ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛАССОВ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТИ
И БАЛАНСИРОВКА ШЛИФОВАЛЬНЫХ КРУГОВ
Цель работы
2.1.1. Приобретение практических навыков определения классов неуравновешенности, величины фактической неуравновешенности шлифовальных кругов в состоянии поставки.
2.1.2. Освоение методов балансировки шлифовальных кругов в сборе с планшайбой.
Оборудование и инструменты
2.2.1. Стенд для балансировки с цилиндрическими или с дисковыми направляющими.
2.2.2. Набор шлифовальных кругов.
2.2.3. Набор гирь и зажим.
2.2.4. Набор оправок.
2.2.5. Шлифовальный круг в сборе с планшайбой.
2.2.6. Уровень.
Теоретическая часть
Неуравновешенность шлифовального круга – это несовпадение его центра тяжести с центром вращения. При вращении из-за неуравновешенности круга возникает неуравновешенная центробежная сила, вызывающая переменные нагрузки на опорах и изгиб абразивного инструмента.
Основными причинами неуравновешенности круга являются:
- неравномерная плотность в различных участках круга;
|
|
- отклонение от параллельности торцов круга, их вогнутость и выпуклость;
- смещение оси отверстия относительно наружной поверхности;
- смещение оси отверстия круга относительно оси вращения шпинделя из-за зазора между посадочными поверхностями фланцев планшайбы и круга.
Неуравновешенность круга приводит в процессе шлифования к интенсивному износу узлов станка, особенно подшипников шпинделя, снижает качество обработанной поверхности детали и стойкость инструмента. В связи с этим неуравновешенность шлифовальных кругов является одним из основных критериев качества инструмента.
Принято различать:
- неуравновешенность шлифовальных кругов в состоянии поставки, контролируемую на заводах изготовителях абразивного инструмента;
- установочную неуравновешенность, неуравновешенность шлифовального круга, отбалансированного в сборе с планшайбой, то есть неуравновешенность, с которой инструмент начинает процесс шлифования;
- эксплуатационная неуравновешенность – образующаяся в процессе эксплуатации в результате износа и воздействия смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ).
Неуравновешенность шлифовальных кругов определяется величиной неуравновешенной массы. Для определения неуравновешенности шлифовальные круги подвергаются статической балансировке. Мерой неуравновешенности является масса груза, которая, будучи сосредоточенной в точке периферии круга, противоположной центру тяжести, перемещает центр тяжести на ось вращения круга.
Для контроля неуравновешенности шлифовальных кругов в состоянии поставки определен допустимый предел неуравновешенных масс для каждого размера круга. Весь диапазон разбит на 4 интервала, которым соответствуют 4 класса неуравновешенности (по возрастанию от 1 до 4 класса). Неуравновешенность определяют для кругов на керамической, бакелитовой, вулканитовой связках, эльборовых на керамической связке, лепестковых кругов диаметром от 100 до 2000 мм и высотой от 1 до 630 мм. Значения допустимых неуравновешенных масс для некоторых кругов приведены в таблице 2.1.
|
|
Таблица 2.1
Значения допустимых неуравновешенных масс шлифовальных кругов
Размер круга, мм | Значения допустимых неуравновешенных масс для классов неуравновешенности, г | ||||
Наружный диаметр | Высота | 1 | 2 | 3 | 4 |
св. 120 до 160 | св 10 до 16 | 4 | 5 | 10 | 16 |
св 10 до 25 | 5 | 8 | 12 | 20 | |
св 25 до 40 | 6 | 10 | 16 | 25 | |
св. 160 до 250 | св 10 до 16 | 5 | 8 | 12 | 20 |
св 10 до 25 | 6 | 10 | 16 | 25 | |
св 25 до 40 | 8 | 12 | 20 | 30 | |
св. 250 до 320 | св 10 до 16 | 8 | 12 | 20 | 30 |
св 10 до 25 | 10 | 16 | 25 | 40 | |
св 25 до 40 | 12 | 20 | 30 | 50 | |
св 40 до 60 | 16 | 25 | 40 | 60 | |
св. 320 до 400 | св 10 до 16 | 12 | 20 | 30 | 50 |
св 10 до 25 | 16 | 25 | 40 | 60 | |
св 25 до 40 | 20 | 30 | 50 | 80 | |
св. 400 до 500 | св 16 до 25 | 16 | 25 | 40 | 60 |
св 25 до 40 | 20 | 30 | 50 | 80 | |
св 40 до 63 | 25 | 40 | 60 | 100 | |
св 63 до 100 | 30 | 50 | 70 | 120 |
В связи с тем, что возникающая при вращении шлифовального круга неуравновешенная центробежная сила не только существенно ухудшает эксплуатационные показатели инструмента, но и может привести к его разрыву, все круги диаметром больше 125 мм и высотой более 8 мм перед установкой на станок должны подвергаться статической балансировке в сборе с планшайбой (статическая балансировка – это совмещение центра тяжести круга с осью вращения).
Для осуществления операции балансировки фланцы планшайбы (рисунок 2.1) имеют круговые пазы, в которых перемещаются и крепятся компенсирующие сухарики 5.
Рисунок 2.1. – Крепление шлифовальных кругов на планшайбе:
1 – шлифовальный круг; 2 – нижний фланец; 3 – верхний фланец;
4 – винт; 5 – компенсирующий сухарик; 6 – прокладки
Статистическая балансировка производится на балансировочном стенде. Круг, закрепленный на планшайбе, устанавливают на специальную оправку (рисунок 2.2) и вместе с ней на две опоры балансировочного приспособления.
Рисунок 2.2. – Оправка для балансировки шлифовальных кругов
В качестве опор могут служить ножи (рисунок 2.3), цилиндрические валики, диски.
Рисунок 2.3. – Балансировочное приспособление
Статическая балансировка отнимает очень много времени, поэтому в современных шлифовальных станках применяют устройства для балансировки кругов непосредственно на станке.
На рисунке 2.4 показано устройство для балансировки с помощью трех шаров.
Рисунок 2.4. – Устройство для автоматической балансировки круга на станке
Положение шаров 1 фиксируется плунжером 2 под действием пружины 3. При балансировке круга в полость 4 подается масло и плунжер освобождает шары. Под действием центробежных сил шары перемещаются по желобу кольца и занимают положение, противоположное силе, вызывающей неуравновешенность системы. При достижении уравновешенности системы, давление масла на плунжер в полости 4 снимается, и шары 1 закрепляются пружиной 3. Время балансирования не превышает 20 секунд.