоянный поиск новых форм, теорий, моделей, стилей аргументации.
В этом плане биоэтика может служить примером для других отраслей общественной деятельности, в которых нарастают моральные проблемы (например, в политике, инженерной деятельности, бизнесе, массмедиа и др.), и где тоже требуется развитие этической составляющей.
4. Фундаментальный вклад биоэтики в гуманизацию медицины состоит также в разработке важнейших этических документов, оказывающих глубокое влияние на медицинскую науку и практику. Этические документы национального и международного уровня во многом способствовали развитию более качественной с точки зрения гуманитарных ценностей медицинской деятельности (практической и научно-исследовательской).
5. Биоэтика также выполняет крайне значимую критическую функцию — она публично осуществляет критику негативных тенденций в системе здравоохранения; в том числе она уделяет много внимания критике тенденций дегуманизации.
6. Биоэтика также — это практика адвокации в широком смысле. Это практика защиты наилучших интересов пациентов, особых групп, общества в целом, а также биообъектов с моральным статусом. Можно сказать даже, что биоэтика — это защита подлинных ценностей жизни как таковой, что отражено уже в самом термине «биоэтика».
7. Биоэтика ведет постоянную гуманитарно-образовательную деятельность в отношении медицинского сообщества, а также других специалистов смежных специальностей, различных заинтересованных групп и широкой общественности.
Крайне желательно большее привлечение медицинского сообщества к биоэтической деятельности, получению более глубоких знаний и навыков в области биоэтики. Именно медицинские профессионалы могут и должны играть важнейшую роль в защите традиционных ценностей медицины. Еще Гиппократ сказал: «Оmnium profecto artium medicina nobilissima (Из всех наук медицина, конечно, — самая благородная)». Это самый высокий моральный ориентир и социальный идеал медицинской профессии.

 























ВОПРОС 14

Нравственная культура врача как основа медицинского профессионализма
Этическая проблематика с ее основным вопросом — об отношении между врачом и пациентом — неотделима от любого вида врачебной деятельности. Со времен Гиппократа общепризнанным и бесспорным было суждение о том, что нравственная культура врача — это не просто заслуживающее уважение свойство его личности, но и качество, определяющее его профессионализм.
Профессионализм — отличительный признак специалиста, в известном смысле отделяющий его от остальных людей. Но в отличие от «профессии», понятие «профессионализм» фиксирует не только род деятельности, но, во-первых, меру овладения человеком специальными знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате специальной подготовки или опыта работы. Во-вторых, — качество, своеобразие знаний, относящихся именно к этой профессии, связанных именно с ней и именно ей свойственных. Относятся ли моральные свойства врача и приобретенное этическое знание к элементам, составляющим медицинский профессионализм? Какие именно моральные качества определяют профессионализм врача? О необходимости взаимодействия, между какими этическими концепциями и медициной можно говорить? Чтобы получить ответы на эти вопросы, надо, прежде всего, ответить на вопрос об особенностях морально-этических оснований медицинского профессионализма.
Цель медицинского знания и медицинской деятельности человека — спасение жизни, помощь в достижении здоровья. Среди оснований формирования профессии, и в этом одна из ее особенностей, определяющим является не только экономическое, познавательное, но и моральное — «решительное действие на благо страдающего человека».
О значимости роли культуры в процессе становления медика говорили многие известные врачи и ученые. Ориентация этого процесса в первую очередь должна быть направлена на формирование личности будущего специалиста-медика на основе приобщения его к системе общезначимых культурных ценностей, среди которых необходимо выделить следующие:
– гуманистические ценности — определяют отношение к человеку, его правам, формируют уважение к достоинству личности;
– социальные ценности — они способствуют адекватному пониманию системы общественных отношений, помогают ориентироваться в политической системе современного общества;
– социокультурные ценности — формируют отношение к культуре в целом и отдельным ее проявлениям, науке, образованию, этике, морали, нравственности и т.д.;
– экологические ценности — развивают в человеке гуманное отношение к окружающей природной среде.

 

Процесс формирования врача должен строиться не только на приобретении знаний об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма, но и быть ориентирован на развитие своей личности и собственного творческого потенциала. Деятельность медика заключается не только в решении вопросов, связанных с диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний, но и в реальной психологической и моральной поддержке своих пациентов. Именно поэтому существенное значение имеет этическая сторона медицинской профессии, касающаяся понимания своего долга.
Революционные прорывы в науке, технике, технологии требуют незамедлительно разработать качественно новые морально-нравственные принципы этики для людей науки и медицины. Эти принципы должны быть жесткими и категоричными в плане запрета любых авантюрных проектов. Этим может и должна заниматься практическая философия, т.е. этика, воздействуя на разум, чувства и совесть исследователей — ученых, технологов, медиков. Каждый ученый-творец и созидатель обязан быть и моральным философом. Он должен соотносить результаты своего научного поиска с общественным интересом. Тогда и общество будет выражать ему свое отношение: либо в виде одобрения, либо порицания, вплоть до презрения. Но наряду с нравственным саморегулированием научной деятельности, задачи регулирования нередко берут на себя органы власти и широкая общественность.
Профессиональная этика представляет собой прикладную отрасль философской науки — этики. Но каково отличие системы обязательств в профессиональной врачебной морали от любой другой системы моральных обязательств, в том числе и профессиональной?
Согласно, существующим с глубокой древности представлениям, врач должен обладать высокими моральными и физическими качествами, сострадать больному и быть спокойным лишенным всякого рода страстей, ненависти корыстолюбия, хитрости и т.д.
В процессе длительной медицинской практики возможно притупление чувств врача. У одних в большей, у других в меньшей степени вырабатывается привычка к страданиям больных. Врач, безучастный к страданиям больных, превращается в плохого врача и становится мало полезным научным сотрудником.
Умение подчинить себя интересам больного, милосердие и самоотверженность – это свойства личности, заслуживающие уважения врача, и свидетельство его профессионализма.
Врачебная (медицинская) этика указывает на традиционный морально-нравственный уровень гуманной культуры всех медицинских кадров. В современных условиях врачебная этика по-прежнему успешно решает сложные морально-нравственные проблемы.

 

Однако в нашей жизни появились принципиально иные социальные отношения, и они уже влияют на научно-медицинские кадры. Речь идет о непростых в морально-нравственном отношении проблемах меркантильного свойства. Они не новы в принципе. Вспомним, как в романе Э.М. Ремарка «Триумфальная арка» врач Равик открыто ведет денежные расчеты, когда больной лежит на операционном столе. А в романе Артура Хейли «Окончательный диагноз» доктор Пирсон сознательно подписывает ложное заключение о причинах гибели больного, так как за это фирма выплачивает ему солидное вознаграждение. Такое сегодня уже проявляется и в медицинской сфере нашей страны. Врачебная этика требует от врача, медицинской сестры, фармацевта повышения нравственной ответственности за выполнение своего долга и перед пациентами, и перед мировой общественностью, не взирая ни на какие перемены.

Основное отличие биоэтики от традиционной медицинской этики, деонтологии - в том, что последняя носит сугубо корпоративный характер. Она рассматривает врача в качестве единственного нравственного субъекта, воздействующего на пациента, который в принципе пассивен. Ведь пациент (лат. patiens — страдающий) традиционно в медицине рассматривается как абсолютно зависимый от врача человек и поэтому вынужден всегда быть пассивным. Биоэтика же исходит из принципа личностной активности пациента, который, будучи субъектом морали, вступает в сложные диалогические отношения с другими субъектами — врачами и учеными. В центре биоэтического сознания оказывается идея автономии человека, его неотчуждаемое право самостоятельно принимать наиболее важные решения, касающиеся его собственной жизни и здоровья.















ВОПРОС 15

«Теория добродетелей» Аристотеля и ее современные варианты

Античную этику с определенными оговорками можно охарактеризовать как учение о добродетелях. Начиная с Демокрита и Сократа, античная этика анализирует понятие совершенной личности, вопрос о том, что является для неё высшим благом.
В истории античной этики важное место принадлежит Аристотелю (384 — 322 гг. д.н.э.). Он первым сформулировал ряд важных проблем этики и придал ей черты науки.
Важной заслугой Аристотеля также является то, что он разработал учение о добродетелях, которое имеет непреходящее значение для развития медицинской этики. Понятие «добродетель» в настоящее время служит обобщенной характеристикой положительных моральных качеств личности. Иначе говоря, «добродетельный человек» — это примерно то же, что и «моральный человек».
Аристотель искал объяснение нравственных понятий не в отвлеченных идеях, а в действительной жизни: в стремлении людей к счастью и в разуме человека. В этих исканиях, учил он, вырабатываются главные добродетели: мужество, благоразумие, щедрость, великолепие, величавость, честолюбие, ровность, дружелюбие, правдивость, любезность.
Аристотель учил, что назначение человека заключается вовсе не в слепом следовании страстям. Для человека губительны как избыток, так и недостаток страстей. Избыток и недостаток страстей присущи порочности, а не этическим добродетелям. Следовательно, этическая добродетель — это середина между страстями порочного свойства.
Его учение расходится в понимании нравственного с учением Платона, поскольку ищет основу нравственности не вне мира, а в обстоятельствах и характеристиках человеческих действий.
Аристотель разделил добродетели человека на два больших класса:
– этические, относящиеся к характеру и темпераменту;
– дианоэтические, относящиеся к разуму, которому он отводил огромную роль в выработке нравственности и сдерживании страстей.
Этические добродетели Аристотель рассматривает как приобретенные свойства души, которые в значительной степени являются делом привычки. Добродетель он, трактует как известного рода меру, середину между двумя противоположностями. Но этическую меру Аристотель понимает не упрощенно арифметически, а конкретно содержательно. У каждого действия по Аристотелю есть своя середина. Аристотель указывает, что по отдельному поступку нельзя судить о нравственных достоинствах человека. И хороший человек иногда может совершить что-нибудь дурное. Важно выяснить являются ли подобные действия случайными и стремился ли он к этим действиям сознательно.
Современную, т.е. сообразную с добродетелью, деятельность Аристотель конкретизирует как деятельность души, точнее, как определенное соотношение её разумной и неразумной частей.

