Задания для самостоятельной работы

Тема 12. Формирование слухопроизносительных навыков

 

Семинар (4 ч.)

План

 

1. Роль и место произносительной стороны речи в процессе обучения иноязычной речевой деятельности.

2. Сущность понятий «произношение», «фонематический слух», «артикуляционная база», «фонема», «интонема», «внутренняя речь».

3. Цель обучения произношению в средней школе. Характеристика фонетических навыков.

4. Принципы обучения произношению. Соотношение сознательности и имитации в обучении произношению.

5. Требования программы к уровню владения произношением. Идея аппроксимации в обучении иноязычному произношению.

6. Содержание обучения произносительной стороне речи:

а) отбор и методическая организация фонетического минимума для средней школы;

б) сравнительно-сопоставительный анализ фонологической базы английского и русского языков;

в) методическая типология фонетического материала;

г) краткая характеристика слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков;

д) взаимодействие произносительных навыков с лексическими и грамматическими в процессе их формирования.

7. Методика работы над произношением:

а) основные положения артикуляторного подхода к обучению фонетике;

б) особенности акустического подхода к обучению фонетике;

в) суть дифференцированного подхода к обучению фонетике.

8. Особенности формирования фонетических навыков на различных этапах обучения:

           а) этапы работы над звуками и интонацией на начальном этапе обучения;

           б) пути и приёмы работы над фонетической стороной речи на среднем

           этапе;

 в) совершенствование произносительных навыков на старшем этапе обучения.

г) упражнения для формирования и совершенствования произносительных и интонационных навыков.

9. Содержание и место фонетической зарядки на уроке ИЯ.

10. Роль ТСО в овладении иноязычным произношением.

11. Требования ЕГЭ к уровню владения произносительными навыками.

 

Основная литература

1. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 267-287.

2. Мильруд, Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учебное пособие для вузов / Р.П. Мильруд. - 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – C. 34-56.

3. Пассов, Е.И. Сорок лет спустя, или Сто и одна методическая идея / Е.И. Пассов. – М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2006. – С. 100-101; 103.

4. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2003. – С. 64-79.

5. Утробина, А.А. Методика преподавания и изучения иностранного языка: конспект лекций / А.А. Утробина. – М.: Приор-издат, 2006. – С. 44-47.

 

Дополнительная литература

 

1. Белкина, М.Ю. Задания для совершенствования фонетических навыков / М.Ю. Белкина // ИЯШ. - 2006. - №5. – С. 53-55.

2. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. - М.: Высшая школа, 1982. - С. 156-176.

3. Долганина, В.В. Путешествие по волшебной стране английских звуков / В.В. Долганина // ИЯШ. – 2008. - №3. – С. 35-40.

4. Кисунько, Е. Упражнения для фонетической зарядки / Е. Кисунько, Е. Музланова. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.

5. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1988. – С. 192-193.

6. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – С. 67-74.

7. Соклакова, О.В. К обучению интонации устного неподготовленного монологического высказывания (на материале английского языка / О.В. Соклакова //ИЯШ. – 2003. - №3. – С. – 12.

Задания для самостоятельной работы

 

1. Как программа по иностранному языку формулирует задачи обучения произношению и ожидаемый результат в курсе начального обучения?

2. Кто из авторов рекомендованной Вам литературы выделяет три основные группы произносительных трудностей: артикуляционные, позиционные, акустические? Выпишите определения перечисленных групп.

3. Прочитайте материал в рекомендованных учебных пособиях и представьте методическую типологию фонетического материала ИЯ, исходя из его сходства с фонемами родного языка. Какой методический вывод отсюда следует?

4. Что понимается под терминами «слухопроизносительные навыки» и «ритмико-интонационные навыки»?

5 В какой связи находятся произношение и внутреннее проговаривание?

6. Какова роль знаний в процессе формирования слухопроизносительных навыков?

7. Какова роль транскрипции при обучении произношению?

8. Какова роль чтения вслух в упрочении фонетической базы учащихся?

9. Какие пути работы над произношением предлагают методисты и в чём их особенности?

10. В чём состоит положение об аппроксимированном владении учащимися средней школы произношением на ИЯ?

11.Почему правила-инструкции в школе носят аппроксимированный характер?

12.В чём сущность различных подходов к обучению произношению?

13.Каковы цели обучения слухопроизносительным навыкам на начальном, среднем и старшем этапах обучения?

14.Какова роль фонетической зарядки при обучении произношению? Каково её место на уроке ИЯ?

15. Эффективно ли решать при проведении фонозарядки сразу несколько задач?

16. Что может быть материалом фонозарядки?

Каков удельный вес тренировочных упражнений и упражнений в воспроизведении при обучении слухопроизносительным навыкам?

17. Какие технические средства можно использовать при формировании слухопроизносительных навыков? Какова методика их использования?

18. Ознакомьтесь с методическими рекомендациями по обучению фонетике английского языка в средней школе и составьте фрагмент урока по обучению фонетической стороне речи.

Методические задачи

1. Практика обучения свидетельствует, что усилия, затрачиваемые на постановку иноязычного произношения, не оправдываются. Именно поэтому появилась идея аппроксимации произношения, как бы узаконивающая произношение неточное, приблизительное, лишь похожее на настоящее. Правильно ли это?

2. Прокомментируйте следующее утверждение Ю.Г. Лебедевой: «…допуск аппроксимации в одном звене речевой структуры неизменно влечёт за собой отклонения и в других звеньях».

3. Кто прав?

Н.И. Гез: «Овладение отдельными звуками и особенно их комплексами (значимыми отрезками речи) облегчает знание (и практическое усвоение) наиболее важных общих закономерностей произношения в изучаемом языке, особенно тех, которые отсутствуют в звуковой системе родного языка».

Б.В. Беляев: «…человек никогда не говорит изолированными звуками и никогда в совершенной точности не производит один и тот же звук. В звуковом потоке живой речи отдельные звуки слитно следуют друг за другом и всегда несколько видоизменяются в зависимости от того, какие именно другие звуки являются соседними. …Поэтому, развивая у учащихся фонематический слух, надо заботиться не столько о правильном произношении изолированных звуков и слогов, сколько о правильном произнесении слов в более или менее значительном речевом потоке».

4. Е.И. Пассов считает, что наряду с объективными причинами слабого владения произносительными навыками есть и заблуждения относительно обучения произносительной стороне речи, отрицательно влияющие на этот процесс: 1) «приблизительное» произношение и интонация не мешают в общении с носителями языка, 2) звуку нужно учить изолированно, 3) отдельные звуки важнее интонации, 4) произношению невозможно научить функционально, 5) аутентичному произношению научить невозможно, 6) обучение произношению – это скучная рутина. Как Вы думаете, будут ли со временем перечисленные стереотипы преодолены? Докажите свою точку зрения.

5. Согласны ли Вы с утверждением, что хорошее произношение – не роскошь, а средство общения?

6. В чём смысл следующего высказывания Н.А. Арсеньева: «Для передачи своего мнения другому лицу требуется не только владеть наилучшим запасом слов, но и наилучшим воспроизведением звуков, составляющих слова. В ином случае неточность произношения становится ошибкой, искажающей смысл высказывания»?

7. Предложите свои приёмы контроля сформированности произносительных навыков.

8. Как Вы прокомментируете следующий аргумент в пользу интонации: «Интонация передаёт внутренний психологический контекст говорящего, внутри которого только и может быть смысл данного слова» (Л.С. Выготский)?

9. Согласны ли Вы с утверждением, что произношением следует овладевать не в отрыве от речи, не до неё, а в процессе говорения? Аргументируйте свой ответ.

10. Объясните, в чём заключается разница между традиционным и коммуникативным обучением иноязычному произношению?

11. Кто прав?

Б.А. Бенедиктов: «Артикуляционная установка на иноязычное произнесение и внутренне проговаривание исключает артикуляционную установку на родную речь. Активное воздействие окружающих иноязычных структур и должный темп речи, интенсификация процесса усвоения в целом исключают возможность межъязыковых переключений и приводят к становлению иноязычной внутренней речи, т.е. к уровню владения усваиваемым языком».

Н.И. Гез: «Ученик 4 класса, приступающий к изучению ИЯ, обладает уже твёрдо установившимися слухо-произносительными навыками на родном языке. Эти навыки относятся к числу наиболее автоматизированных, т.е. не контролируемых сознанием; более того, без специального обучения они не поддаются управлению со стороны говорящего. Эта их особенность приводит к тому, что начинающий при восприятии и произнесении звуков ИЯ автоматически использует уже сложившуюся у него акустико-артикуляторную базу, что влечёт за собой их искажение. Другими словами, возникает интерференция, которая проявляется в том, что слышимые и произносимые звуки и интонемы ИЯ учащийся уподобляет имеющимся в родном…».

12. Предложите классификацию звуков при формировании произносительных навыков говорения для своего изучаемого языка. Обоснуйте её.

13. Предложите свои приёмы контроля сформированности произносительных навыков.

14. Составьте ориентировочную карточку для разработки фрагмента урока по введению нового фонетического материала.

· Ориентировочно-подготовительный этап. Знакомство с новым фонетически

явлением и выполнение первичных действий по образцу, либо с опорой на правило, моделях.

· Этап формирования слухопроизносительных навыков. Выполнение комплекса фонетически направленных упражнений.

· Ситуативно-варьирующий этап. Дальнейшая автоматизация произносительных действий и формирование переноса навыков, что достигается путём выполнения произносительных действий и вариативных словосочетаниях, моделях.

15. Разработайте варианты фонетической зарядки.

а) младший этап;

б) средний этап;

с) старший этап.

16. Проанализируйте видеоурок и урок, посещённый в школе, с точки зрения особенностей формирования и совершенствования произносительных навыков на уроке.

· Определите этапы урока, где имело место формирование или совершенствование слухо-произносительных навыков.

· Проанализируйте цель и содержание фонозарядки. В каком режиме она проводилась?

· Оцените, повлияла ли фонозарядка на улучшение произносительных навыков учащихся.

· Оцените произношение учащихся группы на основе принципа (идеи) аппроксимации. Выявите типичные произносительные и интонационные ошибки, причины их возникновения и предложите собственные упражнения для их устранения.

· Как учитель исправлял фонетические ошибки?

· Какие технические средства использовались на уроке с целью формирования или совершенствования слухопроизносительных навыков? Каким образом?

· Как использовалась зрительная опора в процессе работы над произношением?

17. Разработайте фрагмент урока по введению нового фонетического явления, используя ориентировочную карточку, методические рекомендации и действующие УМК по английскому языку. Разыграйте фрагменты, прокомментируйте их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: