Словообразовательная пара — это два однокоренных слова, одно из которых является производящим, а второе производным непосредственно от него с помощью словообразовательной морфемы:ночь-ночной.
Словообразовательная модель — схема образования слова из морфем по единым принципам их следования и соединения. Словообразовательная модель служит обозначению понятия: например,
· образование названий орудий, инструментов в русском языке от основ глаголов с помощью суффикса -ло — точило, рубило.
· Глаголы со значением начала действия с помощью приставки -за-: кричать — закричать.
· Глаголы со значением разового действия с помощью суффикса -ну-: прыгать — прыгнуть, кричать — крикнуть.
· Глаголы со значением «производить действие некоторое время» с помощью приставки по-: прыгать — попрыгать, кричать — покричать.
Словообразовательные цепочки могут ветвиться, образуя различные последовательности. Например, от метеор можно образовать и метеорит, и метеорный, и метеорический, а от метеорит — метеоритный. Единство таких словообразовательных цепочек называется словообразовательным гнездом.
Словообразовательная парадигма — Объединение производных слов, имеющих одну и ту же производящую базу и находящихся на одной и той же ступени деривации. Например, словообразовательном гнезде с вершиной здоровый можно выделить следующие парадигмы:
· здоровенький, здоровенный, нездоровый, здороветь, оздоровить, здоровье – I ступень производности (слова, образованные от прилагательного здоровый);
· оздоровлять, оздоровление – II ступень производности (слова, образованные от глагола оздоровить);
· выздоровление, выздоравливать – III ступень производности (слова, образованные от глагола выздороветь).