 

Собственно человеческая часть души, совпадающая с добродетелью, есть разум, но и неразумная часть души причастна к добродетели, так как она способна повиноваться разуму.
Особое значение Аристотель придаст понятию «справедливость», которое выступает в роли добродетели человека по отношению к другим людям.
Идея справедливости имеет большое значение для медицинской практики, так как она определяет право человека на охрану здоровья в рамках здравоохранения, и является показателем уровня его социальной защищенности.

3.2. Теория общественного договора и ее развитие в современных теориях медицинской этики

В современной этике особенно популярны теории, ставящие во главу угла социальную природу человека, его включенность в общество, в частности — теории социального контракта (общественного договора). В них предлагается ситуация, конечно условная, гипотетическая, когда разумные люди, каждый из которых преследует свои собственные интересы, заключают между собой соглашение, позволяющее сдерживать эгоистические устремления каждого и тем самым предотвратить всеобщее истребление друг друга — ту «войну всех против всех», о которой как о естественном, то есть в данном случае — до общественном состоянии говорил английский философ Т.Гоббс (1588 — 1679 гг.). Эти теории ставят во главу угла не чувственное, а рациональное начало. Теория общественного договора в медицинской практике лучше всего проявляется в контрактной модели взаимоотношений между медиками и пациентами. Идеал контракта как наиболее достойной человека формы социальных отношений, сформировался в эпоху Просвещения.
Теория общественного договора в медицинской практике лучше всего проявляется в контрактной модели взаимоотношений между медиками и пациентами. Идеал контракта, как наиболее достойной человека формы социальных отношений, сформировался в эпоху Просвещения.

 

Контрактная модель в качестве образцовой структуры взаимоотношений между медиками и пациентами привлекательна тем, что именно она в наибольшей степени защищает моральные ценности автономной личности. Пациент добровольно устанавливает отношения с врачом на тех условиях, которые считает для себя выгодными и возможными.

3.3 Учение о моральном долге И. Канта (деонтологическая этика) и его связь с моральными проблемами современной медицины

Термин «медицинская деонтология» (от греч. deontes — «нужное, должное» и logos — «слово, понятие, учение», т.е. учение о должном) был введен сравнительно недавно, в 30-х гг. XX в. Деонтологические теории при оценке действий принимают во внимание не только их результаты, но и мотивы, замыслы действующих лиц.
Первой теорией, выдержанной в деонтологическом ключе, стала этика И. Канта. В противоположность английским философам-утилитаристам Кант стремился открыть основные законы нравственности путем отвлеченного мышления. Он пришел к убеждению, что в основе нравственности лежит сознание долга, которое не вытекает ни из соображений пользы, ни из чувства симпатии, а представляет свойство человеческого разума. В центре этической концепции И. Канта (1734 — 1804 гг.) находится идея долженствования, которая оправдывает сущность нравственности.
С точки зрения сторонников деонтологического подхода, при оценке наших поступков в первую очередь используют понятия «обязательства», «долг» и «право». Мы обязаны поступать именно так, не ожидая для себя или кого-то другого пользы, а просто выполняя свой долг. Например, неправильно в чем-то обманывать пациента не только потому, что ложь может повлечь за собой негативные последствия для него или его близких, но и потому, что обман — недолжное поведение.
Подобно утилитаристским, деонтологические теории чаще оказываются монистическими. В монистических теориях в качестве основополагающего принимается один принцип, например «золотое правило» этики, или библейская заповедь: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12).
«Золотое правило» весьма близко тому абсолютному нравственному закону, или категорическому императиву, который Кант считал безусловным основанием этики. Согласно Канту, существует некий абсолютный нравственный закон, обладающий свойством императивности (обязательности) для любого человека и при выборе своего поведения человек должен руководствоваться не только своими желаниями, но и общечеловеческими правилами, являющимся для него категорическим императивом (безусловным повелением). Категорическим же будет такой императив, который представляет тот или иной поступок как объективно необходимый сам по себе. Кант сформулировал категорический императив так: «Поступай только согласно такой максиме (закону — Авт.), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
Кант выдвигает соответственно три максимы:
1. Поступай согласно всеобщим законам;
2. В своих поступках исходи из того что человек является высшей ценностью, не используй как средство;
3. Все поступки ориентируй на общее благо.
Любое действие, стимулированное не долгом, а иными мотивами (целеустремленностью, пользой, интересом), Кант рассматривал как внеморальное, не обладающее нравственной ценностью.
Категорический императив, по Канту, является внеэмпирическим, так как он не возникает в результате обобщения человеческого поведения (Он касается того, что должно быть, а не того, что есть), и априорным (И подлец знает, что его поведение не является нравственным).


























