Роль и личность учителя в нравственном воспитании подростка

Итак, в предыдущих главах мы с вами рассмотрели понятие личности учителя. Теперь задача состоит в том, что бы рассмотреть ее роль в нравственном воспитании подростка.

Личность учителя так же наделена определенными задачами и главная состоит в том, что бы ребенок осознал себя человеком нравственным. Чтобы выполнить эту задачу, учительдолжен постоянно развивать себя как в интеллектуальном плане, так и в нравственном. Все его старания проявляются в профессиональной культуре. Эта культура определяется нравственностью педагога и оказывает сильное влияние на нравственное воспитание учащихся. В основе этой нравственности лежит совокупность материальных духовных ценностей: его личность, внешний вид, действия и отношения с окружающими.

В структуре самой личности ученые выделяют три группы качеств, которые мы отнесем к педагогу: социальные и общеличностные (идейность, нравственность, гражданственность, педагогическая направленность и эстетическая культура); профессионально-педагогические (теоретическая и методическая готовность по специальности, психолого-педагогическая готовность к профессиональной деятельности (теоретическая), развитость практических педагогических умений и способностей); индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память); эмоциональная отзывчивость; волевые качества; особенности темперамента; состояние здоровья [ 18, с. 64.].

Все эти качества учитель должен вложить в учеников, чтобы они смогли определить свое место в жизни, наладить взаимоотношения с окружающими.Из всего сказанного можно сделать вывод, что занимаясь нравственным воспитанием подростков, педагог помогает им адаптироваться к культуре современного общества, учит  в нем жить и строить свою жизнь, не нарушая при этом жизнь других людей своим аморальным поведением.  А. Гармаевписал о том, что в деле воспитания сам воспитатель и его дарования: целомудрие, чистота души, вера, его разум - приобретают сугубое значение. И можно сказать: любовь вне воспитания не существует, и воспитание вне любви не бывает. Поэтому, выше мы уже говорили если педагог обладает лишь теоретическими основами нравственности, без практики, то это не только обедняет личность учителя и ученика, но и может умалить роль тех качеств и достоинств, благодаря которым поддерживается и развивается жизнь в обществе [13]

Одним из самых главных качеств педагога по прежнему является духовность. Духовность означает направленность личности на высшие ценности и проявление гуманизма по отношению к другому человеку. Наибольшее выражение духовность находит в "харизме" – интегральном качестве личности, выражающим его "воспитательную силу", степень его влияния на "молодую душу [15]

Чтобы воспитать в ребенке духовность и нравственность учитель сам должен обладать этими качествами. Как мы говорили выше, для этого ему необходимо постоянно заниматься саморазвитием, быть не только готовым к любым изменениям в мире, но и умело подстраиваться под них, а также  педагог должен самостоятельно осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность. Но не только поведение педагога и его взаимоотношения показываю нравственность, а также и его профессиональная деятельность. Суть состоит в том, что такой учитель хочет знать больше и прикладывает все усилия к этому, тем самым повышая свою профессиональную компетентность.

Теперь, давайте с вами выясним, какие личные качества и профессиональные умения особенно важны для нравственного воспитания учащихся, ведьэффективно воспитать нравственность не так-то просто. Учитель для учеников является эталоном нравственности, и они требуют от него высокого профессионального мастерства. Поэтому педагог должен применять методы воздействия, которые он отработал, на формирование ребенка. Множество психологов считают, что между воспитаниемкоторое было (предшествующее) у ученика и которое будет (последующее), существует взаимосвязь. Воспитание которое было, оно же предшествующее, сохраняет своеобразие данного периода и ориентируется на особенности будущего воспитания, готовит к нему, а последующее воспитание активно опирается на уже на опыт ребенка накопленный в течении жизни. Педагог должен делать упор на то новое положительное, что появилось в психике ребенка.

Процесс нравственного воспитания подростков будет больше эффективен, если: отношения педагога с обучающимися будут строятся на совместной творческой деятельности; принцип педагогического общения будет строиться  не в том чтобы только свои знания показывать подросткам, а наоборот вместе с ними изучать науки и их глубины. Обучение, самообразование и образованиедержаться на личноминтересе человека, подростка, егоспособностях, которые гармонично соединены собщественными чувствами и стремлениями. Деятельность педагога и обучаемого, а также самостоятельная работасамого ученикастроиться на преодолениях сложностей идостижения трудных целей. Новые смысловые воспитательные константы предполагают так же новую педагогическую среду, в которой имеется содружество педагогов и единомышленников в творческом, духовном воспитании детей и подростков. Для подростка нравственное развитие становится актуальным и понятным, когда он сталкивается с этим в реальной жизни с реальными проблемами социальными, которые придется решать на основе морального выбора. Значительное влияние на формирование личности оказывает группа, коллектив, его творческая атмосфера, которую должен создать педагог. Это так же является его педагогической задачей, как и задача формирования личностных качеств. Одно без другого невозможно. Верховенство в воспитаниизанимает личностный подход, ее права на выбор, собственное суждение, самостоятельный поступок и абсолютное признание достоинства каждой личности. Они собранны в единую систему и объединены творческой, а так же нравственной установкой. Эти педагогические идеи становятся для педагогического действия гармоничной и целостной платформойТак же важной функцией воспитания является мотивация педагога к образовательно-воспитательному процессу и восприятие его обучающимися [1, c. 110-115.].

Когда учитель будет планировать свою дальнейшую воспитательную работу, он должен не забывать о том, что воспитывает не толькоодного ученика, но и коллектив в целом. Считается, что в воспитании нравственности нужно учитывать: «Что такое нравственность? В чем она должна состоять?». Белинский так дал ответ на этот вопрос: «В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера – есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий».

Проблема влияния личности учителя на нравственное воспитание детей всегда актуальна. К.Д. Ушинский считал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников» [16, с. 23.]

Итак, подведем итог к вышесказанному. Несмотря на  то, что образование совершенствуется, проблема воспитания нравственности остается особенно актуальной, и прежде всего, данным вопросом занимается школа, так как там формируется активная жизненная позиция ребенка, нормы нравственности и т. д. Целью современного образования является воспитание нравственной личности. Чтобы достичь поставленной цели, нужно совершенствовать образованиев области морали, этики,и тем самым способствуя тесному взаимодействию учителя и ученика.

Так же нравственное воспитание в наше время обладает рядом проблем требующих скорейшего решения. Косновным можно отнести проблему ценностей, национальных традиций, наставления успешности, компьютеризации и др. Как один из вариантов решения этих проблем, специалисты усматривают в преподавании религиозной этики и истории, т.к. они способствуют усвоению нравственных ценностей.

Для эффективного усвоения данных ценностей необходима сильная, высококвалифицированная личность учителя, которая сможет повлиять на нравственное воспитание подростка. Преподавателю, как и школе в целом, нужно продолжать совершенствовать педагогический процесс по нравственному воспитанию в условиях современной школы, чтобы достичь наилучших результатов в воспитании подрастающего поколения.

 

 

Заключение.

В данной работе рассмотрели основные задачи, которые были поставлены. Раскрыли содержание понятий «личность учителя», «нравственное воспитание», рассмотреть цели, содержание и методы нравственного воспитания, а так же проследили влияние личности учителя на нравственное воспитание подростков.

Нравственное воспитание подростков является основным фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей. Проблемы нравственного воспитания актуальны и в наши дни. Их связывают с изменением понимания понятия ценности, с изменением социокультурной обстановки в обществе, а также с ослаблением социального контроля за поведением и деятельностью подростков.

Актуальной задачей современного образования выступает индивидуально-личностное развитие учащихся. Заниматься этим вопросом следует уже с детства человека, а делать это должен тот, кто сам хорошо воспитан и образован. Только этот человек сможет подать правильный пример, дать дельный совет, а также воспитать в ребенке основные духовные ценности. Учитель это и есть воспитанный и образованный человек, является этой сильной личностью, на которую возлагается столь большая ответственность, как воспитание в ребенке нравственной личности.

Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к свой работе и к окружающим – все это имеет первостепенное значение для нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Именно на это обращают внимание родители и дети, а, исходя из проведенного исследования, родители и ученики считают учителя одним из важных факторов нравственного воспитания. Учитель и ученик постоянно взаимодействуют друг с другом. Поэтому ученик все слова и действия педагога пропускает через себя, что, несомненно, влияет на его воспитание.

Но учителя это такие же  обычные люди, поэтому, чтобы стремиться к идеалу, необходимо работать над собой. Учитель должен развиваться как в интеллектуальном плане, так и в духовном. К тому же совокупность духовных материальных ценностей, к которым относятся внешний вид, действия и отношения с окружающими, также играют одну из важнейших ролей. Но не только преподавателю, но и самой школе, необходимо продолжать совершенствовать педагогическийпроцесс по нравственному воспитанию, чтобы достичь наилучших результатов в воспитании подрастающего поколения.

 

Список литературы.

1. Гагарина, К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения /К.Е. Гагарина - Молодой ученый. – 2011. – №3. Т.2. – С. 110-115.

2. Григорович, Л.А Педагогика и психология: учебное пособие [Текст]/ Л.А Григорович, - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.

3. Грищенко, Л.И. Теория и методика воспитания. Педагогика и психология. Социальная педагогика / Л. И. Гриценко. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008. – с. 235.

4. Давыдкина, О.Н. Проблема формирования личности учителя в научно-педагогических трудах В.А. Сластенина / О.Н. Давыдкина; НИУ БелГУ // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы IV междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти выдающегося ученого-педагога, акад. В.А. Сластенина, Белгород, 17-18 сент. 2013 г. / отв. ред. И.Ф. Исаев. - Белгород, 2013. - С. 224-228.

5.. Исмагулова, Б. А. Нравственное воспитание подростков в условиях современной школы: традиции и перспективы // Теория и практика образования в современном мире/ Б.А. Исмагулова — СПб.: Заневская площадь, 2014. С.15-19.

6. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание: [Перевод] / И.С. Кон. – М.: Прогресс, Б.г.1990.- 367 с.

7. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя.  / В.В. Краевский - Самара:  Изд-во СамГПИ,  1994. - 165 с.

8. Новиков, А. М..Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей./ А.М. Новиков – М.: «Эгвес», 2010. – 208 с.

9. Орлов, А. Б. Психология личности человека: практики. /А.Б.Орлов -  М.: Академия, 2002. - 550 с.

10.Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

11.Педагогический терминологический словарь — Российская национальная библиотека — С.-Петербург, 2006.- с 100.

12.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн- СПб– Издательство: Питер, 2002 г., - 720 стр.

13.Рыбина, Г.В. Профессиональная культура педагога как фактор духовно-нравственного воспитания учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена./ Г.В. Рыбина-  Выпуск №61/2008.

14.Сластёнин, В.А. Педагогика творчества / В. А. Сластенин // Советская педагогика. — 1991 — №1.- С. 5.

15. Сухиташвили, Л. С. Духовно-нравственные качества педагога как фактор успешности процесса воспитания личности. / Л.С. Сухиташвили// Журнал KANT.  Выпуск № 3 (6). – 2012.

16. Ушинский, К. Д. Об учебно-воспитательной работе / К. Д. Ушинский. – М.: Госучпедгиз, 1939. – 100 с

17. Харламов, И.Ф. Педагогика./ И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

18.Шиян, О. М. Аутопедагогическая компетентность учителя / О.М. Шиян // Педагогика. – 1999. – № 1. – С. 64

19. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: