В пробирку с раствором сульфата меди (II) (2-3 капли) прибавить такое же количество раствора соды. Наблюдать выпадение зеленого осадка гидроксокарбоната меди (CuOH)2CO3. Почему при взаимодействии солей меди с раствором соды не выпадает средний карбонат меди? Написать уравнение реакции взаимодействия сульфата меди (II) с содой при участии воды.
Опыт 6. Комплексные соединения меди.
А) Получение аминокомплекса меди.
В пробирку с раствором сульфата меди (II) (2—3 капли) прибавлять по каплям 2 н. раствор аммиака до полного растворения осадка основной соли (CuОH)2SО4, выпавшего при добавлении первых капель раствора аммиака.
Отметить окраску исходного раствора сульфата меди и раствора, получившегося после растворения осадка. Написать уравнения реакций: а) взаимодействия сульфата меди (II) с раствором аммиака с образованием основного сульфата меди (II); б) растворения основного сульфата меди (II) в избытке аммиака с одновременным образованием комплексной соли и комплексного основания меди (II), учитывая, что координационное число Сu2+ равно 4; в) диссоциации полученных комплексных соединений меди. Какое основание сильнее: гидроксид меди (II) или гидроксид тетраамминмеди (II)? Какие ионы обусловливают окраску раствора, содержащего аминокомплексы меди?
Б) Обнаружение катионов Сu2+ в растворе.
В пробирку поместите 3-4 капли раствора сульфата меди (II), добавьте 3—4 капли раствора гексацианоферрата (II) калия K4[Fe(CN)6]. В наблюдениях укажите цвет выпавшего осадка. Сформулируйте вывод.
Опыт 7. Обнаружение катионов Ag+ в растворе.
а) В пробирку поместите 2—3 капли раствора нитрата серебра, добавьте 2 капли раствора хлороводородной кислоты. При этом выпадет белый творожистый осадок. К образовавшемуся осадку прилейте раствор аммиака.
б) На предметное стекло к 1 капле нитрата серебра добавьте 1 каплю раствора хромата калия. Отметьте цвет образовавшегося осадка. Запишите уравнения реакций и сформулируйте вывод.
III. Сделайте выводы по проведенной работе.