Назовите этапы проектирования ЦОР

Таким образом, методика разработки ЦОР включает следующие этапы:

1. Предварительная работа.

Для разработки ЦОР необходимо, прежде всего, разработать документы, регламентирующие процесс их разработки, и выбрать инструментарий для практической подготовки необходимых учебно-методических материалов.

Предварительная подготовка включает следующие основные этапы:

· разработка дидактических требований к ЦОР — для этого проводится анализ потребностей, который включает специфику данного направления, данной группы потенциальных учащихся и цели курса. По результатам данного анализа принимается решение о форме ЦОР (CD, сетевой курс);

· разработка технических требований к ЦОР — необходимо убедиться в том, что выбранную технологию можно технически реализовать. В ином случае необходимо изменять или техническое задание, или форму курса;

· разработка структуры ЦОР;

· разработка методики использования ЦОР в учебном процессе (для педагога);

· разработка методики работы с ЦОР (для учащихся).

2. Подготовка содержания.

ЦОР как программное средство учебного назначения можно

представить в качестве системы, состоящей из двух подсистем:

- информационной (содержательная часть);

- программной (программная часть).

В информационную часть электронного учебного ресурса входят:

· представление автора курса (с фотографией);

· методические рекомендации по изучению курса;

· четко структурированные учебные материалы;

· иллюстрации, представленные всем спектром мультимедиа (графика, анимация, звук, видео);

· практикум для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения задания и анализом наиболее часто встречающихся ошибок;

· система диагностики и контроля (тестовые задания, задания для работы в группе и т.п.);

· дополнительные материалы (от контекстной расшифровки терминов до нормативной базы и электронной библиотеки);

· сервисные средства (справка по работе с учебником, словарь, глоссарий и т.п.).

На стадии подготовки содержания в первую очередь создается сценарий. Иногда он снабжается иллюстрациями, разъясняющими инструкции. Сценарий подразумевает продумывание организации интерактивности, т.е. взаимодействия между учащимся и компьютером, учеником и преподавателем, другими учениками.

Возможный функциональный состав программной подсистемы ЦОР может выглядеть следующим образом:

· система регистрации ученика;

· модули учебного материала (куда входят задания для самоконтроля и зачетные задания разных видов);

· дополнительные материалы (от контекстной расшифровки терминов до нормативной базы и электронной библиотеки);

· сервисные средства (справка по работе с учебником, словарь, глоссарий, электронный ежедневник, система поиска и т.п.);

· коммуникационная система (обеспечение взаимодействия преподавателя и учащихся);

· защитная система.

Этапы подготовки содержания и программирования чередуются. Знание разработчиком ЦОР возможностей технологий помогают лучше разобраться с возможностями структурирования содержания.

 3. Дизайн.

В течение данного этапа уточняется общая структура цифрового учебного ресурса и создается детальный сценарий. Данный процесс состоит из двух ступеней:

1. создание общей концепции оформления, а именно определение общего стиля, атмосферы курса, структуры навигации, обратной связи с учащимися, выбор кнопок для навигации и т.п. Важно, чтобы исходно заданный внешний вид и структура не претерпевали значительных изменений в ходе разработки.

2. Детальный дизайн, включающий детальную проработку содержания курса, внешнего вида каждого окна и контекстных меню. Проще вносить изменения на данной ступени, чем в общей концепции.

4. Производство.

На данном этапе идет непосредственная разработка продукта. Материалы компонуются в модули, делаются перекрестные ссылки, организуется взаимодействие различных частей ЦОР. Оцифровываются графика и звук, оформляются все окна.

5. Тестирование.

Тестирование ЦОР идет на каждой фазе производства, чтобы итоговый продукт совпадал с намеченными дидактическими целями. Также важно техническое тестирование программы, направленное на выявление программных ошибок. Итоговое тестирование ЦОР должно проводиться в экспериментальных группах под непосредственным наблюдением авторов, методистов и разработчиков.

Его цели:

1. Проверить работу всех функциональных модулей обучающей программы в реальном режиме.

2. Выявить не замеченные ранее неточности в изложении учебного материала и программной реализации. Здесь необходима помощь учащихся. Необходимо фиксировать ошибки и передавать информацию разработчикам.

3. Оценить эффективность организации интерфейса ЦОР, фиксируя, что именно вызывает затруднения у учащихся при работе с ней.

4. Оценить среднюю продолжительность работы ученика с каждым курсом, что необходимо положить в основу составления учебных планов;

5. Накопить базу результатов выполнения тестовых заданий для осуществления проверки их валидности.

6. Регистрация и сертификация ЦОР.

Правовая и патентная защита подразумевает, что цифровые образовательные ресурсы и сетевые курсы подпадают под действие Закона Российской Федерации по правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных, предусматривающих ответственность за несанкционированное распространение ЦОР и материалов из них. Товарный знак на программу также является средством ее защиты. Регистрация ЦОР нужна для осуществления правовой защиты ресурса. Сертификация цифрового ресурса есть подтверждение его качества. Она проводится аккредитованными государственными или негосударственными организациями, которые устанавливают

Подход снизу-вверх предполагает постепенное выстраивание

обучающей системы на основе поэтапного внедрения в учебно-воспитательный процесс цифровых ресурсов различного характера, что на практике является наиболее доступным для педагога.

Для данного подхода характерна следующая последовательность

этапов:

1) подготовка и апробация демонстрационных материалов для чтения лекций и проведения практических занятий;

2) разработка и апробация электронного конспекта лекций, заданий для практических (лабораторных) занятий и семинаров;

3) разработка и апробация заданий для промежуточного и итогового контроля и самоконтроля;

4) проектирование и апробация принципов обратной связи;

5) структурирование электронных материалов и формирование базы знаний;

6) формирование базы данных для мониторинга и коррекции учебно-воспитательного процесса.

Контрольные задания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: