Мигелева П.В.Содержание и методы работы социального педагога / П.В.Мигелева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. – № 3. – С.18-31.
Коньшина Т. У добрых дел не может быть конца / Т.Коньшина // Комсомольская правда. – 2005. – 13 октября. – С. 20.
Раздел, глава из книги
Краевский В.В. Педагогика как наука / В.В. Краевский // Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2003. – Гл. 1. – С. 5-40.
Санникова А.И.Сущность творческого потенциала личности и возможности его развития средствами образования / А.И. Санникова // Формирование готовности учащихся к развитию своего творческого потенциала в образовательном процессе: учеб. пособие / А.И. Санникова. – Пермь, 2001. – Гл.2. – С. 29-43.
Маралов В.Г.Педагогическая поддержка самопознания и саморазвития / В.Г. Маралов // Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие / В.Г. Маралов. – М., 2002. – Разд. 3. – С. 99-53.
Оформление данных интернет-ресурсов
Парпалк Р. Педагогическое общение // Персональный сайт Романа Парпалка. – 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://written.ru (дата обращения: 26.07.2013)
Приложение 6
Общие рекомендации по оформлению курсовой работы
1. КР выполняется печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги одинакового сорта и плотности формата А4 (210х297 мм), скрепляется скоросшивателем и передается руководителю (или заведующему кафедры) в установленные сроки.
Цвет используемого при печати шрифта – черный, равномерной контрастности по всему тексту работы. Допускается уместное разумное акцентирование отдельных слов или фрагментов текста выделением полужирным, курсивом или подчеркнутым шрифтом.
Помещение каждого листа в прозрачную папку, ламинирование или другое покрытие страниц не допускаются.
2. Общий объем КР бакалавра должен быть в пределах 25-30 страниц текста, не считая приложений; общий объем КР магистранта - в пределах 35-40 страниц текста, не считая приложений.
-КР выполняется 14 шрифтом Times New Roman;
-интервал – 1,5;
-до и после абзаца дополнительный интервал не устанавливается;
-абзацный отступ 1,25 см;
-поля: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм.;
-выравнивание – по ширине страницы;
-переносы слов допускаются в виде исключений.
3. КР может состоять из двух, трех или более глав, в соответствии с целесообразностью, содержанием, структурой и методами исследования.
Список сокращений и условных обозначений, список терминов, список иллюстративного материала и приложения не являются обязательными элементами КР.
4. Структурные элементы КР – главы основного содержания, а также введение, заключение, библиографический список и приложения начинаются с новой страницы. Переносить и сокращать слова в заголовках не допускается. В заголовках допускаются только общепринятые аббревиатуры. Если заголовок состоит из двух предложений, между ними ставится точка.
Названия структурных элементов выполняются прописными буквами полужирным 14 шрифтом без подчеркивания и выделения курсивом и располагаются посередине страницы без точки на конце.
Главы нумеруются арабскими или римскими цифрами. Введение, заключение и библиографический список не нумеруются.
После номера главы перед его названием ставится пробел, точка не ставится.
После названия структурного элемента КР оставляется пустая строка.
Названия параграфов начинаются с красной строки с прописной буквы и выполняются строчными буквами полужирным 14 шрифтом, точка в конце не ставится. Пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенные точкой. Номер параграфа и его название разделяются пробелами.
5. Все страницы КР, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, на котором нумерация страниц не ставится, на следующей странице ставится цифра «2» и т.д. Порядковый номер страницы ставится на середине нижнего поля страницы 12 шрифтом Times New Roman.
6. Иллюстративный материал может быть представлен рисунками, фотографиями, картами, графиками, чертежами, схемами, диаграммами и другими материалами. Иллюстрации, используемые внутри текста, размещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости - в приложении.
Иллюстрации нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией по всей работе. Под рисунком посередине страницы делается запись «Рисунок № – Название рисунка» без точки в конце.На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте КР. При ссылке на рисунок следует писать слово «рисунок» с указанием его номера.
7. Таблицы, используемые в КР, размещают после текста, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении.
Под рисунком посередине страницы делается запись «Рисунок № – Название рисунка» без точки в конце.На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте КР. При ссылке на рисунок следует писать слово «рисунок» с указанием его номера.
Таблицы, используемые в КР, размещают после текста, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении. Таблицы нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией по всей работе. Над таблицей с выравниванием по левому краю приводится ее номер с «Таблица …», в следующей строке по центру приводится название таблицы с большой буквы, без точки в конце. На все таблицы должны быть даны ссылки в тексте КР. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. При переносе таблиц на другую страницу следует ставить текст «Продолжение таблицы …», без указания названия таблицы, за исключением случаев автоматического повторения строки заголовка таблицы средствами текстового редактора.
В таблицах и иллюстративных материалах допускается использование шрифта и интервала, меньших, чем установлено для основного текста при выполнении условий корректного восприятия текста.
При оформлении формул в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими стандартами. Пояснения символов должны быть приведены в тексте или непосредственно под формулой.
Формулы в тексте КР следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах главы. Номер заключают в круглые скобки и записывают на уровне формулы справа. Допускается внесение формул черным цветом чернилами, тушью или шариковой ручкой.
Библиографический список должен быть размещен в конце основного текста КР. Нумерация страниц списка литературы продолжает нумерацию основного текста работы. При оформлении списка литературы следует руководствоваться положениями стандарт ГОСТ Р.7.0.5-2008. Ссылки на использованные источники в тексте КР следует указывать порядковым номером библиографического описания источника в библиографическом списке КР. Порядковый номер ссылки заключают в квадратные скобки. Нумерация ссылок ведется арабскими цифрами в порядке приведения ссылок в тексте КР, независимо от деления работы на главы.
Приложения могут содержать материалы, подтверждающие результаты выполненных исследований, содержание, объем и формат которых не позволяет размещать их в тексте КР. Например, рекомендуется выносить в приложения таблицы и схемы, размер которых превышает 2 стр. В приложения могут быть включены: фрагменты иллюстративного материала, выдержки из нормативных документов, положения, стандарты, инструкции и методики, разработанные в процессе выполнения КР, формы и бланки для проведения исследований, массивы эмпирических данных, промежуточные доказательства, формулы и расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, протоколы экспериментов, описание условий проведения эмпирических исследований и измерений, заключения экспертизы, иллюстрации вспомогательного характера, копии технических заданий, программ работ, договоров или других документов и др. Допускается использование приложений нестандартного размера, которые в сложенном виде соответствуют формату А4. Нумерация страниц приложений продолжает нумерацию основного текста работы.
Приложение 7
Образец оформления ссылок в курсовой работе
Во всех случаях заимствования материала из литературных источников (цитирование слов автора), в тексте должны быть сделаны соответствующие ссылки. Ссылки на источники оформляются по тексту в квадратных скобках. Сначала указывается номер источника из списка литературы, затем номер страницы. Например: [15, 54].
Если в курсовой работе есть ссылка на какие-то мысли автора, изложенные в книге, то ссылка делается так: [18], т.е. указывается только номер источника.
Если мысль прослеживается в нескольких литературных источниках, то указываем это следующим образом: [12;45]. 12 и 45 – это номера литературных источников из списка литературы.
Приложение 8
Особенности структуры, содержания и методов исследования
первой курсовой работы бакалавров
(очная и заочная формы обучения)
Первая курсовая работа бакалавров направлена на изучение общепедагогических проблем, актуальных для современного начального общего образования, и включает:
1) введение, структура и логическая последовательность элементов которого могут выглядеть следующим образом:
-обоснование актуальности выбранной темы;
-определение объекта и предмета исследования;
-формулирование целей и задач исследования;
-определение используемых методов исследования;
-описание структуры работы.
2) теоретическую часть, в которой представлены: история вопроса, разработанность проблемы посредством сравнительного анализа научной литературы (не менее 10 источников: монографии, академические учебники для вузов, статьи в научных журналах, публикации ученых в сборниках научных конференциях), определение, сравнительный анализ и обобщение ключевых понятий темы;
3) практическую часть, которой представлено описание опыта практической реализации проблемы на основе анализа: публикаций учителей в научно-методических журналах по профилю образовательной программы, сайтов образовательных организаций, материалов различных профессиональных форумов и сети интернет (конспектов уроков, занятий, мероприятий), методических пособий, сборников упражнений и пр.), анкетирования и интервьюирования педагогов образовательных организаций.
3) заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы; это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать итоговые результаты исследования, которые можно оформить в виде некоторого количества пронумерованных абзацев;
4) списка используемой литературы (не менее 20 источников); в список литературы включаются только те издания, которые находят отражение в содержании работы и на них имеются сноски в тексте;
5) приложения (при необходимости);
6) объем работы 25-30 страниц.
В актуальности темы курсовой работы отражены требования социального заказа («Закон об образовании в РФ», Послание Президента РФ Федеральному Собранию, ФГОС и др.), значимость для современного начального общего образования.
Проблема исследования определена в части недостаточности проработанности выделенного аспекта в науке, наличия разных подходов к изучению проблемы в науке и несоответствия научных положений опыту практической деятельности.
Основными методами являются: изучение психолого-педагогической литературы; анализ и синтез изученной по проблеме литературы; сравнение и сопоставление ключевых понятий и определений конструирование понятия; систематизации и структурирования; метод анкетирования и другие.
Содержание курсовой работы выстроено в соответствии с определенной логикой изложения материала: ретроспективный анализ (от истоков к современности или наоборот); ведущие ученые и «второстепенные» ученые; российский опыт и зарубежный опыт; принадлежность к научной школе; опыт реализации проблемы в практике образовательных организаций и т.д.
Приложение 9
Особенности структуры, содержания и методов исследования
второй курсовой работы бакалавров
(очная форма обучения)
Вторая курсовая работа бакалавров направлена на изучение актуальных частно-методических вопросов обучения и воспитания младших школьников, и включает:
1) введение, структура и логическая последовательность элементов которого могут выглядеть следующим образом:
-обоснование актуальности выбранной темы;
-определение объекта и предмета исследования;
-формулирование целей и задач исследования;
-определение используемых методов исследования;
-описание практической значимости темы исследования;
-описание структуры работы.
2) основной части, состоящей обычно из двух глав:
-первая глава содержит теоретические основы разрабатываемой темы: сравнительный анализ научно-методической литературы (не менее 10 источников: монографии, академические учебники для вузов, статьи в научных журналах, публикации ученых в сборниках научных конференциях); определение, сравнительный анализ и обобщение ключевых понятий темы;
- вторая глава включает анализ методических, дидактических разработок, диагностических методик, современных учебников и учебно-методических комплексов, программ внеурочной деятельности, учебно-методических рекомендаций и т.п.; результаты анкетирования и интервьюирования педагогов образовательных организаций
3) заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы; это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать итоговые результаты исследования, которые можно оформить в виде некоторого количества пронумерованных абзацев;
4) списка используемой литературы (не менее 20 источников); в список литературы включаются только те издания, которые находят отражение в содержании работы и на них имеются сноски в тексте;
5) приложения (общепризнанные диагностические методики с указанием автора; подборка упражнений, дидактических игр, конспектов уроков, внеклассных занятий, родительских собраний; материалы, подтверждающие проведение анкетирования и интервьюирования и др.);
6) объем работы 25-30 страниц.
В актуальности темы курсовой работы, помимо требований социального заказа («Закон об образовании в РФ», Послание Президента РФ Федеральному Собранию, Концепция духовно-нравственного развития гражданина России, ФГОС НОО и др.), отражены выявленные недостатки педагогического процесса.
Проблема исследования определена в части недостаточной проработанности выделенного аспекта в теории и/или практике с учетом инновационных процессов, происходящих в НОО.
В исследовании обозначена его практическая значимость.
Основными методами являются: изучение научно-методической литературы, анализ и синтез изученной по проблеме литературы, изучение документации, изучение и обобщение педагогического опыта, метод педагогического консилиума, наблюдение, беседа, интервьюирование и т.д.
Содержание курсовой представлено текстом, содержащим описание сравнительного анализа научно-методической литературы, методических, дидактических разработок, диагностических методик, современных учебников и учебно-методических комплексов, программ внеурочной деятельности, учебно-методических рекомендаций, интерпретацию результатов анкетирования и интервьюирования учителей; работа может быть дополнена программами, планами, пакетом диагностических методик, схемами, таблицами, моделями и т.д., подготовленными по результатам анализа методических, дидактических разработок, диагностических методик, современных учебников и учебно-методических комплексов, программ внеурочной деятельности и т.п.
Приложение 10
Особенности структуры, содержания и методов исследования
третьей курсовой работы бакалавров
(очная форма обучения)
Третья курсовая работа бакалавров посвящена обоснованиюи проектированию собственной методической идеи и включает:
1) введение, структура и логическая последовательность элементов которого могут выглядеть следующим образом:
-обоснование актуальности выбранной темы;
-определение объекта и предмета исследования;
-формулирование целей и задач исследования;
-построение гипотезы;
-определение используемых методов исследования;
-описание практической значимости темы исследования;
-указание базы исследования;
-описание структуры работы.
2) основной части, состоящей обычно из двух разделов:
-первый раздел содержит теоретические основы экспериментальной работы и описание содержания подготовленного проекта (программы, плана, иных методических материалов, пакета диагностических методик, КИМы и т.д.);
-второй раздел представляет результаты реализации подготовленного проекта, данные математических и статистических методов исследования, осуществленных в ходе констатирующего и контрольного этапа опытной работы, проведенной на одной группе/классе в целях подтверждения/опровержения гипотезы исследования;
3) заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы, необходимости их коррекции; это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать итоговые результаты исследования, которые можно оформить в виде некоторого количества пронумерованных абзацев;
4) списка используемой литературы (не менее 15 источников, в том числе методические материалы и диагностические методики, использованные при разработке и внедрении проекта); в список литературы включаются только те издания, которые находят отражение в содержании работы и на них имеются ссылки в тексте;
5) приложения (материалы, подтверждающие проведенную опытную работу: продукты диагностики, конспекты уроков/занятий и др.);
6) объем работы 25-30 страниц.
В актуальности темы курсовой работы, помимо требований социального заказа («Закон об образовании в РФ», Послание Президента РФ Федеральному Собранию, ФГОС и др.), недостатков педагогического процесса и недостатков педагогического результата, отражены недостаточно изученные аспекты науки в выбранном направлении и диагностические проблемы.
Проблема исследования определена в части недостаточной проработанности выделенного аспекта как в теории, так и в практике.
В исследовании обозначена его практическая значимость.
Гипотеза раскрывается через практическую функцию в процессе решения проблем, через определение объема и способов действий при исследовании проблем, разработку плана исследования, установление эмпирических условий и критериев обоснования гипотезы.
Основными методами становятся математические (регистрация, рейтингование, шкалирование) и статистические (среднее арифметическое, медиана, дисперсия); методы представления результатов проведенного исследования (моделирование, схематизация, шкалирование, рейтингование).
В содержании курсовой работы представлены теоретические основы и подготовленный проект (программа, план, пакет диагностических методик, иные методические материалы и т.д.), интерпретация результатов реализации проекта. Описание опытной работы должно быть проиллюстрировано вычислениями, графиками, диаграммами и т.д.
Приложение 11
Особенности структуры, содержания и методов исследования
второй курсовой работы бакалавров
(заочная форма обучения)
Вторая курсовая работа бакалавров (ОЗО) направлена на изучение актуальных частнометодических вопросов обучения и воспитания младших школьников, обоснованиеи проектирование собственной методической идеи, и включает:
1) введение, структура и логическая последовательность элементов которого могут выглядеть следующим образом:
-обоснование актуальности выбранной темы;
-определение объекта и предмета исследования;
-формулирование целей и задач исследования;
-построение гипотезы;
-определение используемых методов исследования;
-описание практической значимости темы исследования;
-указание базы исследования;
-описание структуры работы.
2) основной части, состоящей обычно из двух глав:
-первая глава содержит теоретические основы разрабатываемой темы: сравнительный анализ научно-методической литературы (не менее 10 источников: монографии, академические учебники для вузов, статьи в научных журналах, публикации ученых в сборниках научных конференциях); определение, сравнительный анализ и обобщение ключевых понятий темы;
- вторая глава включает:
· анализ методических, дидактических разработок, диагностических методик, современных учебников и учебно-методических комплексов, программ внеурочной деятельности, учебно-методических рекомендаций и т.п.;
· результаты анкетирования и интервьюирования педагогов образовательных организаций;
· описание содержания подготовленного проекта (программы, плана, иных методических материалов, пакета диагностических методик, КИМы и т.д.);
· результаты реализации подготовленного проекта, данные математических и статистических методов исследования, осуществленных в ходе констатирующего и контрольного этапа опытной работы, проведенной на одной группе/классе в целях подтверждения/опровержения гипотезы исследования;
3) заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы; это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать итоговые результаты исследования, которые можно оформить в виде некоторого количества пронумерованных абзацев;
4) списка используемой литературы (не менее 20 источников); в список литературы включаются только те издания, которые находят отражение в содержании работы и на них имеются сноски в тексте;
5) приложения (общепризнанные диагностические методики с указанием автора; подборка упражнений, дидактических игр, конспектов уроков, внеклассных занятий, родительских собраний; материалы, подтверждающие проведение анкетирования и интервьюирования и др.);
6) объем работы 25-30 страниц.
В актуальности темы курсовой работы, помимо требований социального заказа («Закон об образовании в РФ», Послание Президента РФ Федеральному Собранию, Концепция духовно-нравственного развития гражданина России, ФГОС НОО и др.), отражены выявленные недостатки педагогического процесса.
Проблема исследования определена в части недостаточной проработанности выделенного аспекта в теории и/или практике с учетом инновационных процессов, происходящих в НОО.
В исследовании обозначена его практическая значимость.
Гипотеза раскрывается через практическую функцию в процессе решения проблем, через определение объема и способов действий при исследовании проблем, разработку плана исследования, установление эмпирических условий и критериев обоснования гипотезы.
Основными методами являются: изучение научно-методической литературы, анализ и синтез изученной по проблеме литературы, изучение документации, изучение и обобщение педагогического опыта, метод педагогического консилиума, наблюдение, беседа, интервьюирование и т.д., а также математические (регистрация, рейтингование, шкалирование) и статистические (среднее арифметическое, медиана, дисперсия); методы представления результатов проведенного исследования (моделирование, схематизация, шкалирование, рейтингование) методы.
Содержание курсовой представлено текстом, содержащим описание сравнительного анализа научно-методической литературы, методических, дидактических разработок, диагностических методик, современных учебников и учебно-методических комплексов, программ внеурочной деятельности, учебно-методических рекомендаций, интерпретацию результатов анкетирования и интервьюирования учителей; работа может быть дополнена программами, планами, пакетом диагностических методик, схемами, таблицами, моделями и т.д., подготовленными по результатам анализа методических, дидактических разработок, диагностических методик, современных учебников и учебно-методических комплексов, программ внеурочной деятельности и т.п. Обязательной частью курсовой работы является разработка подготовленного студентом проекта (программы, плана, пакета диагностических методик, иных методических материалов и т.д.), а также описание и интерпретация результатов реализации проекта (внедрения, апробации). Описание опытной работы должно быть проиллюстрировано вычислениями, графиками, диаграммами и т.д.
Приложение 12
Особенности структуры, содержания, методологии и методов исследования первой курсовой работы магистрантов
(заочная форма обучения)
Первая курсовая работа, выполняемая обучающимися по программам магистратуры, направлена на изучение проблем, актуальных для современного начального общего образования и соответствующих программе магистратуры, посвящена обоснованиюавторской идеи /разработки (модели, программы), ее актуальности, цели, задач, планируемых результатов внедрения (апробации).
Курсовая работа, отражающая актуальность и разработанность проблемы в науке и практике, состоит из:
1) введения, структура и логическая последовательность элементов которого могут выглядеть следующим образом:
-обоснование актуальности выбранной темы (в теории и практике);
- выявление проблемы (противоречий) современного образовательного процесса;
-определение объекта и предмета исследования;
-формулирование цели исследования;
- формулирование задач исследования;
-определение используемых методов исследования;
2) теоретической части, в которой приведены уровень разработанности проблемы в теории посредством сравнительного анализа научной литературы (не менее 20 источников), при этом должна учитываться тема программы магистратуры:
· при обучении по программе 44.04.01 Педагогическое образование профиль «Менеджмент начального общего образования» должен быть представлен аспект управления образовательной организацией,
· при обучении по программе 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
· профиль «Инновации начального общего образования» должен быть представлен психолого-педагогический аспект проблемы;
3) эмпирической части, описывающей уровень разработанности проблемы в практике и имеющийся («чужой») опыт реализации исследуемого предмета (путем анализа методических журналов, публикаций в сети Интернет, изучения опыта и др.); а также представление авторской идеи (разработки, модели, программы), ее актуальности, цели, задач, планируемых результатов внедрения (апробации);
4) заключения, в котором содержатся выводы о степени разработанности проблемы, открытых вопросах, констатируется факт авторской идеи/разработки, обозначаются направления дальнейшего исследования);
5) списка используемой литературы (не менее 30 источников); в список литературы включаются только те издания, которые находят отражение в содержании работы и на них имеются сноски в тексте;
6) приложения (аннотации, сводные таблицы, анкеты).
В актуальности темы курсовой работы отражены требования социального заказа, недостатки педагогического процесса и педагогического результата, научные аспекты, изученные не в полном объеме.
Проблема исследования определена в части недостаточности проработанности изучаемого вопроса как в теории, так и в практике («проблема для всех» и «проблема для себя»).
В исследовании обозначена его теоретическая и практическая значимость.
Основу первой части исследования составляют задачи историко-диагностической группы: история, современное состояние проблемы, определение и уточнение понятий, общенаучные и психолого-педагогические основания исследования. Основными методами являются: метод изучения психолого-педагогической литературы; анализ и синтез изученной по проблеме литературы; сравнение и сопоставление ключевых понятий и определений конструирование понятия; систематизации и структурирования; реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование. Содержание первой части курсовой выстроено в соответствии с определенной логикой изложения материала: ретроспективный анализ (от истоков к современности или наоборот).
Основу второй части исследования составляют задачи теоретико-моделирующей группы: структура, сущность изучаемого, факторы преобразования, модели структуры, функций изучаемого, способы преобразования. Основными методами являются: наблюдение, беседа, интервьюирование, тестирование, изучение документации, изучение и обобщение педагогического опыта, метод педагогического консилиума, метод анкетирования и т.д. Содержание второй части курсовой представлено как результат осмысления изученного опыта и предложение собственных путей решения (авторская идея/разработка).
В приложении приведен инструментарий анализа разработанности проблемы в науке и изучения опыта, который может быть представлен схемами, таблицами, моделями, аннотациями статей и т.д.
Приложение 13
Особенности структуры, содержания, методологии и методов исследования второй курсовой работы магистрантов
(заочная форма обучения)
Вторая курсовая работа направлена на проектирование содержания авторской разработки и ее методического обеспечения, а также включает описание опытной (исследовательской) работы, ее предварительных результатов, обработки полученных данных с помощью математических и статистических методов исследования, их анализ и интерпретация.
Курсовая работа проектно-исследовательского характера состоит из:
1) введения, структура и логическая последовательность элементов которого могут выглядеть следующим образом:
-обоснование актуальности выбранной темы;
- выявление проблемы (противоречий) современного образовательного процесса;
-определение объекта и предмета исследования;
-формулирование цели исследования;
- выдвижение гипотезы исследования (как правило, объяснительная);
- формулирование задач исследования;
-определение используемых методов исследования;
2) основной части, состоящей обычно из двух разделов:
- первый раздел отражает содержание авторской разработки (модели, программы и др.) и обоснование ее целей, задач, структуры, планируемых результатов внедрения, выбора диагностических методик, направленных на измерение запланированных результатов, включает описание рисков и преимуществ внедрения разработки;
- второй раздел содержит описание опытной (экспериментальной) работы и представляет результаты обработки ее данных с помощью математических и статистических методов исследования, включает интерпретацию полученных данных;
3) заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы; это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать итоговые результаты исследования, которые можно оформить в виде некоторого количества пронумерованных абзацев;
4) списка используемой литературы (не менее 15 источников); в список литературы включаются только те издания, которые находят отражение в содержании работы и на них имеются сноски в тексте;
5) приложения (таблицы с исходными данными, диаграммы, результаты обработки данных с помощью методов математической статистики, диагностики, анкеты);
6) объем работы 40-50 страниц.
В актуальности темы курсовой работы автор ссылается на выявленные в первой курсовой работе аспекты актуальности проблемы в науке и практике.
В исследовании обозначена его практическая значимость, основной акцент делается на практическую значимость.
Основу исследования составляют задачи практико-преобразовательной группы: методы, приемы, средства, технологии организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и диагностики результатов преобразования; практические рекомендации.
Основными методами становятся математические методы (регистрация, рейтингование, шкалирование) и статистические (среднее арифметическое, медиана, дисперсия); методы представления результатов проведенного исследования (моделирование, схематизация, шкалирование, рейтингование) и т.д.
Содержание курсовой представлено текстом, включающим вычисления, графики, диаграммы.
[1] При необходимости обучающийся при согласовании с руководителем КР может расширить свое задание на выполнение курсовой работы, включив в него этапы проведения исследования, участие в конференциях и конкурсах, соответствующих теме КР; подготовки публикации и т.д.
[2] Даты подготовки и представления научному руководителю результатов работы над КР обсуждаются на выпускающей кафедре в начале учебного года (отдельно для обучающихся очной и заочной формы обучения)