ВОПРОС 16

Этические учения в русской философии

Самобытные черты этических исканий русской философии оформились в XIX—XX вв., в то время, когда национальное этическое сознание достаточно определилось. Как одно из ярких проявлений можно привести высказывание Ф. М. Достоевского о том, что «русская идея» содержится в «осуществлении всех идей». Большая степень общих закономерностей содержится также в определении границ двух основных тенденций развития русского этического мышления. Одна из них олицетворяет тяготение к материалистическому толкованию морали, наиболее ярко реализуясь в воззрениях русских революционных демократов; другая сориентирована на идеалистическую концепцию. Именно второе направление будет рассмотрено далее.

Этика и философия всеединства. В.С. Соловьев

Основную роль в этическом исследовании, по определению В.С. Соловьева, играет нравственная деятельность, которая должна быть исследована как с внутренней, так и с внешней стороны.

В своем философском труде «Оправдание добра» Соловьев выдвинул идеи о трех основаниях морали, а именно о том, что ее составляющие: стыд, благоговение, жалость, о значении совести и любви в нравственной деятельности, о главных принципах морали. Основной темой этики он считал вопрос о смысле и цели жизни человека.

Проблема свободы и обоснование этических проблем. Н. А. Бердяев

Он не признавал все общезначимые ценности (мораль, общение, свободу, разум), считая, что «всем можно пожертвовать, чтобы найти Бога».

Смысл жизни является высшей истинной ценностью, которая должна быть увидена, легко принята человеком и осуществлена в его деятельности.Пытаясь разрешить противопоставление своеволия и необходимости, Н.А. Бердяев, проповедовавший «болезненный индивидуализм», вопреки своим же стремлениям показать абсолютную неопределенность свободы, считает все-таки обязательной нравственной установкой личности «вольный отказ от своеволия». Н.А. Бердяев, в результате философ утверждал, что «мы живем в мире безумия». А для его продолжателей вообще не существовало задачи по преобразованию мира, их интересовал человек лишь как изолированный субъект, который идет по пути мистических озарений «не зная куда», «не ведая

зачем», стремящийся получить спасение в вере, «отменяющей разум». Интерес, который закономерно ожил не так давно к произведениям русских идеалистов, – явление, конечно, позитивное.

Этика непротивления злу Л.Н. Толстого

Существенное развитие этика ненасилия получила в работах выдающегося русского писателя и мыслителя Л.Н. Толстого, считавшего, что насилие, само по себе, ничего не создает, а только разрушает. Тот, кто отвечает злом на зло, умножает страдания, усиливает бедствия, но не избавляет от них ни других, ни себя. Таким образом, насилие бессильно, бесплодно, разрушительно. В понимании мыслителя насилие необходимо приравнивать к злу, оно прямо противоположно любви.

Л.Н. Толстой усматривает ошибку политических учений в том, что все они построены на насилии. Это проявляется в желании одних людей, считающих для себя выгодным существующий государственный порядок, при помощи насилия его удержать и сохранить, другие же, напротив, при помощи революционного насилия, стремятся разрушить существующее социальное устройство и установить на его место другое, по их мнению, лучшее. Для исправления подобного положения Л.Н. Толстой считает необходимым обратиться к отношениям любви, сострадания, милосердия, воздаяния добром за зло, с древности считавшихся основой нравственности.

Мыслитель полагал также, что несостоятельной является и утилитаристская аргументация в пользу насилия, по которой насилие оправдывается в тех случаях, когда оно может пресечь большее насилие. В тот момент, когда мы убиваем человека, который поднял нож над своей жертвой, мы никогда не можем с полной уверенностью знать, привел бы он свое намерение в действие или же нет, не поменялось бы что-нибудь в последнее мгновение в его сознании.

Когда лишают жизни преступника, то опять-таки никто не может быть на сто процентов уверен, что преступник не раскается, не изменится и что эта казнь не станет бесполезной жестокостью. Но даже если перед нами находится закоренелый преступник, который никогда бы не изменился, казнь не может быть полностью оправдана, потому что казнь так воздействует на окружающих людей, прежде всего близких казнимого, что порождает врагов вдвое больше.

ВОПРОС 17


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: