Почему Иван Шухов всегда просыпался за полтора часа до всеобщей побудки?

Практическая работа по дисциплине «Литература»

Тема: «Особенности повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Цели:                                                                                                                                      - развивать культуру читательского восприятия прозаического художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного произведения;- развивать образное и аналитическое мышление, читательский интерес обучающихся, художественный вкус;- совершенствовать умения анализа и интерпретации прозаического литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний.

Оснащение:                                                                                                                     - Презентация «Жизнь и творчество А.И. Солженицына»;                                         -Презентация «Повесть «Один день Ивана Денисовича как документальное свидетельство сталинского режима»;                                                                          - текст повести «Один день Ивана Денисовича»;                                                                    - памятка «План характеристики образа (персонажа)»;                                                                        - учебник

Краткие теоретические сведения.

Почти треть тюремно-лагерного срока - с августа 1950 по февраль 1953 г. -Александр Исаевич Солженицын отсидел в Экибастузском особом лагере на севере Казахстана. Там, на общих работах, и мелькнул долгим зимним днём замысел рассказа об одном дне одного зэка. Вот как описывает свой замысел сам Солженицын: «..Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир - одним днём. Конечно, можно описать вот свои десять лет лагеря, там всю историю лагерей, - а достаточно в одном дне всё собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет всё...» (март 1976 г.).

Рассказ написан в Рязани, где Солженицын поселился в июне 1957 г. и с нового учебного года стал учителем физики и астрономии в средней школе №2. Рассказ был начат 18 мая 1959 г. и закончен 30 июня. Работа заняла меньше полутора месяцев.                                                                                                                                 Вот что об этого говорит сам Солженицын в одном из интервью: «..Это всегда получается так, если пишешь из густой жизни, быт которой ты чрезмерно знаешь, и не то что не надо там догадываться до чего-то, что-то пытаться понять, а только отбиваешься от лишнего материала, только-только чтобы лишнее не лезло, а вот вместить самое необходимое...» (радиоинтервью для «Би Би Си», 8 июня 1982 г.)

 

Сочиняя в лагере, Солженицын, чтобы сохранить сочинённое в тайне и с ним самого себя, заучивал наизусть сначала одни стихи, а под конец срока диалоги в прозе и даже сплошную прозу. В ссылке, а затем и реабилитированным он мог работать, не уничтожая отрывок за отрывком, но должен был таиться по-прежнему, чтобы избежать нового ареста. После перепечатки на машинке рукопись сжигалась. Сожжена и рукопись лагерного рассказа. А поскольку машинопись нужно было прятать, текст печатался на обеих сторонах листа, без полей и без пробелов между строчками.

Солженицын в радиоинтервью к 20-летию выхода «Одного дня Ивана Денисовича» для Би-би-си, 8 июня 1982 г.: «…Для того чтобы её* (*повесть) напечатать в Советском Союзе, нужно было стечение невероятных обстоятельств и исключительных личностей. Совершенно ясно: если бы не было Твардовского как главного редактора журнала – нет, повесть эта не была бы напечатана. Но я добавлю. И если бы не было Хрущёва в тот момент – тоже не была бы напечатана. Больше: если бы Хрущёв именно в этот момент не атаковал Сталина ещё один раз – тоже бы не была напечатана. Напечатание моей повести в Советском Союзе, в 62-м году, подобно явлению против физических законов, как если б, например, предметы стали сами подниматься от земли кверху или холодные камни стали бы сами нагреваться, накаляться до огня. Это невозможно, это совершенно невозможно. Система была так устроена, и за 45 лет она не выпустила ничего – и вдруг вот такой прорыв. <…> Только потому у всех отнялись языки, что это напечатано с разрешения ЦК в Москве, вот это потрясло…»

Содержание работы

Задание № 1. Решите тест.

1. Укажите правильный вариант первоначального названия произведения:

1) «Иван Денисович»

2) «Один день одного зэка»

3) «Щ-854. Один день одного зэка»

4) «Архипелаг ГУЛАГ»

 

2. В каком журнале впервые был опубликован «облегчённый» вариант произведения:

 

1) «Новый мир»                                                                                                                               2) «Роман-газета»

3) «Кругозор»                                                                                                                                          4) «Молодая гвардия»

3. Какая проблема не поднимается в произведении:

1) проблема человеческого достоинства

2) проблема экологии

3) проблема отношений между человеком и государством

4) проблема отношения к труду

 

4. Сколько лет главному герою:

1) 45

2) 38

3) 39

4) 40

 

5. За что был осужден Шухов:

1) за воровство

2) за убийство

3) за измену Родине

4) за дезертирство

 

6. К какому композиционному элементу относятся приведенные ниже строки:

«В пять часов утра, как всегда, побило подъём – молотком об рельс штабного барака. Прерывистый звон слабо прошел сквозь стекла, намерзшие в два пальца, и скоро затих: холодно было и надзирателю неохота была долго рукой махать»:

1) зачин

2) кульминация

3) развязка

4) развитие действия

 

7. Кем был Шухов в лагере:

1) каменщиком

2) переписчиком

3) сапожником

4) плотником

 

8. О чём мечтала жена Шухова, когда в письмах рассказывала о жизни в колхозе:

1) о том, что муж после возвращения будет работать в колхозе

2) о том, что они уедут в город

3) о том, что он станет ковры красить

4) она ему не писала

 

9. О ком идет речь в предложении? «Зубов нет половины и на голове плешь, никому никогда не давал и не брал ни с кого и в лагере не научился»:

1) о Тюрине

2) о Кильдигсе

3) о Шухове

4) о «высоком молчаливом старике»

Почему Иван Шухов всегда просыпался за полтора часа до всеобщей побудки?

1) Хотел тщательно подготовиться перед работой.

2) Ему не спалось.

3) Это входило в его обязанность.

4) В это время он чувствовал себя свободным человеком.

 

11. Узнайте героя по описанию: «…хлопец лет шестнадцати, розовенький, как поросёнок»:

1) Кавторанг Бундовский

2) Кильгас Иоганн

3) Гопчик

4) Алёшка-баптист

 

12. Узнайте героя по описанию: «Лицо... в рябинах крупных, от оспы. Стоит против ветра - не поморщится, кожа на лице - как кора дубовая».

1) Шухов

2) бригадир Тюрин

3) Фетюков

4) Цезарь Маркович

 

13. О ком идёт речь? «он не был шакал даже после восьми лет общих работ — и чем дальше, тем больше утверждался»; «на подлость, на предательство он не пошёл бы и под страхом смерти»:

1) Стенька Клевшин

2) Ермолаев

3) Иван Денисович

4) Гопчик

 

14. Какое качество не присуще Шухову:

1) здравый смысл

2) житейская мудрость

3) высокая нравственность

4) лень

 

15. Какой композиционный элемент произведения образует приведенный ниже отрывок ? 

«Засыпал Шухов вполне удоволенный. На дню у него выдалось сегодня много удач: в карцер не посадили, на Соцгород бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов - три дня лишних набавлялось…»:

1) зачин                                                                     2) развязка                                                                                                                                 3) концовка                                                               4) кульминация                                                                                                                          

 

                                                                                       


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: